Псиарх. Природная душа. Заключение

Природная душа (Anima).
Заключение к третьей части Психоархитектоники.

Anima - природная душа (по В.Г.Ф.Гегелю), женская часть психики (по К.Юнгу) любого животного.
Или эмоциональный интеллект (по современной терминологии).

Раньше эмоции и интеллект разделяли. Под интеллектом понимали сумму когнитивных состояний и процессов, а под эмоциями - то, что иногда помогает, а иногда мешает интеллекту, подавляет его своими страстями, делает нас безумными. Сейчас пошла мода объединить одно с другим. Почему бы и нет? Ведь познающая и оценивающая (эмоциональная) психика находятся в одном теле. Следовательно, обе имеют право называться интеллектом, т.е. тем, что находится в теле (in-tellect). Правда, для эмоциональной психики более подходящим названием была бы энтелехия или интеллигенция, а не интеллект. У нас сейчас до сих пор идёт почти что война между интеллектуалами и интеллигентами. Интеллектуалы гнобят интеллигентов, а те интеллигентно пытаются противостоять интеллектуалам, доказывая свою общественную полезность и необходимость. Извечный, временами вспыхивающий и затухающий спор между физиками и лириками.

Отношение - это такая философская категория, абстрактнейшее понятие, которое имеет очень много значений. В переводе на наш сермяжный, психологический, язык, оно означает соотнесение чего-то с чем-то. Что-то с чем-то ещё не являются связанными между собой, ни в материальном плане, ни в идеальном. Но мы берём их и соотносим в нашем уме. Вспоминая из второй части  что такое ум, мы прямо выводим из наших умственных потуг сообразить выход из ситуации со-отнесение образа того предмета, который нас привлекает и манит к себе, с образами других предметов, находящихся в сенсорно-перцептивном поле рядом с этим предметом. Для башковитых созданий, которыми являемся мы, совсем не обязательно непосредственное соседство влекущего к себе предмета рядом с другим предметами, которые можно использовать в качестве средств добычи требуемого. Мы можем порыться у себя в памяти и найти там что-либо подходящее для решения нашей задачи, но не присутствующее перед нами, а находящееся где-то там, куда надо пойти, чтобы взять его в руки и принести в нужное место к нужному времени (уместность и своевременность).

Другими словами, отношение - это деятельность взятия чего-то в руки, отнесения его к другому чему-то, сопоставления, сравнения, примеривания, оценки того, насколько одно подходит к другому. Похожесть одного на другое (сходство), естественно, влечёт за собой чувствование разницы (различие). Тождество и различие являются взаимосвязанными противоположностями сравнения. Тут же оценивается качество и количество одного и другого, а также определяется мера - граница перехода количества в новое качество, и т.д. В общем, отношение как психологическое понятие означает оценочную деятельность, надстраивающуюся над ориентировочно-поисковой и исполнительной деятельностью. Эта деятельность поначалу оформляется как внешняя, а потом овнутряется (уходит внутрь психики), и тогда нам ничего не надо реально относить и сопоставлять, достаточно делать это виртуально, у себя в голове.

Отношение получается из взаимодействия суждения и ума, двух сторон интуиции (судящего ума). Суждение является критерием оценки. Здесь можно выделить по крайней мере три измерения суждения. 1. Образ, представление, идея соответствует действительности или нет. Т.е. суждение истинно или ложно. 2. Это (предмет, пейзаж, картина) красиво или это безобразно. 3. Это (поведение, поступки) есть добро или зло. И 4-е измерение, совмещающее в себе три предыдущих: это хорошо или плохо. Ум - измеритель того, насколько всё запущено или, наоборот, процветает. То есть, насколько дела идут хорошо или плохо. Отношение также можно определить как продукт интуитивного вИдения ситуации. [Высший уровень образного интеллекта (природного духа) в виде триады "Интуиция - Суждение - Ум" является основой высшего уровня словесно-понятийного интеллекта (социального духа, Логоса) в виде триады "Мудрость - Рассудок - Разум".] 

Качественная оценка ситуации и какого-либо её элемента зависит от суждения, возникающего при наблюдении за этой ситуацией и поведением в ней какого-нибудь её участника. Качественная оценка даёт знак "плюс" или "минус" тому, что мы чувствуем в этой ситуации. (Отношение к ситуации или к какой-либо её части, предмету или другому живому существу, может быть амбивалентным, и чувствовать себя в этой ситуации мы можем неоднозначно.)  Количественная оценка говорит нам о том, сколько надо "поддать газу", чтобы быстрей или вовремя достичь цели, или насколько надо "притормозить", чтобы осторожно преодолеть опасный участок пути. Количественная оценка производится при непосредственном содействии нашего ума, великого измерителя. Вы, наверное, уже поняли, что при взаимодействии отношения с суждением мы получаем сенсорную сторону отношения в виде чувствования. А при взаимодействии отношения с умом мы получаем моторную сторону отношения - эмоцию.

Чувствование - автоматически оцениваемое ощущение. Другими словами, это эмоциональный тон ощущений. Этакая тяжеловесная конструкция из трёх "пальцев". Но, как говорится, кому что нравится. Мне нравится одно слово - чувствование. Чувствование - это ситуативное отношение, уходящее от момента "здесь-и-сейчас" в прошлое. Эмоция тесно связана с восприятием, с образом восприятия, одной из форм опережающего отражения. То есть, эмоция - оценка возможного развития ситуации, оценка, уходящая от момента "здесь-и-теперь" в будущее. Эмоция, таким образом, возникает на основе воспринимаемой перспективы.

Поясню на простом примере. Когда мы "соотносим" раннее не пробованное яство (например, из японской кухни) со своим ртом, вкушая это блюдо и ощущая его вкус языком и полостью рта, мы оцениваем его на вкусность. Вкусность (или противность, или нечто сложное по вкусу) производно от простых ощущений (солёность, кислость, сладость, горькость). Эмоция возникает на основе получаемых в данный момент или уже давно полученных чувствований. То есть, эмоция - это предвкушение. А предвкушения бывают приятные и неприятные, влекущие нас и соблазняющие своими запахами, своим видом, своим сладкоголосием, или, наоборот, противные, отталкивающие, пугающие, и т.п. Поэтому эмоцию можно определить как такое внутреннее движение к ситуации (участнику ситуации или её предмету) или от неё. И это внутреннее движение выражается (expression) в моторике тела в виде волнения, дрожи, тряски, изменения цвета кожных покровов (покраснения или побледнения), напряжения мышц тела (лицевых мышц, мышц конечностей, и прочих).

Emotion, как мне кажется, это слово, состоящее из двух частей, которые срослись между собой: e-motion, т.е. esteem-motion, где esteem - давать оценку, оценивать, а motion - движение. Получается, что emotion - это движение души, состоящее в упреждающей оценке ситуации. Но это, конечно, моя психолингвистическая фантазия. На самом деле, английское emotion производно от латинского emoveo: выдвигать, приводить в движение; emoveo pontum - взволновать; emoveo muros - потрясать. А "эмоциональное волнение" - это "масляное масло".

Переживание - некий внутренний, чувственно-эмоциональный опыт (experience), сопровождающий внешний жизненный опыт. Переживание - это одновременно и состояние и процесс. Оно очень похоже на пережёвывание того, что внесли в рот. Мы можем остановиться в этом процессе, чтобы лучше прочувствовать приятный вкус потребляемого блюда. Можем интенсифицировать этот процесс. Можем сразу, не жуя, проглотить комок пищи. При этом мы не успеваем распробовать то, что проглотили.

Переживание - такое же нагруженное разными значениями слово, как и отношение. Пережить значит справиться с какой-либо трудной (тяжёлой) ситуацией, выжить после различных социальных потрясений или природных катастроф; пережить других, которые в этих бедственных условиях не смогли выжить, и т.д. Но переживание - это не только пребывание (существование, жизнь) в эмоциональном раздрае, нахождение длительное время в состоянии волнения, тревоги, страха. Бывают и приятные, радостные переживания, связанные с восприятием и созерцанием произведений художников, музыкантов, поэтов, и т.д. Это могут быть так называемые пиковые или трансперсональные переживания. Любовные переживания - это уж само собой. И нелюбовные (чёрная зависть, чёрная ревность, ненависть и месть) тоже.

Всё, что мы переживаем и пережили, откладывается в нашей чувственно-эмоциональной памяти, в которой хранятся сложившиеся на основе этих переживаний чувства. Чувства - это, в основном, упакованные и размещённые в складах эмоциональной памяти чувствования. Другими словами, чувства - это свёрнутые чувствования. О чувствах здесь получилось коротко, хотя внутреннее хозяйство чувственно-эмоциональных складских помещений устроено не так просто, как я описал.

Настроение - спроецированное на будущее чувство. О связи чувств и настроений говорит одно расхожее словосочетание: "в расстроенных чувствах". Раз чувства могут быть расстроены, то могут быть и настроены, на определённый лад. Человек либо чувствует внутри себя гармонию (лад), либо - дисгармонию (разлаженность). Для кого-то настроение - это общее эмоциональное состояние, эмоциональный фон. Для кого-то это рабочий или боевой настрой на предстоящую или уже протекающую деятельность. Для кого-то это полное или частичное, незначительное, расстройство планов (фрустрация), огорчение, горе, депрессия. 

Из последнего состояния надо как-то выбираться, опять же справляться с ситуацией путём её переживания и изживания. Для этого производится настройка и преднастройка, наладка и переналадка, внушение, убеждение, и т.п. Например, некто настраивает кого-то (и себя в том числе) против (или за) ещё кого-то. Это тот самый процесс психотерапии или самопсихотерапии. Поднять кому-либо настроение, развеселив его, или утешить в горе, настроить и перенастроить человека на оптимистичное отношение к жизни, к людям, к себе - это работа профессиональных утешителей, деятелей искусства, а также практических психологов, психологов-консультантов и психотерапевтов. Но это же можно сделать и самому себе, если не упираться в возникшее эмоциональное расстройство и не упиваться своим упадническим настроением. Правда, самому это сделать труднее, чем с помощью других людей.

Вот так и возникает эмоциональная борьба, которая может происходить как внутри субъекта, так и между субъектами, а часто и внутри, и между. Один пытается вытащить другого из эмоциональной ямы, а другой этому сопротивляется в силу инерции или сложившихся черт характера. Часто этот другой при всём своём сопротивлении внешним эмоциональным воздействиям (уговорам, настраиванию, и т.п.) в глубине души испытывает соблазн поддаться им, ибо интуитивно понимает, что долго оставаться в таком раздрае вредно для здоровья и ничего существенно в ситуации не изменит. Здесь помогает фиксация внимания на позитивных моментах в этой ситуации и их развитии. Образуется эмоциональная доминанта, которая стремится придавить негативные моменты, сделав их меньше значимыми.

Сосредоточение внимания на переживании своих чувств и настроения приводит к возникновению нового феномена в эмоциональной жизни человека - к сопереживанию. По существу, сопереживание - это не только совместное с кем-либо переживание ситуации, но и сосредоточенное переживание, со-переживание. Оно делает переживание в данный момент более ясным, или, так сказать, более осознанным, хотя до осознания, как феномена вербального интеллекта ещё далеко. Сопереживание как совместное эмоциональное переживание ситуации основано на идентификации - мысленном объединении и частичном отождествлении с расстроенным человеком. Это ещё называют вниканием в эмоциональное состояние человека, вживанием, вчуствованием.

Не вдаваясь в подробности того, что происходит при сопереживании, сразу обозначим переход от сопереживания к сочувствию, или, так называемой, эмпатии. Оно подобно приятию, симпатии, но является более развитой её формой. Сочувствуя, мы испытываем душевную боль вместе с горюющим человеком, т.е. соболезнуем ему. Страдающему мы сострадаем, радующемуся - сорадуемся. Если малосимпатичный нам человек, которого мы также мало ценили, радуется своей удаче, торжестует свою победу, то мы, будучи растождествлёнными с ним, отстранёнными или отчуждёнными от него, испытываем страдание, т.е. чёрную зависть. Симпатичному же и высокоценимому нами человеку мы завидуем по-белому, радуясь за него и ипытывая желание самому добиться подобных результатов.

Здесь мы плавно перешли от сочувствия к желанию. Если мы сострадаем близкому нам человеку, то, естественно, желаем ему добра, т.е. мы к нему доброжелательны. Действенное желание переходит в добродейство, в заботу о нём, в соучастие в его делах. Или, наоборот, при чуждости нам его интересов, его антипатичности и противности, мы в лучшем случае не очень-то желаем ему добра, а зачастую желаем ему чего-либо плохого. Действенное желание зла превращается в злодейство.

Если мы всецело увлекаемся такими желаниями, то начинаем либо любить человека, либо его ненавидеть - в пассивной или активной форме. Здесь ситуативная эмоциональная идентификация/деидентификация (отождествление/растождествление) становится постоянной. Так же как влечение (на уровне соматопсихики, природного тела) становится склонностью (благосклонностью), так и желание (на уровне природной души) становится любовью. Постоянно, или хотя бы периодически, желать что-то или кого-то значит любить их. Говорят же, что любовь - это жажда (сильное желание) целостности.

Здесь каким-то, ещё непонятным мне самому, образом "зашита" истинностная оценка взаимоотношений. Триаду "Вера (тезис) - Надежда (антитезис) - Любовь (синтез)" можно увидеть в нашей триаде "Сочувствие - Желание - Любовь". То, что желание связано с надеждой, мы можем подтвердить статьёй из психологического словаря:

"НАДЕЖДА - эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоторого желаемого события и отражающее предвосхищаемую вероятность его реального осуществления."

Логично предположить, что вера как-то связана с сочувствием. Мы сочувствуем тому, кому верим, и желаем верить тому, кому сочувствуем. Сочувствие происходит из сопереживания. Если в сопереживании как внутренней борьбе исход этой борьбы ещё неясен, и эта неясность переживается как сомнение (сопоставление и соревнование по крайней мере двух мнений), то в сочувствии этот вопрос решён. Сочувствуя кому-то, мы целиком, или почти целиком, встаём на его сторону (являемся его сторонником) и верим ему, как самому себе (если, конечно, и себе верим, и у нас нет проблемы с самотождественностью). Или у нас появляется подозрение в том, что данный субъект действительно привержен тому образу, который демонстрирует, и той роли, которую играет. А подозрение - это опять же сомнение, внутренняя борьба. Но это пока из области моих домыслов.

Однако, рассматривая сопереживание как борьбу и соревнование разных переживаний, борьбу, за которой наблюдаем со стороны или внутри себя, мы определяем сопереживание как синкретическое единство сочувствия (веры) и желания (надежды). Например, переживая за, т.е. болея за, какую-нибудь футбольную или хоккейную команду, мы находимся на стороне одной из команд, которую считаем нашей, с которой мы сами себя идентифицируем, в которую верим, и желаем ей победы, надеясь на неё. Самые острые моменты "переживания за" или "боления за", т.е. по существу острота сопереживания или эмоциональный накал, возникают тогда, когда неясен исход борьбы, игры, спора, и вот-вот определится перевес одной из команд. Это своеобразное состояние колебания маятника или чаш с гирьками на весах. Это борьба прогнозов: "победит" или "проиграет"?

К тому же, само по себе сочувствие (сторонничество) - это уже более спокойное состояние, когда ситуация разрешилась, одна чаша весов перевесила другую, одна команда выиграла, другая потерпела поражение. Соответственно, выигрышу нашей команде мы радуемся, сорадуясь радости этой команды. А проигрышу нашей команды огорчаемся, соболезнуя её бедственному положению. Если учесть, что сочувствие основывается на созерцании (внимательном рассматривании) того, что получилось в результате какого-то события, то больше всего мы верим очевидному положению дел, которое мы воочию наблюдаем. Так что получается, что вера - это эмоционально-чувственное состояние, или, другими словами, сочувствие.

Отсюда получаем такие обычно требуемые в любви качества, как верность и надёжность. Если мужчина изменил женщине, то это значит, что в момент измены он не думал о том, что это причинит ей душевную боль. Или он в пылу увлечения другой забыл о своей жене, и тогда понятно, что он не так уж и любил её. Или он специально хотел ей отомстить (доставить боль и страдание), обидевшись на неё из-за чего-то, вполне возможно, что из-за её измены. Обоюдные измены свидетельствуют о том, что отношения сложились негармоничные, не приносят супругам удовлетворения, и любовь, как таковая, уже растаяла, или находится в процессе исчезновения.

Вспомнив давно используемое нами словосочетание "верный друг и надёжный товарищ", мы можем за сочувствием увидеть не только субъективное состояние веры, но и такую форму взаимоотношений, как дружбу. А за желанием (доброжелательством, благожелательством, благонадёжностью) - товарищество, партнёрство, участие или соучастие (в хороших делах или в плохих, т.е. преступлениях). В основе же и дружбы, и товарищества, и любви лежит психологическая или душевная близость (интимность). Близость же является одной из сторон психологической дистанции (тождество - различие; близость - удалённость; свой - чужой). Именно психологическая дистанция определяет то обстоятельство, переживаем ли мы ЗА кого-нибудь (сопереживаем), не переживаем ЗА него (безразличны к нему), или переживаем ПРОТИВ него. 

Сочувствие и желание настолько тесно взаимодействуют между собой, что кажется (скорей всего, и не кажется, а так и есть), что одно находится в другом. Например, самое существенное в дружбе - это верность, приверженность, привязанность. Обратной стороной верности является ревность - сомнение (подозрение) в неверности и желание сохранить за собой дружбу и любовь своего сексуального, делового, игрового или её какого партнёра.

Самое существенное в товариществе - надёжность, возможность положиться на другого, понадеяться на него, рассчитывать на его участие (содействие), доверие. К тому же товарищество - это отношения равенства, равного, или равноценного, участия в общем деле. Стоит только возникнуть какому-либо неравенству в отношениях, как возникает недовольство возникшим положением дел ("А почему это у него больше и лучше, чем у меня?!"). И это недовольство называется чувством зависти. Но есть зависть дружеская (белая), когда радуешься успехам друга и желаешь его догнать, чтобы сравняться. И есть зависть враждебная (чёрная), когда расстраиваешься, увидев (завидя) успех другого, и желаешь превзойти его, догнать и перегнать, чтобы позлорадствовать (почувствовать себя счастливым на фоне проигрыша, неудачи, беды, несчастья другого).

Во враждебной зависти можно усмотреть два варианта. 1. Чёрно-белый вариант, когда стремишься превзойти другого за счёт собственных усилий по достижению желаемого, не затрагивая того, что имеет соперник. Более-менее достойный вариант. И это именно вариант соревнующихся между собой друзей, ещё не ставших врагами из-за неуёмного соперничества. 2. Чёрно-чёрный вариант, когда желаешь превосходства над соперником путём принижения или уничтожения его достижений или его самого. Отсюда: грабёж, поджоги, порча, захват, убийство, война. Речевая продукция чёрно-чёрного завистника - это хула, навет, поклёп, унижение, оскорбление, психологическое уничтожение). Подобное поведение, ставшее устойчивой (когда "чернушник", "чёрт" увлекается этим) склонностью, руководствуется возникшим и продолжающим жить в человеке чувством ненависти.

Ревность тоже может различаться внутри себя, причём полярным, чёрно-белым, способом. 1. Белая ревность - когда один в паре, замечая некое сближение своей половины с третьим лишним, стремится ещё больше сблизиться со своим партнёром. Здесь средством сближения являются и чисто внешние способы, такие как самоукрашательство, желание произвести ещё более сильное положительное впечатление, и чисто внутренние способы: выяснение отношений (искренность, откровенность, доверительность), усиление заботы о другом, внимательность, ухаживание. 2. Чёрная ревность - когда ревнующий(-ая) пытается принизить третьего лишнего (третью лишнюю) в глазах своего партнёра, вообще убрать всеми способами его (её) с горизонта, и даже прямо или косвенно убить. 3. Чёрно-белая ревность - когда ревнующий применяет всё предыдущие способы устранения угрозы лишения, а также предъявляет претензии партнёру из-за его якобы неподобающего (провоцирующего) поведения. 4. Чёрно-чёрная ревность - когда ревнивец начинает преследовать и соперника, и своего партнёра, мстит им обоим за доставленную ему душевную боль. Хорошая иллюстрация данной разновидности ревности - фильм "Перелом" (2007-го года) с Энтони Хопкинсом и Райаном Гослингом.

Понятно, что между полярностями в ревности и зависти существует целая гамма цветов и их оттенков - переливы и переходы от одной полярности к другой и обратно.   

И немного о любви, о которой и так написано много. Скажу только, что любовь является интегратором чувствований и эмоций. С сенсорной стороны она обобщает чувствования в эстетический, а потом уже и в художественный, вкус. Вкусовые впечатления языка и других органов чувств с помощью любви становятся эстетическим чувством, чувством прекрасного (или безобразного, т.е. чувством юмора). С моторной стороны она обобщает эмоции в способность и готовность помогать другим людям - нрав, добронравие, добродетель. В триаде Любовь - Вкус - Нрав содержится другая всем известная триада: Истина - Красота - Доброта. Любовь - это единство эстетической и этической стороны отношений и переживаний, калокагатия древних греков. "Kalos kai kagatos - «прекрасный и хороший», «красивый и добрый». (Древне-греческий шрифт здесь не отображается, поэтому изобразил латинскими буквами).

На русском языке это звучит примерно так: если нам что-то полюбилось, значит оно пришлось нам по вкусу, по нраву (понравилось), а в целом - пришлось по душе.


Рецензии