Арии

История философии Древнего Востока
философская мысль Древней Индии и Древнего Китая зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии – неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается. Фундаментальные понятия индуизма Пуруша и Пракрити — мужское и женское начала. В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д.
      Веды древних ариев. Диоген Лаэртский (Лаэрций), один из первых доксографов (от греч. doxa – мнение и graphein - писать) свою книгу «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» начинает словами: «Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев - гимнософисты» . Но при этом не только древние доксографы, но и историки философии зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относятся примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. примерно три тысячи лет назад. Более  того, многие современные историки философии традиционно утверждают, что протоарии – это прото- германцы, балты, кельты и т.д.  пришли в Иран и Индию из Европы.
     Неслучайно лучшей аттестацией фашистского офицера была характеристика: «Истинный ариец». С 1920-х годов арии и свастика становятся символом германских нацистов, после их прихода к власти — государственным символом Германии (изображалась на гербе и флаге). После 1933 года в СССР все арийские исследования были свёрнуты. Разосланные по библиотекам книги, в основной своей массе, были уничтожены, а оставшиеся в центральных библиотеках переведены в закрытый фонд специального хранения (Спецхран). После Второй мировой войны в ряде стран  изображение свастики было запрещено, а исследования ариев оказались под негласным запретом.
     И только в 80-е годы прошлого века это табу стало нарушаться. Ариев стали называть индоиранцами. Показательно, что поначалу археолог Кузьмина Е.Е. в соавторстве со Смирновым К.Ф. свою книгу назвали: «Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий». М. 1977. И только в 1994 году Кузьмина опубликовала: «Откуда пришли индоарии» и «Арии – путь на юг». А в 2007 году Бостоне опубликовала книгу «The Origin of the Indo-Iranians», за которую стала лауреатом международной премии «Книга года», в рецензии на которую И.М.Дьяконов отмечал, что «автор совершил научный подвиг немыслимой храбрости». Это был прорыв в 70-летнем замалчивании о происхождении ариев.
      Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.).  А первыми философскими текстами были Упанишады (кон. II тыс. до н. э.). арийской традиции. Они представляли собой истолкование древних священных текстов – Вед, предназначенных для культового употребления у ариев. Уже в Упанишадах формируются основные темы философии: идея единого, бесконечного божества и учение о карме и перерождении.
     Летом 1987 года, был открыт Аркаим, а в 1991 году территория памятника была объявлена заповедной (в статусе филиала Ильменского заповедника). Как ни гляди - вчерашняя сенсация; однако интерес к нему не ослабевает. Более того, он безусловно расширяется: вслед за археологами, историками, этнографами в Аркаим потянулись экстрасенсы, пророки, паломники, члены различных религиозных сект, люди, жаждущие исцеления и просветления. появились статьи - строго научные и научно-популярные, снят кинофильм (правда, французами); с докладами об Аркаиме выступают ученые на серьезных и представительных конференциях. Вышла наконец и первая книга (Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия. - Челябинск, 1995): первооткрыватели, первоисследователи, словом, самые осведомленные специалисты рассказали, адресуясь не только к коллегам-ученым, но и к самому широкому читателю
Теперь уже признано: здесь прародина древних ариев, которую ученые так долго искали на обширной территории от придунайских степей до Прииртышья; здесь произошло на грани III - II тысячелетий до н.э. давно уж "вычисленное" лингвистами разделение ариев на две ветви - индоиранскую и иранскую... А кое-кто из столь сдержанных в предположениях ученых готов даже объявить эти места родиной Заратуштры, создателя священных гимнов «Авесты».
      Слова ученого, которому по праву принадлежит честь первооткрытия памятника, - археолога Геннадия Борисовича Здановича: "... Я представляю себе Аркаим как ярчайший пример синкретизма первобытности, слитности и нерасчлененности самых различных начал. Это одновременно и крепость, и храм, и ремесленный центр, и жилой поселок". Так вот, астроархеолог К.К.Быструшкин не оспаривает этой аттестации, но добавляет к ней еще один немаловажный штрих: Аркаим, по его мнению, помимо прочего, еще и пригоризонтная обсерватория предельного класса точности, сама сложная из всех ныне известных человечеству И еще одна подробность: археологи оценивают возраст Аркаима в 3800-3600 лет; К.К.Быструшкин, опираясь на свою методику, увеличивает его еще на целую тысячу лет. Памятник высочайшей культуры, имеющий возраст 4800 лет. Четыре тысячи восемьсот лет...
Известный индийский исследователь ведической литературы Рамчандра Нараяна Дандекар (1909 – 2001 гг.)  пишет: «История предков ведийских ариев показывает, что отдельные племена индоевропейского происхождения мигрировали со своей прародины в Казахстане на юго-восток и со временем осели в районе Балха (выделено мной – Ю.Ш.)»  . В то же время, Дандекар убежден, что до прихода в Индию ведийские поэты-жрецы уже создали молитвы (мантры), которые относятся в основном к трем аспектам этой религии: космическая религия, культ огня и сомы и  религия героя. Веды и Авеста повествуют о взаимодействиях ариев и туранцев, наскальные рисунки солнцеголового божества Митры (Митра - в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми)  в ущелье Тамгалы и скифо-сакский золотой воин, найденные недалеко от Алматы; древнейшие поселения Аркаим в Челябинской области и Ботай в Северном Казахстане, руническое письмо, выбитое на скалах, петроглифы на каменных плитах, бытовые предметы, найденные в Южной Сибири, в Казахстане, Средней Азии и Монголии и другие археологические открытия свидетельствуют о высокой культуре Древней Евразии. 
Участие ариев в создании Вед.  Первоначальные тексты Beдической литературы сложились на территории современной Центральной Азии во II-I тыс. до н.э.  . По одной из версий прародиной древних ариев  была Евразия.  В 80-е годы авторы небольшой, но содержательной книги «От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев», основываясь на материалах археологии, лингвистики и этнографии, сопоставили эпические и религиозные тексты  «Ригведы», «Авесты», античные источники скифского эпоса приходят к выводу, что представления древних иранцев, скифов и индийцев о прародине Ариев имеют единую традицию. Авторы книги не согласились с мнением Тилака о том, что предки арийских народов некогда жили в Арктике.  Авторы на основе сравнения индоевропейских языков считают возможным воссоздать условия, в которых «предки индоевропейских народов могли жить в период их совместного обитания. Особенно распространена в науке теория среднеазиатского происхождения ариев… именно Средняя Азия явилась местом сложения древних арийских племен, формирования их цивилизации, духовной культуры, эпоса» .
«В тот период у индоевропейских племен уже существовало общество, весьма развитое в социальном и хозяйственном отношении. Они имели длительные традиции земледелия, пользовались колесным транспортом, изготовляли из металлов некоторые орудия труда и оружие. Материалы археологии показывают, что племена, достигшие такого уровня развития, никак не могли обитать в заполярных и примыкающих районах, где век металла наступил много позднее даже того периода времени, когда индоиранские племена достигли Передней Азии и Индии». «Там они жили в течение довольно продолжительного периода – столь продолжительного, что вскоре стали считать саму эту местность своей первоначальной родиной». Не исключено, что именно тогда сложилась андроновская культура - культура бронзового века (2-е тыс. до н. э.) в Западной Сибири, Казахстане и Южном Приуралье, получившая название по д. Андроново около Ачинска.  Подтверждением этой теории являются обнаруженный в Челябинской области археологический памятник Аркаим, который одновременно был жилищем, доменной печью, местом для жертвоприношений и, возможно, даже обсерваторией. Аркаим простоял около 300 лет и оставленный всеми жителями, вероятно, ими же был сожжен или разрушен. Арии занимались преимущественно скотоводством.  Поэтому, видимо, в поисках пастбищ вынуждены были откочевать на юг – на территорию современных Казахстана и Средней Азии. Довольно долго они жили по берегам рек Сырдарья (др. названия Яксарт, Канга) и Амударья (Ардви, Окс, Балх, Джейхун). Там у них сформировались образы богов и гимны, обращенные к ним – Веды.
Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам. Существует четыре Веды: Ригведа — «Веда гимнов», Яджурведа — «Веда жертвенных формул», Самаведа — «Веда песнопений», Атхарваведа — «Веда заклинаний».
Варуна    Митра (Тамгалы)   Митра (Керчь)        Рудра
Найдены наскальные рисунки в ущелье «Тамгалы», недалеко от Алматы и скульптурки «Митра, убивающий быка» в Крыму, и в Иране. Считалось, что из крови убитого Митрой быка произрастали растения, она увеличивала плодородие земли.
Среди арийских богов верховным божеством называют Варуну – ночного бога неба и водной стихии, а его непременным спутником является Митра - бог дневного света, символ дружеских отношений и союзов. В более позднее время на первый план выходит солнечная функция Митры. Из них лишь от Рудры, мрачного и страшного бога грозы и бури, ждали не столько даяния благ, сколько избавления от его гнева и немилости. Рудра, внушавший древним ариям непреодолимый ужас, предстает в гимнах как воплощение грубой, необузданной, стихийной силы. Для умиротворения богов использовалась Сома - жертвенный напиток, видимо приготовленный из кумыса с добавлением глюкогенов.
Современные исследователи полагают, что: «Бурная история межплеменных войн ариев, туров и хьона, почитающих одних и тех же богов и молящих их о победе, разворачивается на берегах Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. События, чей звук сохранили Яшты, происходили, возможно, задолго до времен Заратуштры, во второй половине II – начале I тыс. до н.э.» . Арии и туранцы не только воевали, между ними возникала не только вражда, но и любовь. В Яштах – древнейшей части Авесты зафиксирована мольба ария «из рода Атвийа» не только одержать победу над туранцем «чудовищем Аджи Дахака», но и  пикантное пожелание: «Чтобы я его жен обеих похитил. Их материнское лоно прекрасно, Их проворство в домашней работе прекрасно… И даровала ему эту удачу Ардвисура Анахита» . Поэтому весьма сомнительны утверждения о «чистоте» крови того или иного этноса. Со временем начались дальнейшие миграции протоариев: некоторые воинственные племена, покинув Балх, двинулись в поисках новых земель и пастбищ к югу, тогда как другие племена, постепенно осели на территории, которая позднее получила название Иран, т.е. «земля ариев». Именно там жил  между 10-м и 1-й пол. 6 вв. до н. э. пророк и реформатор Заратуштра, основатель древнеиранской религии под названием зороастризм. Считается, что древнейшую часть «Авесты» составил Заратуштра.
Следует обратить внимание на утверждение Дандекара о том, что Веды были созданы не в Индии и не одним автором и даже не одним поколением авторов. Относительно географического места создания вед у Дандекара сомнений нет. Он пишет: «Можно сказать поэтому, что веды в каком-то смысле рождены вне Индии (выделено мною – Ю.Ш.)»  . Форма этой литературы также была обусловлена их образом жизни. В течение всего этого весьма продолжительного периода, считает ученый, ведийские арии, «вели кочевой, неоседлый образ жизни». Поскольку сам же Дандекар считает, что стремление собрать и упорядочить огромное количество разрозненных мантр, (причем выделялись мантры, относящие к космической религии, культу огня, культу сомы, а также к культу героя),.Признание известного британского историка и археолога Гордона Чайлда в книге «Арийцы. Основатели европейской цивилизации» является вовсе не случайным: «История Средней Азии ранее последних столетий до нашей эры все еще остается для нас чистым листом. Мы не знаем, на каких языках там говорили доказательств влияния из северной части Азии пока явно мало, поскольку этот регион все еще недостаточно исследован. Фактически мы действительно находим следы связей с Туркестаном, относящиеся примерно к этому периоду».
Арии, пришедшие в Индию, принесли с собой кастовое деление (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), принесли своих богов и религиозные гимны. И, что не менее важно, религиозные гимны были в Индии кодифицированы (систематизированы), изложены на санскрите - литературно обработанной разновидности древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи.
В главе Вторжение ариев в Индию Гордон Чайлд отмечает, что «.В Палестине арийские имена полностью исчезают к 1000 году до н.э., и даже на территории Митанни от них остается едва заметный след. Здесь язык ариев поглотили различные семитские и малоазийские диалекты, а незначительная по численности арийская аристократия растворилась среди местного населения. Далее к востоку, на плоскогорьях Ирана и в Индии, арийские языки сохранились, и на них там разговаривают вплоть до сегодняшнего дня. Но письменные свидетельства фиксируют этот факт только с VI века до н.э. Самыми ранними из имеющихся в нашем распоряжении источников являются метрические гимны индийцев и иранцев, первоначально существовавшие в течение многих столетий в устной форме.
Язык индийцев ближе всего стоит к тому языку ариев, который был зафиксирован в документах из Митанни и дошел до наших дней в гимнах Ригведы.Этот документ также содержит бесценные исторические свидетельства. Древнейшая из Вед представляет собой собрание метрических песнопений, всегда духовных, иногда являющих собой образцы истинной поэзии, реже торжественных и величественных. Наибольший интерес они представляют для изучения религиозных представлений ариев. Силы природы, боги неба и солнца, повелители бури и ветра, юные богини рассвета и небесные близнецы, священный огонь и священный хмельной напиток сома упоминаются во многих гимнах. Самым почитаемым из всех был грозный воинственный бог Индра, громовержец, созданный по подобию арийского вождя героического века. Находясь под действием сомы, он убивает дракона Вритру, или Ахи, освобождает похищенную корову света или дождя и спасает томящуюся в неволе богиню рассвета. Только между строк можно разглядеть образы обычных земных правителей, воплощением которых и является Индра, — щедрых к сказителям, способных покорить темнокожих дашьев (аборигенов), любителей крепких напитков, игры в кости и конских ристаний — одним словом, обладавших всеми характерными чертами, присущими и германским героям, описанным в северном эпосе. Их главным богатством были коровы и лошади, их средством передвижения была запряженная лошадьми колесница, оружием им служили лук, булава и копье. В древнейших гимнах также упоминаются и медные топоры, но только как орудия труда, а не как оружие. Храмы и города в них вообще не описаны, хотя укрепления (purah) иногда и упоминаются. Умерших обычно кремировали, а над зольным пятном насыпали курган. В этих гимнах перед нами предстает молодая и энергичная раса, только что преодолевшая горы и овладевшая жаркими равнинами Северной Индии. С традиционной точки зрения, они все еще находятся в Пенджабе, хотя совсем недавно они вышли с территории нынешнего Афганистана. Реки, расположенные к западу от Инда, и район Гандхары все еще находятся в поле зрения их сказителей. Джамна (Джамуна) упоминается в Ригведе трижды, Ганг дважды, но это могут быть и более поздние вставки, часто упоминаемая в ней река Сарайя может быть Оксом (теперь Сыр-Дарья). Южная часть Индии создателям Ригведы совершенно неизвестна. Соответственно предполагается, что центр арийской Индии в ведические времена находился в Пенджабе. По всей видимости, экспансия в восточном направлении началась позднее, во времена появления брахманов. Они представляют собой литургические и эпические тексты, составленные в основном в прозе, и, судя по их языковым особенностям, а также отраженным в них социальным и религиозным идеям, они были созданы спустя значительный промежуток времени после Ригведы. По отношению к Ведам они занимают такое же положение, как и Гесиод по отношению к Гомеру. Все они созданы еще до распространения буддизма и предшествуют завоеванию южной части Индии. Следовательно, Ригведа была создана вскоре после 1400 года до н.э., и вторжение ариев в Индию относится примерно к тому же времени».
Веды представляли собой священные тексты - шрути, которые были результатом творения мудрецов-ариев. Ведический комплекс составляют: 1) сборники более 1000 гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа); 2) сборники жертвенных формул, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа); 3) Брахманы - мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам (сборникам); 4) непосредственно примыкавшие к Брахманам Араньяки, или Лесные книги - поучения для лесных отшельников, ставших на путь знания; 5) примыкавшие к Араньякам и Брахманам Упанишады - тексты сокровенного знания. Составной частью Вед были также веданги - совокупность текстов, посвященных различным отраслям знания.
Упанишады являются заключительной частью вед, одним из образцов литературного, поэтического и философского творчества древней Индии. Всего имеется (по разным данным) от 108 до 200 Упанишад, которые создавались на протяжении более чем двух веков. Среди них насчитывается около десяти самых древних, классических: Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея, Кауши-таки, Кена, Тайттирия и др. В Упанишадах представлено как персонализированное творчество древних мыслителей, так и тексты анонимных авторов. В основе Упанишад – учение о Брахмане и Атмане. Арийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога.
В Упанишадах учение о Брахмане повествует как о начале всего сущего. Все вещи и стихии - Брахман. Из Брахмана вещи происходят, им поддерживаются, и в нем же растворяются. В Упанишадах развивается также учение об Атмане как индивидуальном и универсальном бытии. Согласно Упанишадам, Атман есть универсальная основа, заключенная во всех индивидах, вещах. Брахман и Атман - это объективное и субъективное, космическое и психическое начала, которые могут заключаться в человеческом я. Человек в своих высших духовных проявлениях (тождестве я с Атманом и Брахманом) становится и богом, и космосом. В ведийских школах были разработаны сложные методы сохранения текста, которые основывались на запоминании наизусть вместо записывания. Для облегчения процесса запоминания использовались особые методы грамматического разбора и повторения текстов. Традиционно правом слушать, изучать и читать Веды, обладали лишь «дваждырождённые», — представители трёх высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи) и запрещалось шудрам, женщинам и млеччхам. Термин млеччха имел схожее значение со словом варвар в Древней Греции и Риме, арии называли всех иностранцев млеччхами. Наказание за ослушание предполагалось довольно суровое: «Если шудра услышит Веду, пусть зальют ему уши расплавленным воском или смолой; если он твердит священные тексты, пусть вырежут ему язык; если он хранит их в памяти, да рассекут ему тело надвое». Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед), и они являются основой ведантического индуизма.


Рецензии