Степной ковыль Гл. 29

Гл.29



-   Рай, я уже третий день с тобой работаю, а к нам, почему-то, никто не идёт подкрепляться. - удивлялась Лида.

-   Тут такое закономерно, не обращай внимание. Нам всё равно с тобой заплатят, даже если месяц тут питаться никто не будет. Всё дело в том, что начальство в посёлок ездило и харчишек оттуда привезло, вот и подъедают их потихоньку.

-   Но я видела тут с десяток спортсменов, а они что, на диете?

-   Их здесь не десяток, а несколько десятков, но все ушли рекой куда-то пониже. Кто вернётся, если брали тут лодку в аренду, а кто нет, если судно своё. А эти, которых ты заметила, они только явились. В тот день, как и ты. У них ещё колбаса с тушёнкой не закончились, вот в этом и весь секрет.

-   А потом они предупреждают перед приходом?

-   Нет, не предупреждают.

-   А как же тогда, голодные остаются? Ты же должна записать на скольких тебе готовить.

-   Да разве я допущу такое? Сало нарезать и яйца отварить, это не долго. И каша манная быстро варится. Также бутерброды можно сделать или консервы рыбные открыть. Да всё нормально, Лидок, ещё никто не жаловался, вот и ты привыкнешь к такому распорядку.

Лида задавала Раиске множество вопросов, но та не сердилась, терпеливо отвечала на все. Например, Лиду заинтересовало, почему у забегаловки нету никакого названия и как-то неприятно, когда читаешь на входе лишь это слово, сразу мысли наводит на что-то не очень хорошее. Раиска соглашалась с ней, но тут же внесла ясность, будто раньше тут находился универсальный магазин, в нём продавалось всё: и продукты, и одежда, и даже кастрюли. Потом решили соорудить общепит.
Помещение было страшным, штукатурка потрескалась везде и всюду, где только можно, и уже при Рае тут сделали косметический ремонт.

Внутри забегаловку обшили маленькой доской, а сверху покрыли лаком. Завезли столы, стулья, две печки, работающих на баллонном газе, а также и другое оборудование. Из подсобки смастерили кладовку, поставили там две старые морозильные камеры и дела пошли своим чередом, резво и спорно. А на стены Раиска повесила плакаты с изображением Аллы Пугачёвой, Муслима Магомаева и других артистов эстрады. А также, кое-где по углам распределила горшки с искусственными цветами, потому что живые, в такой тени, однозначно не приживутся. Потом выпросила у завхоза какие-никакие занавески и жилище засияло новыми красками. По крайней мере, оно приобрело более-менее благоприятный вид. Сюда и заходить стали с охоткой, не то, что ещё совсем недавно.
Раиска тоже противилась вывеске, но она объяснила Лиде, что забегаловка - это совсем другое. Мол, там заскочили, выпили пару рюмок водки и снова продолжили свой путь. А здесь нету даже сигарет, ни то, чтобы спиртного. И Рая призналась, что лично она считает, будто это у кафе такое название.

Как-то Лида спросила у Раиски, а сколько же той лет? Выяснилось, что она всего на год старше Лидии, но выглядит гораздо хуже. Но Лида помнила её рассказ о себе, когда повариха ещё в поезде ей доверилась.

Рая вышла замуж по любви, хотя догадывалась, что нормальной жизни может и не быть. Часто кавалер её приходил на свидание пьяным, замахивался на неё, оскорблял последними словами. Тут уже всё понятно, надо бежать от такого куда подальше, но Рая не смогла себя перебороть. Она росла в бедной семье, если кто не угостит конфеткой, то даже карамельки девочка ела по великим праздникам, не говоря о шоколадных. Родители пили беспробудно, потому для неё не новость, что мужик иногда к рюмке прикладывается. Всё думала, что родит ребёночка и Виталик остепенится. Но Виталик стал ещё хуже. А тут ещё и свекровка всю душу вымотала. То не так суп сварила, то не так пелёнки постирала. Однажды Рая решилась на развод и сообщила об этом мужу и свекрови, мол, такая жизнь ей и даром не нужна. Но мать мужа оказалась не только сварливой бабой, но ещё и дальновидной. Она, вместе с сыном, очень любили Костика, который родился полтора года назад, и они даже мысли не допускали, чтобы мальчик ушёл вместе с матерью. Вот свекруха и придумала кое-какой план. Она договорилась с одноклассницей снохи, заплатила той, и Наташка, так звали лучшую подругу Раиски, с потрохами продалась, как говорится, за тридцать сребреников.

Как-то Наташка пригласила к себе Раиску, мол, давно не виделись, хоть поговорим. Та не соглашалась, не до того, но те деньги, которые достались продажной дивчине, сыграли свою роль, Наташка очень старалась и, наконец, уговорила товарку.
В определённый день Раиска выкатила со двора коляску, чтобы отправиться с сыном в гости, а на лавочке, как специально, сидела свекровь. Лаской и добрыми увещеваниями она отобрала у Раиски Виталика, мол, на посиделках дитю делать нечего, а ты иди, доченька, отдохни. А то у тебя всё дела и дела.
Раиса была не то, что удивлена таким поведением мужниной родительницы, да она просто порхала от счастья. Ну наконец-то её жизнь наладится и станет такой, как и у всех порядочных людей! Всё-таки, как думала молодая женщина, напугала она их новостями о разводе.

Под хорошее настроение Раиса выпила вина, предложенного подругой. Но Наташка в вино подливала водки и через пару часов одноклассница уже спала за столом, её просто вырубило от такой мешанины.
А у свекрови был блат где-то в опеке, у неё там троюродная сестра работала, такая же "змеюка", как и она. Тут же организовали комиссию и все её члены зафиксировали, якобы, постоянно пьющую мамашу. Тут и Наташка здорово поддакивала, а свекровь, ну просто артистка: плакала и жаловалась, что невестка только и знает, что горячительным увлекается, а на неё постоянно бросает несчастного ребёнка. Мол, разве можно теперь доверить, чтобы мальчик жил с матерью?
Решили единогласно, сын остаётся с отцом, а Раису лишили родительских прав.

Но на этом история не закончилась. Себе-то они оставили мальчонку, но не уберегли. Затеяли стройку через полгода и так получилось, что кирпичи были сложены неправильно, как-то кособоко и слишком высоко. Виталик, как и всякий любопытный мальчуган, гулял без присмотра по опасным местам начатой стройки и на него упало несколько кирпичей, один из них сильно разбил голову. Мальчика не спасли.
Но карма достала и бывшего мужа. Ещё через год он разбился на мотоцикле.

Только один раз Раиска столкнулась со свекровью, это была случайность. Та выходила из сберкассы, а Раиска туда заходила. Всего лишь на мгновение встретились они взглядами и столько боли Раиска прочла в глазах ненавистного ей человека. Никакой жалости не испытала молодая женщина, её взгляд также говорил об этом. Мол, ты отняла у меня моего дитя, вот и у тебя Господь тоже забрал твоего единственного сына.

С тех пор молодая женщина колесила по свету, всё не могла определиться, где ей осесть, чтобы на постоянно, пока не наведалась сюда, на знаменитый Урал. Так она больше ни с кем и не связывалась серьёзно, детей никому не рожала, а если и были какие-то свидания с противоположным полом, то они никого ни к чему не обязывали.

Ещё тогда, в поезде, Рая сквозь слёзы доказывала Лидии, что у неё и беда не беда, главное, сынок живёт и здравствует. Мол, ты им всегда можешь полюбоваться, коли пожелаешь. Хоть издалека, хоть в кусточках припрячешься и тогда появляется возможность вблизи его рассмотреть. Да и кто знает, что у кого ожидается впереди? Возможно, ещё и помиритесь с ненаглядной кровинкой, а вот я уже никогда не увижу своего Костика. Раиска призывала Лидию ценить её сегодняшнее положение, а не выть бесконечно, к тому же, ещё и бесполезно.

Лида потом обдумывала всё это и поняла, что она во много раз счастливее Раиски. Только есть между ними ещё одна разница. Раиска никогда бы не оставила своего сына, а она, сволочь конченая, бросила Никитку.

На утро пришли спортсмены.

-   Тёть Рай! - крикнул с порога голубоглазый парень со светло-русыми кучеряшками.

-   Слушаю тебя, Боренька! - выскочила из кухни Раиска. Лида, как раз, только полы дотёрла в зале.

"Наверное, они не впервые в этих местах, потому что с Раиской общаются, словно старые знакомые." - подумала Лида.

-   Покормить нас сможете?

-   А как же! Когда я кого не кормила?

Парни с улыбкой переглянулись между собой. Сразу видно, что Раиску тут уважают.

-   А яичницу забацаете? Глазунью. - продолжал Боря.

-   Забацаем и легко.

-   Ветчина есть, тёть Рай?

-   Нету, солнце моё. Но есть буженинка. Такая вкуснятина, прямо во рту тает. - расхваливала Раиска привезённый продукт.

-   А ну, покажите ту буженинку. - попросил Боря. Раиска, как девочка, метнулась к холодильнику и вытащила оттуда прямоугольный кусок свинины, завёрнутый в специальную бумагу.

-   Во, давайте, эта и правда вкусная. Мы такую в Мышкино ели. - объяснил Боря. Другие его поддержали.

-   Да-да, - подтвердила Раиска.  - именно оттуда нам её и привезли. Буженинку поджаривать вместе с яйцами?

-   Не надо. Зачем вкус портить? - высказался самый низкий из них, но плотный паренёк, со стрижкой "Ёжик."

-   А сколько вам мяса? - уточняла Раиска.

-   Да вот этот весь кусок, чтобы все наелись.

-   Боря, тут три килограмма.

-   Ничего страшного, мы платёжеспособные. - и все рассмеялись.

-   Любой каприз за ваши деньги. - согласилась Раиска.

Лида нарезала хлеб и буженину, а Раиска жарила глазунью. Пока юноши обедали, женщины сидели за другим столиком и общались между собой. Внезапно, что-то вспомнив, Раиска обратилась к спортсменам.

-   Хлопцы, а чай вам сразу наливать, чтобы поостыл или вам надо горяченький?

-   Не, тёть Рай, нам чай совсем не надо. - снова отчитался Боря. -  Мы же сегодня сплавляемся.

-   Всё поняла. Удачи вам.

Они поблагодарили.

-   А куда они сплавляются и почему чай не захотели? - тихо спросила Лида.

-   По реке спускаются, а она бурная. Там ни то, что в туалет, но и просто на секунду глаз нельзя отвести. Иначе это плохо может закончиться.

Лида промолчала, её полностью поглотили впечатления.

"Неужели такая необходимость соваться в опасную зону, когда можно найти более тихое течение, раз уж так приспичило на лодке покататься?!"

-   Гля, хлопцы, это если вы нынче плаваете, то обед вам не готовить? - снова уточняла Раиска.

-   Нет. - ответил Боря. - А вот ужин нам понадобится. Мы не далеко.

-   А я бы похлебал горячего. - изъявил желание самый маленький.

-   И я бы тоже. - поддержал его чернявый, сутулый юноша.

-   Ну хорошо. - снова заговорил Борис. - Тёть Рай, тогда свари нам...

-   Боря, борщ не могу. Капусту не завезли. - перебила его Раиска.

-   А я и не собирался его заказывать. Горох есть?

-   Горох есть.

-   Вот и сваргань нам супчику со свиными рёбрышками. Второе тоже не надо, просто рёбрышек положи побольше. А вместо второго напеки лучше оладушек.

-   Борь, сметана закончилась.

-   А варенье сливовое не закончилось?

-   Нет, его ещё полно. Только вы и едите.

-   Ну вот и отлично! Значит, суп гороховый и оладушки.


Рецензии
Здравствуй, Галочка!
По-домашнему приятная глава...в таких местах человек на виду...
А у Раи, действительно, трагичная судьба...
С теплом, Т.М.

Татьяна Микулич   08.09.2019 16:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Танюша!
С добрым теплом,

Клименко Галина   08.09.2019 18:09   Заявить о нарушении