Чернобыль, чёрная полынь СССР

Рассказ для мальчиков и девочек, а также их пап и мам, бабушек и дедушек.
Очерки русского характера 3.


      Собрались все внуки ко мне на дачу, в середине лета, на выходные сдали родители. Днём, мелкие  бегали по участку, лазали по огороду и ягодникам, в зарослях жасмина устроили себе штаб, если чего у меня пропадает из инструмента, я иду искать к ним в штаб. Точно, там и нахожу или рядом. В штабе, их обычно собиралось человек пять, вместе с соседскими мальчишками и одной бойкой соседской девчонкой, Ксюшей, которая была у них за начальника штаба. День мальчишки провели в активной деятельности,бегали друг за другом, прятались по всем углам, играли в пряталки, один был водящий, искал, остальные прятались, кто, где сможет. В этой компании всегда принимают участие и друзья, соседские дети, с нашей улицы. Старший, студент, косил механической косой заросший травой участок. Полез он косить траву рядом с ульями, у меня их пяток штук, при косьбе,Кирилл вышел на курс прилёта пчёл в улей. Получил жало от пчёлки в лицо. На этом, косьбу ему пришлось завершить. Вечером, после бани, собрал я  всех своих четверых внуков вместе, в «греческом зале», в мансарде на верху, у камина, собрал пообщаться. Трое мальчишек, из них двое, Роман и Елисей, шестилетки, третий Сеня, в пятый класс перешёл, четвёртый, Кирилл, парень, 19 лет, первый курс университета, в Москве, осилил. Этот сидит в сторонке, со своей гитарой, потихоньку струны перебирает, пальцы тренирует. Я начал с вопросов традиционных, как дела? Чем занимаетесь? Чего новенького. В ответ на это, первым откликнулся Роман, шести с половиной лет. Мальчишка уже готов  к школе, читает на ходу, счёт и основные математические операции освоил, пока без умножения и деления. Вид у него солидный, плотный, без жировой прослойки на теле, поднимаю его я, с напрягом. С ним регулярно занимается его папа, мой старший сын. Водит его в разные секции, плавание, борьба,какая то модная, бразильская. Мальчишка крепенький и рассуждать любит. Он, первый из мальчишек, поведал нам, что у них в детсаде, родители водят его в подготовительную группу, ему его друг Никита, рассказал об аварии на атомной станции в Чернобыле. И что же он тебе рассказал, стал я его спрашивать, слегка ошарашенный информированностью современных «шестилеток». Я, в его годы, и электричеством то редко пользовался, в деревне у бабушки с дедушкой, куда меня отвозили родители на летнее житьё. Электричество в их деревне, за Волгой, давали от трактора, на два часа вечером. Я сам, в шесть лет, читать ещё не умел, буквы знал только старинные, из бабушкиной псалтыри, и с арифметикой не дружил, как мои шестилетки, уже свободно складывающие цифры и считающие, пока их не остановишь. В деревне, я со своим дядей, братом отца, а дяде было лет 10, гоняли колесо, которое дядя делал сам, отпилив от берёзового бревна кругляшок, по деревенской улице, с помощью железного водила из проволоки. Набегавшись, он вёл меня в ближний липовый посадок, где он, по заданию моего деда, а его отца, драл лыко со ствола дерева. При этой его работе, мне доставались сладкие, полупрозрачные пластины, с внутренней стороны коры липы,прилегающие к древесине ствола, вкус незабываемый, на всю жизнь память. Мне было интересно, чего шестилетние мальчишки могут понять в таком сложном техническом предприятии как атомная электростанция, тем более, по специальности, я работал на атомных электростанциях и могу кое-что конкретно рассказать по этой аварии, но им то не конкретику надо давать, а картинку произошедшего, для них понятную, по которой они смогут освоить азы технологии. А откуда Никита узнал про эту аварию, поинтересовался я в ответ, и что он про неё, аварию, рассказал вам. Роман сразу же бойко начал отвечать на мой вопрос. Никита смотрел кино по телевизору, про Чернобыльскую аварию, и рассказал нам в группе, что на атомной станции в Чернобыле произошёл атомный взрыв, на четвёртом блоке, в апреле 1986 года и погибло при этом много людей. Взрыв произошёл во время испытаний, которые проводились на четвёртом блоке, из-за ошибки персонала в действиях, при проведении испытаний, поэтому и произошёл взрыв атомный.
       Информированность детей и запоминание фактов, была потрясающей. Я решил поговорить на эту тему с ребятами более подробно, тем более, во время Роминого пересказа, в разговор всё время встревал более старший Сеня, 11 лет, вставлял свои комментарии по поводу происшедшего, абсолютно не в тему разговора, чтобы поддержать свой авторитет перед младшими. Сеня, начал уже вытягиваться в росте, был очень худощав, одни кости, что очень расстраивало мою жену, его бабушку. Спорт и всякие танцы у Сени не прижились, прижился английский с репетитором и ещё его обуяло желание заниматься вокалом, что он и делал, посещая преподавателя по вокалу. Кроме того, Сеня, все четыре года обучения в школе, за каждый учебный год, получает в дневнике только пятёрки, по всем предметам, даже по физкультуре. Специально тренируется перед сдачей,по всем физкультурным нормативам, чтобы их выполнить.Парень имеет волевой характер. Елисей, второй шестилеток, помладше Романа на полгода, сидел и только слушал, своих мыслей не излагал, в рассказ Романа не встревал. У него крепкая логика мышления, слушая чужие рассказы о чём угодно, он по результатам слушания, всегда произносит в слух свой вывод, как бы для себя, всегда получается к месту. Сам он у нас "ботаник",худосочный,невесомый, как комарик, в очках. Любит ловить жуков-бабочек и рассматривать их через увеличительное стекло, которое я ему подарил. Ещё  он любит играть в "больницу", в которой он "работает" доктором. Он берёт бабушкины стетоскоп, тонометр, и ходит всех "лечит", измеряет давление, слушает стетоскопом дыхание, предлагает сделать укольчик "больному", для укольчиков бабушка выдала ему шприц без иглы.
      Я их разговоры, пререкания остановил, и предложил им выслушать мой рассказ о произошедшем событии, обсудить его вместе со мной, не торопясь и более подробно. Мальчишки на это согласились, посидеть, послушать меня, тем более за окнами, на дворе, поднимался ветер, ветви рябины стучали по оконным стеклам, тёмные дождевые тучи заволокли небо и первые, крупные капли дождя, застучали по крыше дома. Заседания в "штабе", который ребятня устроила для себя в кустах жасмина, на участке, продолжать было нельзя, при такой непогоде, поэтому мне удалось удержать их, поговорить с ними, рассказать им об "аварии" на ЧАЭС.
       Как это было я помню, начал я им свой рассказ, в это время, когда произошла авария в Чернобыле, я тоже работал  на атомной станции, только в Новом Воронеже, на блоке номер семь. Я ушёл из институтской аспирантуры на производство, через год аспирантуры, сдав минимум по английскому, я понял, что "наука" не для меня. Для чего нужны атомные станции, продолжил я свой рассказ, они нужны, чтобы вырабатывать много электричества и подавать это электричество, по проводам, к нам в жилые дома, чтобы было в доме светло, для работы станков, на фабрики и заводы, чтобы по железным дорогам неслись с большой скоростью поезда, а по городам перевозили людей троллейбусы и трамваи. Без электричества люди жили  многие сотни и тысячи лет, пока открыли его и научились его использовать для себя. Современные люди, последние 150 лет живут при электричестве. Электричество стало применяться в начале, для освещения жилища человека. Эпоха электричества началась в 1880 году, в этом же году родился и мой дедушка дедушка, а ваш прапрадедушки, Павел Андреевич, в Заволжской деревне, в Нижегородской губернии. Электричество тогда было только у богатых людей, которые могли купить и установить у себя в доме, или в поместье электрический генератор, который крутился от двигателя внутреннего сгорания, работавшего на бензине. А сейчас, электричество есть в каждом доме. Без электричества, мы жить уже не сможем. Без электричества мы будем вечером и ночью сидеть в темноте и зажигать для освещения жилья свечи или лучину, это деревянные палочки. У нас не будут работать телевизор, компьютер и мобильник, стиральная машина у мамы с бабушкой, электрочайник на кухне и много, много, чего другого, что без электричества не работает. Вы не зарядите аккумулятор ваших планшетников, электрических каталок и мигалок. Все изменения в жизни людей, что произошли за эти 150 лет, люди назвали «прогресс». Понятно вам ребята? понятно дедушка, понятно, отвечали ребятишки, студент скучал, с умным видом, от такой простоты рассказа. Парень умный, по своему баллу ЕГЭ прошёл в университет на бюджет, получил общежитие, обе сессии первого курса обучения сдал на три и четыре, что очень нервировало его папу и маму, им хотелось отличных оценок. Такие скромные успехи нашего студента, ещё больше расстраивали обеих его бабушек. Сам он тоже, в первую сессию, расстраивался от таких средних оценок, особенно от троек. Я ему по этому поводу, разъяснил, что для студента главное получить диплом и работать по профессии, необязательно иметь диплом красного цвета, работу свою профессиональную нужно хорошо выполнять и с синим дипломом, а оценка три имеет и другое название, удовлетворительно. Это немного его успокоило и восстановило его душевное равновесие.
   Я продолжал свой рассказ для ребят, поэтому, дети, правильнее называть атомную станцию, атомная электростанция или сокращенно называют «АЭС», давайте так и будем говорить, взрыв на четвёртом блоке Чернобыльской АЭС или сокращённо, ЧАЭС. Взрыв произошёл не атомный, а тепловой. Взрыв произошёл в реакторе из-за того, что он очень сильного разогрелся и лопнул, как чайник у бабушки на плите, когда она забудет снять его с огня. При этом разогреве, давления пара в трубах в реакторе, поднялось выше допустимого, и как результат, оболочка реактора не выдержала этого давления, и его, оболочка разорвалась этим высоким давлением, повернулась, открылась,  крышка реактора, её работники АЭС называли «Еленой», и через это отверстие в крыше реактора, взрывом, разрушило крышу здания и  внутренности реактора, а все внутренности были радиоактивными, стало выбрасывать высоко в небо. Радиация опасна для жизни человека, человек от сильной радиации заболевает лучевой болезнью и умирает. Похожее разрушение оболочки, вы любите наблюдать во время ваших опытов, когда вы, во время сжигания вашей бабушкой всяких ненужных ей вещей, вы бросаете в костёр бутылку, полторашку, с водой, закрытую пробкой и она громко «фукает», через несколько минут. Бабушка пугается, а вы очень радуетесь. Из-за этого взрыва реактора, и от выброса из реактора радиоактивной начинки, от лучевой болезни, погибли два работника четвёртого блока, в этот же день 26 апреля. Остальные работники четвёртого блока и находившегося в этом же здании работники третьего блока станции, получили поражения различного характера и тяжести, ожоги, ушибы, дозы радиации. Радиация в больших дозах быстро убивает человека, от радиации надо защищаться, надо быть подальше от источников радиоактивного излучения, одевать специальные защитные скафандры, как у лётчиков и космонавтов. Начальника смены четвёртого блока АЭС, Александра Акимова, погибшего от лучевой болезни, я знал. Мы учились с ним в институте, в одно время. Александр учился в соседней группе, на курсовых лекциях в большой аудитории, мы сидели с ним рядом, познакомились, сошлись характерами. Я был старше сокурсников, так как поступил в институт после армии, а Александр, был хоть и после школы, но парень серьёзный и очень ответственный. Александр воспитывался и рос в семье военного. Александр был отличник по учёбе и отличный товарищ, и меня не раз выручал, в трудные для меня моменты студенческой жизни. После окончания института распределился он на работу на станцию в Чернобыль, а я остался работать в институте, поступил в аспирантуру.Поскольку был Александр специалист грамотный, добросовестный, энергичный, ответственный, он быстро вырос с должности обходчика турбинного зала до начальника смены четвёртого блока. Александр погиб в 38 лет, на рабочем месте, не покинул его, не дезертировал.
Александр погиб на боевом посту, он герой, вечная ему слава и наша память и признательность.
        Реактор, ребята, это такая огромная, с многоэтажный дом "кастрюля", в которую помещают ядерные тепловыделяющие элементы, называются они Твэлы. Кстати корпуса Твэлов, раньше делали на одном из заводов нашего города. Твэл это большая, длинная металлическая труба, в которую насыпают ядерное топливо, его называют «таблетками» и  много таких труб вставляют в реакторе в специальные отверстия, вертикально. Когда этих труб с топливом в «кастрюле» становится много, реактор начинает разогреваться и нагревается вода, которая течёт этом же реакторе по трубам. Все трубы в реакторе обложены вокруг блоками из графита. В каждом реакторе ЧАЭС, а их было четыре и ещё два строились, было 2500 тонн графитовых блоков-кирпичей. Чтобы привезти этот графит, только на четвёртый блок станции, надо было добыть его сначала шахтёрам, обработать этот графит на химзаводе рабочим, загрузить в 60 вагонов по 42 тонны, в каждый вагон, и по железной дороге, привезти этот графит на атомную станцию в Чернобыль, на Украину, из Сибири. Это не тот графит, который у вас в карандашах, а специально обработанный на химическом комбинате в Сибири. Графит это разновидность угля, которым вы любите рисовать на гаражных воротах, только очищенный от всех примесей и в нём остался только один углерод. При взрыве в реакторе, произошёл не только выброс радиоактивного вещества, а и загорелся графит реактора. Температура горения графита такая высокая, что начинает плавиться, разрушаться металл «кастрюли-реактора», и всё вокруг разваливается.
        Возвращаемся мы к реактору, вода в трубах реактора нагревается от разогретого графита и закипает, как вода в чайнике на газовой плите. Из воды получается пар высокого давления, в 64 атмосферы и температурой в 350 градусов, и по трубам идёт в паровую турбину. Что такое 64 атмосферы, это если на копейку поставить две двух пудовые гири по 32 килограмма, они будут давить на монету с силой в 64 атмосферы. Этот пар крутит ротор турбины, а ротор турбины крутит генератор, с которым они находятся на общем валу. В генераторе зарождается электрическая энергия и по проводам с электростанции поступает в наши дома, на наши фабрики и заводы и куда надо. Вот для чего нужна электростанция. Электростанции работают от разного топлива, от угля, газа, мазута и ядерного топлива. Тут в разговор встрял Сеня, 11 лет. Надо было сжигать на станции уголь, газ, а не ядерное топливо, тогда бы и взрыва не было. На что он получил от меня ответ. Сжигать приходится всё, так как угля и газа уже не хватает для всех электростанций, люди вынуждены сжигать и ядерное топливо для получения электрической энергии. От сжигания газа, угля и мазута, в атмосферу, в воздух электростанция тоже выбрасывает много вредных для населения и природной среды вредных веществ. Люди расходуют очень много электричества, поэтому давайте будем с вами электроэнергию экономить, чтобы меньше сжигать топлива, запасы которого становятся всё меньше и меньше. Я вот встаю ночью, когда вы спите, и хожу по дому и сараям, выключаю лампочки, которые вы включили, а потом не выключили. Будем выключать лампочки дедушка, будем, пообещали ребята.
        Я вам ребята рассказал про аварию в Чернобыле в общих чертах, более подробно вы сможете узнать про все эти, когда выучитесь и получите образование специальное, высшее, в институте. Смотрю я, Сеня, Рома и Елисей, вы уже устали от моего рассказа, и пора вам спать, вот и бабушка за вами пришла. Идите чистить зубы, укладывайтесь спать, Сеня, вам чего нибудь почитает на ночь, интересненькое. Какие, у вас возникнут вопросы ко мне, по всему рассказанному, спросите у меня завтра, а сейчас бай-бай. Бай-бай ответила мне троица, что означало, пока. Все трое уже учили английский, с приходящим раз в неделю репетитором, а Кирилл прошёл четыре класса американской школы, которая есть в их городе.  Мы практиковали в семье изучение языка всемирного общения человека с компьютером и человека с человеком, разных национальностей, английский диалект.
       А тебя, Кирилл, я прошу задержаться на пол часика, хотя ты уже и рвёшься в нетерпении к друзьям, в компанию, успеешь, всё равно будете шляться до поздней ночи. Ты уже, первый курс осилил в техническом университете, и энергетика тебя коснётся, поскольку твоя будущая специальность связь, передача информации, системы контроля и измерений. Давай быстренько и по существу, основные параметры аварии и её причины, организационные, технологические и сокрытые, которые были прикрыты основной советской методикой назначения виноватого, «стрелочника». Тебе это потребуется в будущей работе. Жена моя увела ребятишек спать, а мы с Кириллом попили чайку, при этом я продолжал ему рассказывать про Чернобыль.
           Ты спрашиваешь, зачем ядерную электростанцию разместили в густонаселённом районе, недалеко от Киева, в 150 километрах. Отвечаю, не для «лампочек», для нужд народного хозяйства, рядом промышленный  металлургический район, по производству сталей, методом выплавки их в электропечах, для нужд этого же энергомашиностроения, для обороны страны, производства ракетных установок. Для этого требуется очень много электроэнергии. А производство электроэнергии на тепловых электростанциях требует очень много холодной воды, для конденсаторов паровых турбин. Отработанный в турбине пар, после расширения его в турбине, с высокого давления до низкого, пар надо сконденсировать до воды, которая называется конденсат, и возвращается конденсат опять в парогенератор, для превращения этого конденсата опять в пар высокого давления и вновь пар подается по трубе в турбину. То, что я тебе кратко описал, называется пароводяной цикл тепловой электростанции. Чтобы этот цикл совершить, требуется большое количество охлаждающей воды, которую качают на станцию из природных водоёмов и сбрасывают эту же воду, нагретую в конденсаторе турбины, обратно в водоём. Ты уже знаешь основные начала термодинамики, невозможно всё тепло, подведённое к тепловой машине, турбине, полностью преобразовать в механическую работу. Поэтому в тепловом цикле станции, 60% теплоты уходит к рыбкам в водоёме, с охлаждающей водой, конденсатора турбины. В водоёме, от сброса в него большого количества воды, подогретой до температуры 36-40 градусов, делается теплее, а всякие водные растения и рачки-паучки,  начинают усиленно размножаться и расти в воде от этого тепла.  Вот видишь, наши с тобой комфорт и удобства, обеспечивает «природа» своими запасами топлива, которые она накапливала миллионы лет, а мы их израсходуем за 200 лет, и в добавок, наносим вред всему живому и растениям вокруг, в том числе и самим себе, получая от этих вредных выбросов электростанций разные болезни. Но давай вернёмся кратко к итогам Чернобыльской аварии, тебе это потребуется в методическом плане, для твоей будущей работы в связи. Вижу, тебе уже хочется сбежать от меня к друзьям, в компанию, но потерпи ещё немного, нам с тобой хватит ещё пол часика, для завершения разговора, на сегодня. Тебе я сообщу более полную картину произошедшей аварии, чем ребятне. Авария на ЧАЭС была Европейского масштаба. По общепринятой методике Международной организации МАГАТЭ, коэффициент INES, присвоили этой аварии 7, самый большой за все время развития мировой атомной энергетики. Такой же коэффициент, получила авария АЭС на острове Фукусима, в Японии, в 2011 году, совсем недавно от нашего времени. Но причины аварии на о-ве Фукусима, были понятны всему миру, конструкция АЭС не выдержала землетрясения, а на ЧАЭС СССР, причина была человеческая, недоработка конструкции реактора и технологии его управления, или говоря современным языком, отсталые, уже по тому времени, измерительные и управляющие системы, большой объём ручного труда, отсутствие автоматических технологических защит, не зависящих от воли оператора.  Наше великое «Авось и как-нибудь», победило здравый смысл и разум руководителей КПСС, правительства СССР и всех существовавших тогда министерств и ведомств, занимавшихся проектированием, строительством и эксплуатацией АЭС в СССР. Они игнорировали мировой опыт, и считали себя самыми умными в развитии атомной энергетики. Всего зарегистрированных аварий в мире, на АЭС, с выбросом радиоактивных материалов, с 1957 года по 2011год, произошло 11. Это страны: Великобритания, США, СССР, Чехословакия, Бразилия, Япония. Самые мощные выбросы, с коэффициентом 7 по INES, 1986г. Чернобыль, СССР и 2011г. О-в Фукусима, Япония.  Как видишь, мы были не одиноки, но у нас, как сейчас говорите вы, молодёжь, всех "круче", что и показал Чернобыль. Ты должен понять, и для своей будущей профессии тоже, главное в инженерной технике и технологиях, безопасность для жизни и здоровья работников, использующих технику и технологии и окружающего населения. В твоей работе, учти, тоже есть большие опасности для жизни и здоровья работников вашей отрасли и окружающего населения, мощные электромагнитные, высокочастотные излучения передающих станций, радио-релейных станций и прочего оборудования, про которое мы и ты даже незнаем, так как оно засекречено, а ты будешь это узнавать и осваивать. Сначала всегда усваивай меры защиты от этих излучений и обязательно эти меры защиты применяй, иначе будет очень нехорошо, понял? Понял дедушка, понял, говорил мне старший внук, студент девятнадцати лет, мощный парень, девятнадцати лет от роду, ростом под два метра, последствия многолетних занятий и тренировок плаванием и бегом с барьерами. Лицо, Кирилла, было симпатичное, продолговатое, с юношескими прыщами и покраснением на скуле от ужаливания пчелой, сегодня. Хотелось бы верить, отвечал я ему, а сейчас иди к друзьям, гуляй пока молодой. Внук исчез из дома в течении минуты, только я его и видал. Молодежь ничему не верит, всё что им говорят забывает, пока своих шишек себе не набьёт, в чём я неоднократно убеждался, читая ему морали и наставления. И это наставление он  позабудет, но где то, у него в подсознании, эта информация сохранится и в нужный для жизни момент, всплывёт в оперативной памяти, в этом цель и надежда полезности всех нравоучений, нотаций и поучений для молодёжи.

     А теперь, пришёл черед поговорить с папами и с мамами, с дедушками и с бабушками, современного молодого поколения, которые выдержали до этого места в повествовании. Хочу дать им более развернутую картину масштабов бедствия, не понятную пока для молодого поколения, и картину ликвидации последствий этого бедствия, в которой проявились все лучшие черты характера советского народа, вопреки бестолковости, безответственности и халатности руководителей этого народа.
      Чернобыль атомная электростанция. Расположена она в 140 километрах от Киева. При аварии, частично была разрушена активная зона реактора, осколки деления вышли за пределы зоны реактора. Для обнародования, специалисты утверждали, что авария произошло из-за попытки эксперимента, по снятию дополнительной энергии во время работы основного реактора. Такой эксперимент проводили в связи с тем, что установленный на ЧАЭС аварийный дизель генератор был не способен обеспечить работу блока станции при отключении электропитания на станции. Ко времени проведения испытаний, дизель-генераторные станции повышенной мощности,достаточной для аварийного обеспечения блока станции, уже выпускались, но ранее установленный дизель-генератор менять не стали на новую модификацию. Решил, кто то, сэкономить "народные деньги".
         В результате произошедшего взрыва и разрушения реактора,190 тонн радиоактивных веществ попало в атмосферу. В воздухе оказались 8 из 140 тонн радиоактивного топлива, загруженного в реакторе. В результате продолжавшегося почти две недели пожара, продолжали покидать реактор и другие опасные вещества. 27 или 28 апреля – эти два дня, ни Минэнерго, ни местные власти никак не могли организовать работу, форсированную, четкую, по подготовке тех материалов, которые необходимы были для заброса в шахту реактора. Только с 29 апреля, этот порядок был организован. Были определены нужные карьеры, с нужными материалами, пошел прибывать свинец на станцию. Уже были расставлены люди, и после этого, дело пошло на лад. Вот к этому же времени, примерно, вертолетчики нашли способ действий своих, очень эффективный, они расположили свой наблюдательный пункт на крыше здания райкома партии в городе Припять. Оттуда, со своего крышного НП, диспетчер наводил на цель экипажи, которые находились над четвертым блоком. За одни сутки было сброшено 1100 тонн материалов. Ко 2-му мая, реактор практически был закупорен сброшенными с вертолётов материалами. С этого времени, со 2-ого мая, сколь нибудь заметное, суммарное выделение радионуклидов, из чрева реактора, уменьшилось.
        Население Чернобыля ощутило на себе облучение в 90 раз большее, чем бомба, упавшая на Хиросиму. Всё, в радиусе 30 км от реактора, подверглось радиоактивному заражению. Общая площадь загрязнения составила 160 тысяч квадратных километров. Беларусь, Северная часть Украины и запад России пострадали в результате аварии. Территория в 60 тысяч квадратных километров, включавшая в себя 19 российских регионов из 79-ти, с населением 2,6 миллиона человек, была загрязнена радиоактивными выбросами реактора, выброшенными в верхние слои атмосферы. Первый, самый мощный выброс, в миллионы кюри активности, в виде благородных газов и йода, был выброшен на большую высоту в атмосферу, и этот выброс почувствовали практически все страны мира. Затем, было несколько дней активных выбросов радиоактивных частиц, топливных, в основном за счет горения графита. Затем, наступило прекращение выбросов этих топливных частиц, где-то со второго мая, потом произошёл разогрев топлива за счет подушки материалов, которая там образовалась и нагрелась от горящего графита. Шло и выделение уже сепарированных частиц, таких как цезий, стронций и распространение их примерно до 20-22 мая, по уже известным районам распространения и известным участкам загрязнения, шло и постоянное снижение количества выбросов, начиная уже с 3 по 5 мая, снижение суммарного уровня активности, выбрасываемой из реактора 4-го блока.
   Багровое, малинового цвета зарево стояло над станцией во всё время тушения пожара в реакторе. Картина как от металлургического завода или крупного нефтеперерабатывающего приятия. Это создавало и усиливало тревожную ситуацию вокруг города и на станции.
        Реактор блока №4 был полностью разрушен. Верхняя плита реактора, так называемая, «Елена», герметизирующая реакторный отсек, находилась почти в строго вертикальном положении. Реактор был вскрыт, а для этого нужна была сила очень мощного взрыва. Верхняя часть реакторного зала была разрушена полностью. На крышах машинного зала, на площадке территории валялись куски графитовых блоков, либо целиковые, либо разрушенные. Виднелись довольно крупные элементы тепловыделяющих сборок. Произошел объемный взрыв и мощность этого взрыва, была оценена специалистами, от трех до четырех тонн тринитротолуола, в тротиловом эквиваленте. Из жерла реактора постоянно истекал белый, высотой в несколько сот метров, столб продуктов горения графита. Внутри реакторного пространства было видно мощное малиновое свечение, это было свечение раскаленного графита. К вечеру 26-го апреля,  были испробованы все возможные способы залива активной зоны водой, но они ничего не давали кроме высокого парообразования и растекания воды по всем коридорам блока и на соседнем блоке №3.  При проведении работ по ликвидации, шли многочисленные совещания со специалистами в СССР и за рубежом, какие мероприятия проводить, какие материалы применять, это свидетельствует о том, что программы по ликвидации  возможных аварийных ситуаций на станции, предварительно не были разработаны, отсутствовали. Запасы соответствующих материалов и техника их доставки в очаг пожара были не подобраны, аварийные запасы не созданы, что подтверждает всякое отсутствие безопасности для населения близлежащей территории, то есть бардак и безответственность полнейшие. У руководства станции не было пакета документов с аварийными предписаниями, шло занижение степени опасности произошедшего со стороны руководства при информировании вышестоящих руководителей. До прибытия высоких чинов из Киева и Москвы, аварийные работы не разворачивались в должном объёме.
       Не было необходимого количества защитных респираторов, индивидуальных дозиметров, так называемых ТЛД и, даже не очень надежных карандашей-счетчиков, которые показывали бы дозы излучений. Цена безответственности за безопасность станции оказалась огромна для страны в целом, массы людей на ликвидации аварии подверглись облучению, получили поражения разного рода, болезни, радионуклиды попали в природу, всё это легло нагрузкой на природу и отражается на нынешних поколениях и отразится на будущих.
     Возникает глобальный вопрос? Это «рас****яйство» в чистом виде, или у «советского руля» стояли слабоумные «рулильщики», дальнейшее развитие событий в СССР подтвердило оба эти предположения.
     Советские люди, которых привели на работы по ликвидации этой аварии, гражданские и военные, проявляли такие качества как героизм, энтузиазм, решимость, самопожертвование. Шла наработка и отработка методик действий в данных условиях гражданского и военного управления массами подчинённых людей и гражданского населения. Привлечённые работники научных организаций, собирали приборную информацию лично, со всех уровней излучения, отрабатывали методики измерений, производили расчёты, оценивали стоимость и необходимость различных мероприятий, занимались в условиях реальной беды, тем, что должно было быть сделано раньше, многочисленными секретными подразделениями промышленности, науки и управления государством.
     Принимаемые руководителями меры, по материальному вознаграждению работников, вызывавшихся на проведение особо опасных работ, в зонах с повышенным уровнем радиации, исполнителями этих работ, воспринимались с непониманием. Для людей главным стимулом являлся моральный стимул, помощь в общей беде.
       Очень четко работали службы безопасности СССР, которые не шумно, очень малым числом работников проводили большую работу по координации действий различных ведомств, по установлению порядка в зоне бедствия. Были отдельные факты мародерства, проникновения в закрытую зону с целью хищения имущества, но число таких попыток, было мало, и они достаточно быстро пресекались работниками МВД.
        Очень четко и самоотверженно работали военно-воздушные силы – вертолетные группы. Лётный состав пренебрегая всякой опасностью, работал очень аккуратно, все экипажи стремились всегда выполнять задания, какими бы трудными и сложными эти задания не были. Особенно трудными для лётного состава были первые дни. Была дана команда, засыпать мешки с песком, но местные власти не смогли сразу организовать достаточное количество людей, которые бы подготавливали мешки с песком, с тем, чтобы вертолетчики выполняли только одну операцию, доставить мешки до места и сбросить их в зону реактора. Экипажи перед сами насыпали мешки, загружали в вертолёт и летели на задание. 2400 тонн свинца, в различных его формах, были сброшены с высоты и с большим мастерством вертолётчиками. Сбросы любых предметов с 200-метровой высоты, создавал сложную ситуацию вокруг 4-го блока, нужно было быть очень аккуратным при сбросе. Эти мероприятия позволили закупорить четвертый блок, создать фильтрующий слой, не допустить плавления самого ядерного топлива. Это позволило ограничить заметным образом зону распространения радиоактивности из района 4-го блока станции на наиболее удаленные территории. Эти работы осуществлялись с 26 апреля и по 2 мая, включительно. После 9-го мая, при облете 4-го блока было обнаружено пламенеющее пятно в реакторе, то ли графитовой кладки, то ли какой-то металлической конструкции с достаточно высокой температурой. Туда было сброшено еще 80 тонн свинца. Это был последний массированный сброс материалов в зону 4-го реактора. Кроме этих материалов, забрасывались в зону реактора жидкие пыле не образующие материалы, которые заливались в мешки, при падении с высоты мешки разрывались при ударе, раствор из мешка растекался и покрывал значительную площадь поверхности разрушенного блока и полимеризуясь, застывал на ней, радиоактивная пыль связывалась этой полимерной плёнкой и не улетала в атмосферу. Все эти мероприятия, продолжались  до 15 мая.
   
       Население города, ещё 27 апреля было в городе, на улицах города можно было видеть матерей, везущих в колясках своих детей, детишек, перемещающихся по городу и вообще признаки обычной воскресной жизни. В одиннадцать часов утра уже было официально объявлено, через двое суток после начала аварии, что всё население города будет эвакуировано к 14 часам. Был полностью собран весь необходимый транспорт, определены маршруты следования и прямо в два, два с половиной часа, практически всё население города, за исключением персонала, который был необходим для функционирования коммунальных служб города, город покинуло.Персонал, который должен был обслуживать Чернобыльскую АЭС был перемещен в пионерский лагерь «Сказочный», находящийся за десять километров от г. Припяти. Вся эта эвакуация была проведена достаточно аккуратно, быстро и точно, хотя проходила в условиях крайней неразберихи. Часть населения эвакуировалась на личных автомобилях,которые были загрязнены радиоактивной пылью, а необходимые дозиметрические посты, проверяющие, уровень их загрязненности, отсутствовали, все это было организовано позже. Вещи, которые люди брали с собой, разнесли загрязненность за пределы Припяти. Уровень загрязненности предметов, вывезенных людьми, уровень загрязненности самих людей, были не высоки. Практика потом показала, что никто из гражданского населения города Припяти, не бывших на самой станции в момент аварии, а это почти 50 тыс. человек, никто никакого существенного поражения и облучения не получил.
        Нужно было огромную армию людей, введенных в зону для ликвидации последствий аварии, кормить, поить, одевать, переодевать, организовывать прачечную, мытье, контроль. Это была колоссальная работа, которая напоминала военный период времени. Эта работа тыловая, организационная работа имела значение ничуть не меньшее, а может даже и большее, чем работа тех людей, которые находились на передней линии и проводили саму дезактивацию, измерения, диагностику, что-то делали. Эта работа по обеспечению всеми необходимыми материалами, бытовыми условиями, она играла просто важнейшую роль. Число жертв происшедшей аварии ограничилось несколькими сотнями человек, десятки человек, из этого числа, были тяжело пострадавшие люди, остальные люди излечиваемые.
          
     Проектирование саркофага для укрытия четвёртого блока только начиналось, было неясно какая техника требуется, сколько этой техники необходимо для изготовления саркофага.


     Главная проблема была – обезопасить население, проживающее вдоль бассейна Днепра. Для контроля водного бассейна, от проникновения радиоактивных отходов в подпочвенные воды, Минводхозом было предложено решение, связанное с тем, что бы всю грязную территорию окружить достаточным количеством скважин, необходимо было пробурить около 1450 скважин, часть из которых были бы скважинами для разведки, в которых бы непрерывно измерялась радиоактивность воды, поступающей в эти скважины. Тогда, в случае необходимости, соответствующими устройствами радиоактивную воду, если бы она там появилась, откачивать, не допуская ее прохождения в сторону подпочвенных вод.
    
         Была и негативная, беспомощная часть работы Гражданской обороны, в первые дни этих случившихся событий. Не было готовой литературы, памяток, которые надо было быстро распространять среди населения, объяснять, какие дозовые нагрузки для человека являются чрезвычайно опасными, как вести себя в условиях, когда человек находится в зоне повышенной радиационной опасности. Литература, которая могла бы давать правильные советы, что мерить, как мерить, как вести себя с овощами, с фруктами, поверхность которых могла быть заражена бетта, гамма, альфа излучателями, вся эта литература оказалась в полном отсутствии.

   Отсутствовало управление работой приглашённых журналистов, отсутствовал пресс центр, должной систематической информации не было. Это порождало всякие неверные и панические, а иногда, может и не панические, но неправильные представления и мнения. Советская пресса много давала информации второго сорта о людях, о их впечатлениях, о том, что там происходит, но очень мало давалось информации типа ТАССовской, времён войны – регулярной, что и как на сегодняшний день произошло, что изменилось. Это был дефект информационной системы, было мало выступлений ученых-специалистов.
 
     Периодически проводившаяся смена состава Правительственных комиссии, в период ликвидации последствий аварии, приводила к неразберихе, одна команда закажет какое-то количество реагентов, сорбентов, нужных материалов,  а другая команда, вновь приехавших руководителей, начинает действовать по другой схеме. Как результат, этой неразберихи, на приемных транспортных путях железнодорожной станции, скапливалось большое количество неразгруженных вагонов с техникой и материалами. Закупленные в ФРГ роботы оказались механически неработоспособны в условиях завалов, в условиях неровностей на поверхности, не могли преодолевать препятствия, а на ровных поверхностях, в условиях больших радиационных полей, управляющая электроника отказывала или выходила из строя.

     Наиболее хорошо работала наша, обычная техника, кабины которой были надежным образом защищены от излучения, освинцованы нашими умельцами. Водитель защищался, находясь в освинцованной кабине, от облучения. Вот на этой, обычной технике, но при надежной защите человека, управлявшего этой техникой, удалось собрать и захоронить наиболее грязные частицы, наиболее опасные загрязнения. Люди работали с энтузиазмом, с выдумкой, быстро откликались на возникавшие проблемы, они, люди боролись с аварией, старались выложиться, сделать все что можно, не думая ни о каких поощрениях ни материальных, ни моральных.

        Август и сентябрь были периодом активной подготовки к пуску 1-го и 2-го блоков ЧАЭС. Этот пуск был успешно осуществлен. Параллельно с подготовкой к пуску 1-го и 2-го блоков, с осуществлением пусковых операций, шла работа по сооружению саркофага 4-ого блока. Первоначальный срок его сооружения был конец сентября, но целый ряд естественно возникших препятствий помешали выполнить эту работу в срок, все время мешали возникавшие непредвиденные обстоятельства. Управление строительства №605, Министерства среднего машиностроения, завершило сооружение саркофага, который потом получил название «Укрытие».

         Воинские подразделения химзащиты, продолжали дезактивацию жилых посёлков, которые входили в 30-ти километровую зону ЧАЭС.
 
        Хочется уже завершить эту тематику атомной электроэнергетики, и задаться вопросом, а не лучше ли её запретить и не применять. Что то, такое не предвидится. Не смотря на активность различного рода общественных движений за запрещение строительства АЭС и вывода из эксплуатации действующих, тенденция развития мировой атомной энергетики идёт с нарастанием вводимых в строй мощностей. Кое где, имеют место случаи закрытия и консервации АЭС. Вся сложность в том, что АЭС на замок не запрёшь, остановив выработку электроэнергии станцией, необходимо продолжать её обслуживать в режиме консервации, что требует много денег. Можно привести в качестве примера АЭС в Игналине, Литва. АЭС в Игналине, была остановлена и законсервирована по требованию Европейского Союза, Литву приняли в этот Союз только на условии закрытия станции. ИАЭС закрывала 90 процентов потребности республики в электрической энергии. Попытки восполнить необходимое количество электроэнергии на единственной в республике тепловой электрической станции в Электренае, привела к резкому повышению цены электричества и природного газа для промышленности и для населения в том числе.   Станция превратилась из источника, поставляющего электричество, в монстра пожирающего деньги, порядка 5 миллиардов долларов в год, на дезактивацию оборудования. Соответственно, эти работы по дезактивации получили зарубежные фирмами, которые стали получать стабильный доход от этого процесса, и деньги ЕС уходят к ним, а республика остаётся с протянутой рукой, дотационным регионом Европы.

       Доля альтернативных источников электроэнергии, в обозримый период 45-50 лет, будет составлять не более 5 – 7 процентов, от выработки электричества тепловыми электростанциями. Ресурсы органического топлива, газ, мазут, уголь, в этот же обозримый период будут исчерпаны. Для России перспективы более благоприятны, у России есть возможность перейти на более «чистые», ториевые реакторы. Нужно, что бы эти проценты, альтернативной электроэнергетики существовали и развивались, но основой энергетики они не станут. Реактор РБМК – это реактор одноконтурный – это много каналов циркониевых – в них нагревается вода от топливных таблеточек и сразу же эта вода поступает на турбину и её вращает. Он не имеет такого толстого стального корпуса как у реакторов ВВЭР, которые являются двухконтурными станциями. У реактора вода первого контура нагревается и циркулирует в мощном стальном корпусе, изготовление которого требует большого количества стали и много временных затрат на изготовление этого корпуса. Мощность в реакторах ВВЭР ограничена размером корпуса реактора, а в реакторах РБМК мощность ничем не ограничена, набирается графитовый пласт огромных размеров и массы, дырки-каналы делаются в нём, в каналы вставляются ТВЭлы, и можете набирать большую мощность. Поэтому РБМК управлять очень тяжело, у него нейтронные поля «гуляют» по активной зоне, операторы управляться с ним не могут, ввиду его больших размеров и специфики ядерных процессов. В СССР этот реактор, в кругах реакторщиков, считался реактором плохим. Он считался плохим и по экономике из-за большого расхода топлива, из-за больших капитальных затрат на строительство, по  не индустриальной основе его сооружения. Это было некоторое советское ноу-хау, некоторая, выделенная, советская линия развития, которая мировой атомной энергетикой не была воспринята. По аппаратам водо-водяным, корпусным, ВВЭР, накапливался все больший и больший мировой опыт, которым можно было обмениваться, опытом эксплуатации, применёнными техническими решениями, программным обеспечением, как-то можно было обмениваться, приспосабливаться к этому опыту.

    В 60-х годах XX века стало ясно, что развивать промышленность в Европейской части и обеспечить её электроэнергией на органических источниках и дорого, и практически просто невозможно, и что нужно вводить ядерные источники в эксплуатацию. Так как не хватало мощности машиностроительных предприятий, чтобы в нужном количестве изготавливать корпуса и другое оборудование для реакторов типа ВВЭР, в это время, часть энергетиков вышла с предложениями, для того, что бы не снижать планы ввода атомных мощностей и, учитывая перегруженность машиностроительной промышленности, создать параллельно в атомной энергетике направление, которое позволило бы строить мощные реакторы, не используя корпусной принцип. Так появилась идея реактора РБМК, канального типа, с графитовыми блоками. Уже первый пуск такого реактора на первом блоке РБМК, на Ленинградской АЭС, показал, что такая протяженная активная зона, в том исполнении, в котором она была сделана, является сложной для оператора. При первых же пусках первого блока Ленинградской атомной станции, возникла проблема неустойчивости нейтронных потоков и трудности управления ими. Этот реактор требовал очень большого внимания от оператора и являлся всегда сложным в управлении. Сам факт появления этого аппарата РБМК, с точки зрения международных и вообще нормальных стандартов безопасности, был незаконным. Систем аварийной защиты должно быть, по крайней мере две. Одна из систем аварийной защиты, должна быть основана на других физических принципах, чем первая и, что еще более важно, одна из двух защит должна работать независимо от оператора. Реактор РБМК не был снабжен второй, независимой от действий оператора, не включенной в систему управления, защитой. Это была  крупная ошибка, которая и способствовало возникновению Чернобыльской аварии.


      Другая конструкторская ошибка, которую даже трудно объяснить, заключалась в том, что системы аварийных защит, были не защищены от вмешательства персонала станции.

 
       В Советском Союзе компетентно не ставились и не рассматривались вопросы безопасности эксплуатации АЭС. Был и есть Госатомнадзор, как и всякий надзор в России, он больше охраняет ведомственные интересы и игнорирует интересы общества и государства, то есть поддерживает привычный и не напрягающий для всех «бардак», в своей зоне надзора.  Многочисленные межведомственные и ведомственные Советы по атомной энергетике, создавали обстановку личной безответственности, за качество выполненной работы, что и привело к Чернобылю. Система отсутствия одного, персонально ответственного, за качество аппарата, со всеми его вспомогательными системами, вызывало тревогу у профессионалов атомной энергетики.


      Отсутствие, в штатном расписании атомных производственных объектов, специалистов по безопасности, способствовало возникновению аварий.  Система управления защитой (СУЗ) реактора РБМК была дефектна и ряду научных работников это, было известно и они вносили предложения, как этот дефект убрать. Перед проведением экспериментов не было никаких розыгрышей возможных ситуаций, то есть не разыгрывались ситуации, что будет если вдруг эта защита откажет, что будет если процесс пойдет не так как программа предполагает, как персонал должен поступать в том или другом случае, можно ли реактор оставлять на мощности, при прекращении подачи пара на турбину, если это произойдет, то что может при этом случиться, что даст подключение дополнительных главных циркуляционных насосов, ГЦН. Все это, с точки зрения здравого смысла, должно было быть разыграно перед любым экспериментом, на каждой из АЭС.


    Было обнаружено, при ликвидации аварии на ЧАЭС, не соответствие чертежей станции фактически выполненным строительным работам. Смотришь чертежи, должен быть свободный коридор. По этому коридору начинаешь движение, упираешься в перегородку, прохода нет, коридор перегорожен стенкой. Стенкой, видимо возникшей, созданной по каким-то инженерным соображениям, после завершения проекта. Этого не должно было быть в проекте, а она существует и это изменение проекта не отражалось в чертежах, не вносились выполненные изменения в проект. Имели место и обратные ситуации, когда в соответствии с чертежами должна быть глухая стена, а на самом деле там был дверной проем. Несоответствия между чертежами, которые находились у инженеров на станции и фактическим выполнением строительных работ на различных отметках станции и в подземных сооружениях было много. Это есть прямое нарушение действовавшего в стране законодательства в области проектирования и строительства.
 
      Что касается развития и эксплуатации реакторов РБМК, то весь опыт был наш, отечественный. Статистика по эксплуатации реакторов РМБК была не большой. Представители Госатомэнергонадзора, были не в курсе проводимого эксперимента в Чернобыле, не в курсе этой программы, это же есть факт халатности работников Госатомэнергонадзора, и факт полезности существования самой этой системы надзора.  Этот Госатомэнергонадзор представлял из себя большое количество специалистов, хороших специалистов, отвлеченных от конкретной инженерной практической и научной деятельности. Сели они, эти специалисты за столы. Начали выбивать себе дома, столы, должности. Как видно было, уже в начале деятельности этого надзора, как показала Чернобыльская авария, эта организационная надстройка, из-за отсутствия продуманности реальных механизмов воздействия на качество атомной энергетики, она ни в чём себя не проявила, и никогда не проявит.
 
      Советский  РБМК принципиально мало отличались от западных реакторов по своей концепции, в некоторых вопросах даже превосходил их, но был недостаточно оснащён количественно системами управления, системами диагностики, дублирующими друг друга и защищёнными от вмешательства оператора. Физика реактора и физические основы атомной энергетики Советский Союз создал такие, как во всем мире, ни в чем не уступают, но технологический разрыв, осуществления этих физических принципов, по сравнению с западным, был большой, в худшую сторону.  Помогать "русским" преодолевать этот технологический разрыв, это отставание от жизни в технологическом обеспечении, всего этого сложного атомного цикла, Запад не собирался, была попытка французов сотрудничать с Советами в этом плане, но её быстро пресекли. Поэтому, вместо систем и приборов, на АЭС работало много людей, много было морально устаревших приборов,с элементами из драгоценных металлов, много неточностей в работе систем, обслуживающих оборудование станций и т.д.

     Как же управлялась советская атомная энергетика? Множество организаций и ведомств, без единого руководства, кроме указаний от ЦК КПСС, Минэнерго, с его главками, Минсредмаш, с его главками, Главный конструктор, Научный руководитель, на всех уровнях специалисты, от начальника лаборатории до директора института, могли запрашивать информацию, вмешиваться в работу станции, писать докладные, чего-то такое предлагать, излагать, существовали многочисленные ведомственные Советы, на которых чего-то обсуждалось и все это множество не было "симфоническим оркестром", "играло" очень не стройно, не организованно, и не представляло из себя какого-то единого естественного рабочего процесса, а каждый раз это было откликом на некоторое техническое предложение, или на некоторую аварию, или на некоторую пред-аварийную ситуацию.    
         
               
        Это время, 1986 год, после аварии в Чернобыле, в октябре, предшествовало времени когда генсек ЦК КПСС и председатель президиума Верховного Совета СССР, М.С.Горбачёв, начал проводить конфиденциальные личные встречи с президентами США Бушем, потом Рейганом, под вывеской разрядки международной напряжённости, окончания конфронтации и холодной войны между СССР и США.  Результаты личных встреч были неожиданными для всего мира, всё что потом и кровью наживали всем народом, под руководством большевиков-коммунистов, их генеральный секретарь обменял на ранчо в штате Вермонт, США и прочие подачки. Всё, в одночасье, было сдано в управление "дяде СЭМу" за один доллар. Разрушение идеологической и управленческой верхушки СССР, её социальное перерождение способствовало общему технологическому отставанию советской промышленности и инженерной техники по всем отраслям народного хозяйства от уровня западных стран, в том числе и в атомной промышленности. Тогда мы и получили, как прощальный салют советской власти, Чернобыль.


    


Рецензии
Вот так из за нескольких человек пострадали сотни тысяч. Страшно читать об этом кошмаре, но ведь он был этот кошмар.

Николай Павлов Юрьевский   06.10.2019 21:31     Заявить о нарушении