Знать о существовании Всевышнего

Знать о существовании Всевышнего


1.1 Основа основ и столп мудрости - знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет всё существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования. (2) И если можно было бы предположить, что Его нет - никакая другая вещь не могла бы существовать. (3) А если можно было бы допустить, что ничего не существует, кроме Него - Он Один остался бы существовать и не исчез с исчезновением всего, так как все объекты действительности нуждаются в Нём, а Он, Благословенный, не нуждается ни в творении в целом, ни в каждом из творений в отдельности.

1.2 Поэтому Его истинность не похожа на истинность одного из творений. (4) Об этом говорит пророк: "И Господь Б-г - истина" (Иермияу 10:10) - только Он истина, и ничто не истинно так, как Он. О том же сказано в Торе: "Нет другого, кроме Него" (Дварим 4:35), то есть ничто не истинно так, как Он.

1.3 (5) Этот Сущий - Б-г мира, Господин всей земли. И Он управляет Вселенной силой, которой нет конца и ограничения, силой непрерывной, так как Вселенная находится в постоянном движении, а это невозможно без Движителя; и Он, Благословенный, управляет ею не рукой и не телом. (6) И знание этих вещей -повелевающая заповедь, как сказано: "Я - Господь, Б-г твой" (Шмот 20:2; Дварим 5:6).

1.4 И каждый, кто допускает мысль о существовании другого бога, кроме Этого - нарушает запрет, как сказано: "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня" (Шмот 20:2; Дварим 5:6), и отрицает основы веры, так как это - фундаментальный принцип, от которого зависит всё.

1.5 (7) Этот Б-г един - не два, и не более чем два, но один, и нет подобного Его единству никакого другого единства в мире: не так един, как объединяющий в себе множество элементов, и не как тело, у которого есть части и края; но единство, которому нет подобного в мире.

1.6 Если бы богов было много - они были бы телесны и материальны, так как объекты одного уровня невозможно отличить друг от друга иначе, чем на основании внешних признаков, свойственных материальным телам. Но если бы Создатель был телесен и материален - был бы у Него край и конец, так как тело не может не иметь границ; а все, что имеет границу, и силой обладает тоже ограниченной, а мы видим, что у Господа нашего, благословенно Его имя, сила безгранична и непрерывна, так как Вселенная находится в движении постоянно; поэтому Его сила - не сила тела. А раз Он - не тело, то Ему не присущи качества, свойственные телам, на основании которых мы могли бы отличить Его от другого подобного; таким образом, Б-г не может быть иначе, чем один. И знание этого - повелевающая заповедь, как сказано: "Господь - Б-г наш, Господь - один" (Дварим 6:4).

1.7 (8) Объясняется также в Торе и Пророках, что Святой, благословен Он, - не телесен и не материален, как сказано: "Ведь Господь, Б-г ваш - Он Б-г, в небесах наверху и на земле внизу" ( см. Дварим 4:39; Иеошуа 2:11), а тело не может быть одновременно в двух местах. И сказано: "И не видели вы никакого образа" (Дварим 4:15) ; и сказано: "И с кем вы Меня сравните, и кому Я уподоблюсь?" (Ишаяу 40:25) - если бы был телом, был бы подобен другим телам.

1.8 (9) Если так, то что означает сказанное в Торе: "и под ногами Его" (Шмот 24:10), "начертаны перстом Господа" (Шмот 31:18; Дварим 9:10), "рука Господа" ( Шмот 9:3; Бэмидбар 11:23; Дварим 2:15), "глаза Господа" (Дварим 11:12), "уши Господа" (Бэмидбар 11:1; Бэмидбар 11:18), и тому подобные вещи - это все применительно к пониманию людей, которые знакомы только с телами; и Тора говорит языком людей. И всё это образные выражения; также сказано: "Когда заострю Я сверкающий меч Мой" (Дварим 32:41), разве у Него есть меч и мечом Он поражает? Это иносказание, и все подобное - иносказание.

1.9 Доказательство этому - то, что один пророк говорит, что видел Святого, благословен Он, "облачённым в одежду, белую, как снег" (Даниель 7:9), другой видел Его "в кровавой одежде, как будто забрызганной виноградным соком" (Ишаяу 63:1) ; сам Моше-рабейну видел Его на море в образе воюющего богатыря, а на Синае - в образе ведущего молитву, закутанного в талит. Это доказывает, что нет у Него внешности и формы, но всё это - пророческие образы и видения. Истина же в том, что сознание человека не может постичь Его и исследовать Его полностью; это то, о чем написано: "Исследуй Б-га, ищи Его, но поймёшь ли ты Б-га до конца?" (Иов 11:7).

1.10 Что же хотел постичь Моше-рабейну, когда попросил: "Покажи мне, пожалуйста, славу Твою" (Шмот 33:18) 1 - Он хотел познать истинность существования Святого, благословен Он, так, как знают человека, которого видели в лицо и образ которого запечатлелся в сердце, так что в сознании своём отличают этого человека от других людей; так Моше-рабейну хотел выделить в своем сердце существование Святого, благословен Он, из существования других объектов, чтобы стала истинность Его для него несомненна. И ответил ему Благословенный, что сознание живого человека, состоящего из души и тела, не в силах постичь это во всей полноте.

1.11 И сообщил ему Благословенный то, чего не знал ни один человек до него и не узнает после него, чтобы познал он из истинности Его существования ту часть, которая выделяет Святого, благословен Он, в его сознании из других объектов так, как можно опознать человека, которого видели со спины и выделили его фигуру и одеяние из группы людей. И на это указало Писание словами: "И увидишь Меня сзади; а лица Моего никто не увидит" (Шмот 33:23).

1.12 (11) И так как нам теперь понятно, что Всевышний - не тело и не материя, ясно, что Его невозможно увидеть и что к Нему неприменимы характеристики тела: ни сочетание, ни деление; ни место, ни размер; ни подъём, ни опускание; ни "право", ни "лево"; ни "спереди", ни "сзади"; ни сидение, ни стояние. И не находится во времени, так чтобы было у Него начало, конец и количество лет; и не изменяется, так как нет ничего, что могло бы привести к Его изменению.

1.13 И неприменимы к Нему понятия "смерть" и "жизнь" (в том смысле, в каком живо живое тело) ; и не "глупость" и "мудрость", как мудрость мудрого человека; и не "сон" и "бодрствование", и не "гнев", и не "веселье", и не "радость", и не "грусть", и не "молчание", и не "речь", подобная человеческой речи. Как говорили мудрецы: "Нету наверху ни сидения, ни стояния, ни тыльной стороны, ни лицевой".

1.14 (12) Если так, то все такие и подобные этим выражения, встречающиеся в Торе и в словах пророков - иносказание и образное представление, как, например, во фразе: "Сидящий в небесах возвеселится" (Теилим 2:4), или: "гневили Меня своими безсмысленными поступками" (Дварим 32:21), "когда радовался Всевышний" (Дварим 28:63), и тому подобных. Обо всем этом сказали мудрецы: "Тора говорит языком людей". Также сказано в одном месте: "Меня ли вы гневите, не самих ли себя?" (Иермияу 7:19) ; а в другом - "Я, Господь, не изменился" (Малахи 3:6), а если бы был в один момент зол, а в другой - радостен, то изменялся бы. Все подобные вещи относимы только к жалким преходящим телам, "живущим в глиняных домишках, стоящих на прахе" (Цитата из Книги Иова, прим. п.). Но Он, Благословенный, выше и величественнее всего этого.
Рамбам


Рецензии