Главный редактор Курского альманаха

ПРОЗАИК МИХАИЛ ПРИВАЛЕНКО
Забытые литературные имена

Так уж сложилось, что на многовековой стезе литературной жизни Курского края отдельным этапом стал послевоенный период. Но и он в свою очередь по многим признакам делится на конец сороковых, на первую половину пятидесятых, когда стали выходить альманахи, в которых публиковались курские авторы, и на вторую половину пятидесятых, когда в Курске было образовано Курское областное отделение Союза писателей РСФСР.
Благодаря подвижнической деятельности писателей и ученых И.З. Баскевича и Ю.А. Бугрова, издавших книги литературно-краеведческой направленности, известно, что в первой половине пятидесятых на курском литературном небосклоне яркими звездами заблистали прозаики Валентин Овечкин, Михаил Горбовцев, Михаил Колосов, Михаил Обухов и поэт Николай Корнеев. Но был и ряд иных литераторов, кто в эти годы активно участвовал в формировании литературной жизни края, а затем как-то отошел в тень и по прошествии нескольких лет вообще позабыт земляками. Среди таких литераторов, незаслуженно преданных забвению, на мой взгляд, журналист и прозаик Михаил Приваленко.
Михаил Ефимович Приваленко, согласно данным Интернета, родился 5 февраля 1923 года в Смоленской губернии. Здесь же он получил первоначальное образование и вступил на трудовой путь. В 1941 году в возрасте 19 лет призван в ряды Красной Армии, участвовал в боях, был тяжело ранен и демобилизован. Награжден орденами и медалями. После освобождения родной Смоленщины стал работать в одной из районных газет.
В 1944 году поступил на учебу в Московский полиграфический институт, после окончания которого направлен на работу в Курское областное книжное издательство, учрежденное еще в 1935 году сразу же после образования Курской области и восстановленное вскоре после освобождения Курска от немецко-фашистских войск. Был ответственным (главным) редактором нескольких выпусков «Курского альманаха», издаваемого по инициативе писателя Валентина Овечкина с 1950 года. В это время на литературном поприще трудился бок о бок не только с писателями-фронтовиками В. Овечкиным и Н. Алексеевым, но и с талантливыми курскими литераторами Федором Певневым, Еленой Василевич, Николаем Корнеевым, Егором Полянским, Иваном Юрченко, Виктором Москаленко, Никитой Истоминым, Евгением Масловым, Евгением Носовым, Михаилом Колосовым, Михаилом Горбовцевым, Федором Голубевым, Михаилом Обуховым, Михаилом Козловским, Исааком Баскевичем, Натальей Овчаровой и другими. Кстати, многие из них также прошли войну, имели ордена и медали и не раз были ранены, а со временем стали и профессиональными писателями.
В первом выпуске «Курского альманаха», редактируемого М.Е. Приваленко, дебютировали В. Овечкин – пьесой «Настя Колосова», Ф. Певнев – повестью  «Белая долина», Е. Василевич – рассказом «Дочь». Кроме того, в альманахе были стихи Е. Полянского, И. Юрченко, В. Москаленко, Н. Истомина, Е. Маслова, И. Чемикова и Б. Найговзина, а также проза  Н. Белых, А. Киселева и В. Шалыгиной. Имелись здесь и публицистические материалы об известных курянах М. Лейбельмана – «Андрей Снегирёв – изобретатель управляемого аэростата» и А. Адамова – «Новые материала о «Колумбе Российском».
Существует поговорка: «Первый блин – комом». Но она никак не относится к первому выпуску альманаха. Он хоть и был в мягкой обложке, зато в нем – 146 страниц текста с разными по виду и по жанру произведениями. Да и тираж 10260 экземпляров – что-то да значил в то напряженное время, когда область вместе со страной не только восстанавливалась, но и жаждала духовной и культурной подпитки.
В новом выпуске «Курского альманаха», увидевшего свет в 1951 году, приняли участие такие авторы, как Николай Корнеев, представленный поэмой «Середина века», Владимир Злуникин – повестью о дмитриевской партизанке Вере Терещенко «Вера», драматург Елизавета Бондарева – пьесой «На широких просторах», публицист Михаил Смоляков – очерком о творчестве В. Овечкина, краевед Георгий Морягин – очерком «Курские рудознатцы». Увесистыми подборками стихов представлены Егор Полянский, Наталья Овчарова, Никита Истомин и Иван Юрченко.
Появление литературных альманахов, редактируемых Михаилом Приваленко, привлекло профессиональное внимание доцента Курского пединститута, литературоведа и критика Исаака Баскевича. 16 июня 1951 года в «Курской правде» появляется его статья «Курский альманах». В ней – довольно подробный литературоведческий анализ произведений авторов и доброе слово в адрес этого печатного издания. Это говорит о том, что литературная жизнь в Курске и Курской области вышла на новый этап своего развития. И в этом имелась доля забот и труда Михаила Ефимовича Приваленко как ответственного редактора.
В первых двух выпусках «Курского альманаха» М. Приваленко своих произведений не представлял. Но уже в третьем (1952 год) его литературоведческая статья «Поэма о труде и мире» была опубликована в разделе «Критика» рядом с аналогичными работами М. Петрова – «Правильно изображать жизнь колхозной деревни» и П. Байсова – «Владимир Федосеевич Раевский».
В данной статье Михаил Ефимович проводит анализ поэмы Н.Ю. Корнеева «Середина века», повествующей о послевоенной созидательной жизни советских людей.
«Уже в то время, когда появились два сборника, – пишет он, подразумевая «Стихи о войне» и «Дорога», – московские критики справедливо отмечали в стихах Н. Корнеева эмоциональную напряженность и лирическую силу, хорошее видение деталей. – И, переходя непосредственно к исследуемой поэме, цитируя как отдельные строки, так и целые отрывки, причем в большом количестве, исследуя образ главного лирического героя – Виктора Рогова, делая критические замечания, в конце концов, приходит к главному выводу: – Поэма «Середина века» – произведение высокого эмоционального звучания. Она от начала и до конца пронизана пафосом жизни, созидания. Поэт – не сторонний наблюдатель жизни, а активный ее участник».
Рецензионная статья и подробна, и глубока, и объективна, что говорит о высокой профессиональной подготовленности ее автора как литературного критика.
Отметим сразу, что в этом выпуске, кроме произведений «старожилов» – Н. Корнеева, В. Овечкина, В. Москаленко, Н. Истомина, М. Горбовцева и других – было немало и новичков, в том числе В. Горяинов, В. Бекетов, Б. Солнцев, С. Романюк.
В 1953 году увидел свет коллективный сборник курских прозаиков – «Первые рассказы». В нем произведения Михаила Горбовцева, Владимира Прусакова, Михаила Полковникова, Михаила Колосова, Бориса Жульева, Михаила Обухова, Бориса Солнцева и Михаила Приваленко, который представлен рассказом «Первый номер».
И хотя главный герой этого рассказа – бывший лейтенант Красной Армии, демобилизованный из-за тяжкого ранения, представлен как Павел Антонов, а не как Михаил Приваленко, – само произведение явно автобиографичное, повествующее о становлении его на стезю журналистики. Опустив разговор главного героя рассказа с секретарем райкома партии, предложившего ему должность редактора возрождаемой районной газеты, процитируем пару абзацев, чтобы увидеть стиль художественного слова автора: «Через два дня Павел приступил к работе. В первый же день он побывал во многих районных организациях, поговорил с большим числом людей.
От непривычной ходьбы к вечеру остро ныло раненая нога, но на это не хотелось обращать внимание».
Как видим, пока что преобладает публицистика. И рассказ из-за доминирующей описательности больше похож на очерк. Впрочем, признаки художественного произведения в нем также имеются.
На выход этого сборника 17 июня 1953 года на страницах «Курской правды» отозвался И.З. Баскевич большой обзорно-рецензионной статьей «Первые рассказы», в которой отметил, что это «значительное событие в литературной и культурной жизни нашей области».
Четвертый выпуск «Курского альманаха» появился в 1954 году. На этот раз в альманахе были опубликованы произведения В. Овечкина, Н. Корнеева, Н. Истомина, Н. Григорьевой, М. Полковникова, В. Москаленко и другие. Михаил Приваленко здесь представлен рассказом «Встреча». Фабула рассказа проста: в мирное послевоенное время встречаются два бывших однополчанина. Но радость встречи омрачается скандалом и разрывом, ибо выясняется, что один из них, печник Федор Кузьмич, пошел на сделку с совестью рабочего человека и не совсем честно зарабатывает деньги – прораб ему, как классному специалисту, попросту приписывал. Покинув бывшего друга, Федор Кузьмич задумался о дальнейшей жизни.
Поднятые в рассказе проблемы нравственности, совести, чести, долга, развивающиеся на фоне бытовых интриг и ситуационной драматичности, столкновению характеров, подкрепленные множеством диалогов, придающих динамичность, говорят о художественном наполнении произведения. В связи с этим небольшой пример заключительного диалога между главным героем и его дочерью: «Скоро должна придти дочь. Федор Кузьмич подошел к окну. По стеклу медленно сползали водяные струйки – начался мелкий дождь. Внизу при свете фонарей блестит мокрый асфальт.
Через несколько минут пришла Лиза, веселая, живая, словно после прогулки.
– Папа, ты уже давно дома? – спросила она.
– Нет, недавно, – ответил Кузьмич.
– Сережа звонил. Его проект одобрили. Теперь скоро приедет, – спешила поделиться она радостью. – Ну, что же, папа, давай ужинать.
– Не хочу, голова что-то болит… – отказался Кузьмич.
– Так тебе, может, постелить?
– Да, пожалуй… – отозвался он, зная, что уже не уснет от дум».
Но самым плодотворным в литературной жизни Приваленко стал 1955 год. В этом году Михаил Ефимович издал в Курске документально-биографическую книгу «Валентин Овечкин» – фактически «одно из первых исследований творчества писателя В.В. Овечкина», как определил литературовед и писатель И.З. Баскевич. Книжка получилась небольшая, «карманного формата» – всего 128 страниц с портретом героя произведения под мягкой обложкой. Зато ее тираж – 7000 экземпляров. В качестве редактора выступил поэт Николай Юрьевич Корнеев.
А чтобы почувствовать художественный язык произведения, плотность текста, его информационное и идеологическое наполнение приведем несколько строк: «Плодотворным был для Валентина Овечкина 1952 год. В этом году писатель опубликовал рассказы «Упрямый хутор» и «День тракториста», очерки «Районные будни», «На переднем крае» (из цикла «Районные будни») и «В одном колхозе», памфлет «Лавулирующие». Во всех этих произведениях писатель поднимает проблемы сегодняшней действительности, рисует образы наших современников, говорит о насущных нуждах сельских тружеников, раскрывает перспективы развития сельского хозяйства».
Да, здесь мало от художественного произведения, зато публицистика крепкая и добротная, очень близкая по духу очерковой прозе самого Овечкина. Однако ценность книжки Приваленко не в ее художественном значении, а в том, что в ней давалось подробное и хронологически выдержанное описание жизни и творческой деятельности Валентина Владимировича Овечкина, на тот период самого известного писателя Курского края. И для тех, кто интересуется биографией и творчеством Овечкина, книга Приваленко актуальна по-прежнему.   
Пятый выпуск «Курского альманаха» вышел в 1956 году. И в нем были работы Ф. Певнева –, Н. Корнеева, В. Егорова, К. Донской, Е. Полянского, Ф. Голубева, И. Юрченко, В. Гордейчева, М. Лейбельмана, Н. Григорьевой, Е. Носова, В. Москаленко, Л. Жуховицкого и других.
На этот раз Михаил Приваленко опубликовал в альманахе очерк «В жаркие дни» с подзаголовком «Из блокнота журналиста» – о жизни комсомольской организации района и сельской молодежи. Вот как он описывает районного комсомольского вожака Шумилина во время очередного пленума обкома комсомола: «На трибуну вышел красивый широкоплечий парень. Резким движением головы он откинул назад длинные темные волосы и придавил их ладонью. Почти незаметно извлек из бокового кармана и положил перед собой несколько исписанных листов бумаги».
В этом очерке довольно много художественных моментов, используемых как в описании героев и их характеров, так и в подаче ситуационных элементов. Часто используются эпитеты и метафоры.
В 1957 году в Курском книжном издательстве вышел новый альманах «Простор». Ответственным редактором «Простора» на этот раз был Михаил Колосов, с 11952 года возглавлявший Курское книжное издательство, а в редколлегию вошли Н.И. Алексеев, Ф.М. Голубев, Н.Ю. Корнеев, В.В. Овечкин, И.И. Юрченко и М.Е. Приваленко. В «Просторе» приняли участие более двадцати курских авторов. Среди них уже известные труженики пера – Н. Корнеев, М. Козловский, И. Юрченко, Н. Истомин, В. Москаленко, Е. Полянский, Ю. Лебедев, М. Лейбельман. Но есть и такие, кто в предыдущих альманахах отметился раз-другой, как, например, Е. Носов и Ф. Голубев, или «засветился впервые», как В. Афанасьев, М. Сушков, Г. Тимошина, А. Ищенко, Я. Грунин, Г. Мень, М. Луконин и Я. Чебунов.
Покинув Курское книжное издательство, Михаил Ефимович трудился в редакции газеты «Молодая гвардия», в областном комитете по телевидению и радиовещанию, в обществе охраны памятников истории и культуры.
Работая в редакции газеты «Молодая гвардия», кстати, бок о бок с Евгением Ивановичем Носовым, он продолжил заниматься и литературным творчеством. Так, в 1960 году, 24 декабря, на страницах родной ему «молодежки» появляется отрывок из повести «Фронт уходит на запад». А уже в следующем году в Курском книжном издательстве вышла и 260-страничная книга с одноименным названием, повествующая об освобождении Смоленщины от немецко-фашистских войск и восстановлении мирной жизни и культурно-хозяйственной деятельности.
Сюжет произведения, как и в рассказе «Первый номер», – возвращение в родные края после ранения и лечения в госпитале лейтенанта Андрея Белова и его включение в мирную жизнь и в процесс восстановления района.
– А за какую работу вам хотелось бы взяться? – спросил его секретарь райкома партии, когда Андрей пришел становиться на учет.
– Затрудняюсь сказать. Окончил школу. Готовился ехать в военное артиллерийское училище… Пошел на фронт… Разве что писал в газету…
– Вот уж, как говорится, на ловца и зверь бежит – широко улыбнулся секретарь райкома… – Беретесь за организацию нашей «Лужицкой правды».
Появление этой книги вызвало живое обсуждение у читателей, а также интерес у коллег и критиков. Уже 1 июля 1961 года в газете «Курская правда» литературный критик Исаак Баскевич и журналист А. Разоренков публикуют статью с одноименным названием, в которой дают положительный рецензионный отзыв. Впрочем, процитируем пару абзацев: «Повестью «Фронт уходит на запад» М. Приваленко по сути дела впервые выступает как писатель. И можно без всяких скидок сказать, что написал он книгу интересную и полезную. Чувствуется, что материал для нее дала сама жизнь, образы героев в большинстве правдивы и убедительны.
…Слаженно и четко композиционное построение повести. Несмотря на то, что ее содержание охватывает большой жизненный материал, в ней много героев и эпизодических персонажей, книга ощущается как единое целое».
Прошло три года. И вновь в Курском книжном издательстве увидела свет очередная очерковая книга Михаила Приваленко – «Большевик Артём».
Книга «Большевик Артем» с подзаголовком «Очерк о жизни и деятельности Ф.А. Сергеева» (224 страницы) издана в твердой обложке тиражом 7000 экземпляров. Она сразу же стала популярной у курских читателей второй половины шестидесятых годов.
Чтобы почувствовать, как от книги к книге росло мастерство публициста Приваленко, приведем небольшой отрывок из начала этой книги, в котором речь о доме в селе Глебово Фатежского уезда, в котором было суждено родиться будущему революционеру Федору Андреевичу Сергееву (1883-1921), более известному под партийным псевдонимом Артем: «Просторный, прочный, крытый железом дом резко выделялся средь подслеповатых, приземистых крестьянских мазанок со взъерошенными соломенными крышами. Летом этот дом укрывала густая зелень большого сада.
Под стать дому был и его хозяин – Андрей Иванович Сергеев. От всей его широкоплечей, коренастой, крепко сбитой фигуры веяло могучим здоровьем и богатырской силой».
  Это было последнее крупное литературное произведение, изданное автором в Курске. Возможно, он бы что-то еще опубликовал, но в 1965 году по решению из столицы Курское книжное издательство, давшее путевку в жизнь многим альманахам и персональным книгам курских автором, прекратило свое существование. Удар был огромный. Почти на пятнадцать лет прекратился прием курян в Союз писателей. Да и издание персональных книг и даже участие в коллективных сборниках – стало проблемой из проблем, с которой справлялись лишь самые стойкие и настырные.
Поучаствовав в издании сборника очерков «Курская область» (Воронеж, 1966), в котором отметился работами-разделами «Культура» и «Материальное благосостояние трудящихся», Михаил Ефимович практически отошел от литературной деятельности, отдавшись полностью журналистике и общественной деятельности.
Умер 19.04.2000 года в Москве.
Да, Михаил Ефимович не стал членом Союза писателей, но им для развития литературы Курского края в пятидесятые и первую половину шестидесятых годов сделано все же столько, что забывать о нем как литераторе – грех.  Его имя достойно долгой и доброй памяти, ибо героями его произведений были люди светлые, созидающие, любящие свою родину и свой народ, а его произведения, несмотря на излишнюю засоренность идеологией, настраивали читателей на свершение добрых дел и духовный рост.


Рецензии