Правда и фантазии о Великом Крае. Глава 19

Правда и фантазии о Великом Крае. Глава 19.
Миша посмотрел на  Фоку:
- Ну что, пойдем?
- Подожди, пояснице не в мочь.
Он лег на пол лицом вниз, и обратился к жене:
- Ена, потопчи немного.
Женщина разулась и стала осторожно на пояснице Фоки переступать с ноги на ногу.
- Ох-ох-ох! – кряхтел Фока, - хорошо, хорошо.
Получался довольно существенный и эффективный массаж.
Диму (младшего сына Фоки)  считали для базара еще несмышлёным. Посильные дела он находил себе сам. Когда начали строить железную дорогу Ачинск-Абакан, он работал возничим. Вывозил на участке за казначейством из глубокой выемки нагруженные взрослыми таратайки с глиной. Получал за это двадцать копеек в день. Фока хвалил, а Дима гордился своим первым заработком.
Иногда зарабатывал тем, что был наездником во время бегов, устраиваемых любителями этой азартной игры. У жены Фоки и матери Дмитрия, тоже был приработок. Она носила на базар и продавала на дому молоко. Чтобы не сбиться со счета, она на лучине вырезала зарубки  - кому и сколько крынок давалось в кредит. Корова у Фоки была хорошая. Она обеспечивала, как говорят теперь, и внутреннее потребление и сбыт.
Осенью Диму отдали в церковноприходскую школу с трехлетним сроком обучения. Здание было небольшое одноэтажное, но новое кирпичное. По одну сторону в нем были классы, по другую учительская, подсобные помещения и квартира заведующего. Школа отличалась твердым порядком. Кроме грамоты в ней учили закону Божьему, основным ритуалам церкви и пению. Каждое утро перед занятиями все ученики выстраивались в коридоре и пели: «Боже,  царя  храни! Сильный, державный, царствуй  на славу…».
- Учится он не очень, но хитрый; возьмем с собой. Эй, босота при сюда.
Цыгане рассказали, что сами боются тех, кто искал иконы.
- Это – бесы, - говорили они, - и крестились.


Рецензии