Война близко. О театре Док и Олеге Сенцове

27 авг 2018 года

Отправились с Викой в театр «Док». Давно слышала об этом уникальном и смелом проекте, и наконец увидела его воочию.

… Это не театр в классическом смысле. И даже вешалок там нет, вместе с гардеробщицей. Это скорее Содружество актёров–единомышленников, драматурга и администрации, арендующей помещение и предоставляющей его для театральных постановок документальной хроники. Я пока не изучила даже их сайт, поэтому в чем-то могу и ошибиться, но пишу свои личные первые впечатления.

Мы пришли с Викой заранее за полтора часа. Чтобы выкупить забронированные билеты. Однако кроме единственного актёра в помещении никого не было. Константин, красавец-мужчина средних лет, нам и объяснил, что здесь в принципе нет кассы и кассиров, торгующих билетами по расписанию. И что прийти надо за полчаса до спектакля, и выкупить билет сразу. Раз уж мы его по интернету не купили. Рассмотрев немного афиши, мы пошли перекусить.

Вчерашний дневной спектакль, начало в 16:00, не был заявлен даже в программе на месяц. Но народу было достаточно для этого зала. Свободная рассадка. Я как раз позировала у фортепьяно, и была ближе всех к двери, когда стали пускать в зал. И мы с Викулей оказались на самых лучших местах – второй ряд, середина.

Спектакль из трёх частей, сплетённых в один узел и плавно переходящих один в другой. «Война близко» – постановка по дневнику жителя Луганска о последних двух годах его жизни. Два совершенно непохожих друг на друга, но красивых каждый по-своему актера играли одного и того же человека из Луганска. Константин Кожевников, тот самый красавец, встретивший нас за полтора часа, и @mulakovnn (Николай Мулаков), на вид тихий и скромный мальчик, но с настоящим стальным стержнем внутри, настолько правдиво рассказали эту историю, что было ощущение собственного присутствия там, в те страшные моменты…

«Ваши голоса», или – Промывка мозгов – отличный моно-спектакль в исполнении ещё одного, завораживающего своим талантом актёра – Григория Переля. Слушая его гипнотизирующий голос, реально начинаешь поддаваться всякому бреду о тишине и спокойствии в Сирии. И элементарные, явно видимые факты об отравлении детей химическим оружием просто размываются, растираются об асфальт жёстким гравием демагогии... И как страшный венец трилогии – документальный мини-спектакль «Помолвка», об оперативной разработке и пытках при вышибании доказательств по делу Олега Сенцова. Ни один факт, рассказанный ребятами языком искусства, не был для меня новостью. Всё это я читала и в Новой, и в Медузе, и в Коммерсанте… Что-то мы даже ставили в наш журнал «Трансгендер». Но рассказано это было так, что слёзы наворачивались… Тёмный зал, грубые кирпичные стены, «гестаповка», светящая прямо в лицо в темноте... И сбивчивый, заученный наизусть и 100 раз повторяющийся рассказ замученного пытками и начинающего терять рассудок парня… У меня сплеталось холодное оцепенение и яростное желание бросить кирпич в Григория Переля, настолько талантливо и достоверно он играл следователя ФСБ... ; Чувство, будто я – в средневековой Англии, где зрители избивали потом исполнителя отрицательных ролей… ;

Был и очень интересный, короткий-короткий эксперимент со зрителями. В самом начале «Помолвки» актёры встали перед залом и прямо спросили: «поднимите руки те, у кого есть яйца? – Ну конечно, в переносном, психологическом смысле?» Руки подняли немногие. Я, не чаявшая от них поскорей уже избавиться, правда, в прямом смысле, руки не подняла. ; Зато за меня это сделала Вика. Из женщин по-моему единственная. Ну, что правда то правда, Вика крепкий орешек. Мягко стелет, но будет очень жёстко спать, если ей что-то не понравится ;. И, как одна из «Трёх сестёр» Гребенщикова, с лёгкостью «разорвёт тебя на части», не успеешь и клювом щелкнуть! И в тоже время никогда не бросит подругу в беде, жизнь за близкого человека отдаст! Так вот, как потом выяснилось, Вика услышала вопрос не «у кого есть яйца», а «у кого есть сердце»! ; Ну, тоже верно! Яйца без сердца - вещь опасная… ; И у моей подруги и то, и другое.

...И вот, где-то в середине спектакля, во время допроса и пыток, даже не в конце, прозвучал вопрос следователя - уже в зал – так у кого там есть яйца?… Гробовая зловещая тишина зала сказала о многом…

Зал молчал. А приведённый на судебный процесс замученный и неоднократно пытаемый свидетель обвинения против Сенцова Афанасьев, молодой и ПОЛНЫЙ когда-то радужных надежд на будущее, такой же как миллионы российских парней, в прекрасном исполнении Николая Мулакова, волнуясь и дрожа, рассказал судье, что все показания против Сенцова дал под пытками, и что все это ложь.

… А в своем последнем слове Олег Сенцов пожелал россиянам избавиться от страха, и перестать бояться.


Рецензии