Отделение погранполиции ОБ НВП

Отделения погранполиции ОБ Народной вооруженной полиции появились в Китае с началом урегулирования положения дел на границе с СССР, уменьшением военной опасности и сокращением вооруженных сил в лице пограничных полков НОАК.
Первоначально отделения входили  в состав Больших отрядов погранполиции НВП МОБ КНР, как самостоятельные подразделения, осуществляющие оперативно-режимные и административные меры в пределах закрепленных за ними территорий. Они состояли из начальника и его заместителя, секретаря и кадровых работников «пограничной» и «внутренней» службы и вели гласную и негласную работу в интересах охраны границы и общественного порядка.

Отделения погранполиции ОБ (полицейские участки ОБ) появились позднее и были расположены на территории всех пограничных уездов. Их деятельность имела двойственный характер. Они выполняли задачи, возложенные на обычные отделения ОБ, связанные с обеспечением общественного порядка, а также участвовали в охране границы.
К основным задачам отделений погранполиции относились: контроль за соблюдением пограничного режима и режима границы; осуществление войсковых и оперативных поисков по конкретной обстановке; охрана общественного порядка в пунктах дислокации, воспитательная работа с местным населением по вопросам бдительности; ведение дознания по делам о границе и общественному порядку. Имели право возбуждать уголовные дела с направлением на исправительные работы до 2-х лет лиц, которые неоднократно нарушали границу или ее режим.

В 1979-1984 гг. в каждом отделении имелось 3-8 кадровых офицера и при них 1-2 взвода (малых отрядов) личного состава. На территории уезда Арасан в этот период находилось до 300 военнослужащих полиции, которые были распределены по пяти хозяйствам уезда численностью 40-60, в зависимости от количества населения в указанных хозяйствах. Общее руководство всеми подразделениями осуществлял начальник пограничного отдела уездного отдела ОБ.

С июня по октябрь военнослужащие пограничных отделений ОБ совместно с ополченцами привлекались к прикрытию отдельных направлений на границе. Отделения располагались в административных помещениях коммун, совхозов, сельхозполков. Так, отделение погранполиции в 77 СХП в составе 3-х кадровых работников располагалось в служебном кабинете штаба полка. Сотрудники носили гражданскую форму одежды, по участкам передвигались на лошадях, на вооружение имели пистолеты.

Военнослужащие полиции строили для себя казармы (посты). В летний период от них с усилением ополченцами выставлялись временные посты (ВПП) до 20 чел. от последних, в необходимых случаях, организовывались шлагбаумы (пикеты). ВПП и пикеты чаще всего располагались во временных сооружениях либо в палатках. Отделения на отдельных участках, направлениях, где не выставлялись погранпосты НОАК, организовывали постоянную войсковую охрану границы.
В 1984 г. в отделении полиции 185 СХП обязанности распределялись так:  все 13 бойцов, после соответствующей подготовки на учебном пункте, направлялись в сельхозроты – на конкретные участки обслуживания. Там они знакомились с людьми, сверяли наличие населения по журналам учета, проверяли УЖПЗ (удостоверения жителя пограничной зоны), разъясняли жителям как пользоваться этими документами, правила пограничного режима и режима границы, и меры ответственности за их нарушения. Руководство их деятельностью возлагалось на заместителей начальников отделений.

В 1980 г. таких возможностей еще не было. В тот период военнослужащие при отделениях выполняли только войсковые функции. Кадровый состав был малочисленным. По этой причине их сотрудники несли ответственность за состояние дел на участках нескольких (до 4-х) рот или бригад сельхозполков (коммун).
В приграничной полосе работали более опытные военнослужащие. Остальные обслуживали тыловые участки. В последнее время полицейские постоянно находились среди лиц, работающих вблизи границы, со сменой на месте. Основная их задача – пресечение возможных нарушений границы и ведение оперативной работы.

Формы и методы деятельности погранполиции.

В целях выполнения поставленных задач в погранполиции использовалось 8 основных форм деятельности: войсковая, оперативная, следственно – дознавательская, розыскная, административная, погранпредставительская, пропагандистка – воспитательная и архивно – учетная.

 Войсковая форма деятельности велась с задействованием личного состава для патрульно – сторожевой службы, проверки документов на КПП и шлагбаумов, проведение поисковых мероприятий и задержаний, ведение борьбы с диверсионно – разведывательными формированиями, прикрытия отдельных участков границы в интересах обороны и пресечения массовых переходов границы.
Патрульно – сторожевые наряды выставлялись на подступах к границе и на направлениях вероятного движения нарушителей границы. Как правило, патрулирование осуществляется в населенных пунктах и сопровождается проверкой документов местных жителей, в темное время суток на выходах из населенных пунктов выставляются наряды со служебными собаками.
Полицейские осуществляли проверку документов удостоверяющих личность у всех пассажиров, следующих общественным транспортом при посадке и высадке на автовокзалах. Наряды погранполиции обеспечивали безопасность китайских граждан работающих на границе.

Погранполиция нацеливалась на ведение борьбы с мелкими вооруженными группами «сборщиков рогов и лекарственных трав на сопредельной территории" из числа местного населения, с контрабандистами, лицами, вторгшимися на территорию КНР и на отражение вооруженных провокаций. В военное время планировалось участие полиции совместно с НОАК (Народная освободительная армия Китая) в боевых действиях. На базе подразделений погранполиции, по необходимости, предусматривалось создание партизанских отрядов для действий в тылу противника.
Подразделения погранполиции принимали активное участие в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка.

 Оперативная форма деятельности использовалась для работы среди местного населения и, принимая во внимание малочисленность отделений полиции, являлась одной из основных форм охраны границы и других возложенных на полицию задач.
Организация оперативной работы подразделениями полиции регламентировалось приказами министра МОБ КНР №№ 213-80 и 31-82 гг., а также указанием ГУ ВНП № 3 – 83 года. Последнее определяло, что сбор информации в интересах охраны границы должен осуществляться главным образом посредством связи сотрудников полиции с местным населением путем ведения массовой гласной работы, создания надежного агентурного аппарата и установления доверительных отношений с иностранными гражданами. Выступая в феврале 1984 г. на одном из совещаний кадровых работников полиции заместитель начальника штаба ГУ ВНП МОБ КНР Цао Яньхуа подчеркнул, что агентурно – оперативная работа должна вестись главным образом кадровыми работниками управлений отрядов и отделений погранполиции и направлена, в первую очередь, на обеспечение охраны границы.

Оперативные средства использовались для решения контрразведывательных задач: ведения борьбы с «врагами скрывающимися внутри страны и замышляющими бежать за границу»; пресечения шпионской деятельности агентов спецслужб противника; проверке лиц, работающих на границе.
В 1983 г. МОБ КНР приняло решение активизировать противодействие устремлениям иностранных разведок путем улучшения оперативной работы. Для решения этой задачи предлагалось: установить надежный контроль за районами возможных переправ агентуры противника; соблюдая меры безопасности, изучить выходящие на границу группы граждан сопредельного государства и выявлять в их действиях признаки подготовки переправы агентуры или попыток установления негласных контактов; устанавливать разведчиков и агентов противника, маскирующихся под местных жителей. Особо подчеркивалось, что подразделения вооруженной полиции должны вести оперативную работу в интересах охраны границы и поэтому недопустимо со стороны командования «ставить перед ними стратегические задачи».

В контрразведывательной работе делался акцент на решительные меры по отводу «ненужных» лиц от границы. Важная роль отводится осведомителям, принимались меры по повышению их работоспособности. В 1984 г. с руководителями органов и подразделений полиции проводились курсы по обучению их созданию осведомительной сети. В указаниях определено – встречи с осведомителями проводить ежемесячно и в установленное время; заслушивать доклады и давать задания в письменном виде; осуществлять строгий контроль за работой «помощников»; без колебания заменять бесполезных. Для решения оперативных задач полицией также привлекаются «охранники общественного порядка» и «активисты».
Негласные средства погранполиции использовались на материальной основе. Например, за данные о намерениях конкретного лица совершить переход в СССР или совершить иное наказуемое деяние, в 1984 г. осведомителю выплачивалось вознаграждение в сумме от 20 до 30 юаней.

Следственно – дознавательская форма деятельности осуществлялась в отношении: задержанных агентов противника и их пособников; нарушителей и лиц, пытающихся бежать за границу; лиц возвращенных в Китай властями сопредельных государств; нарушителей пограничного режима и режима границы, а также по фактам обнаружения в пограничных районах подозрительных предметов и следов. Кроме пограничной специфики, погранполиция вела работу по всем общеуголовным делам.
Сотрудники отделений имели право задерживать НГ и других уголовных преступников, проводить по этим фактам предварительное расследование (дознание), применять оружие для прекращения вооруженного сопротивления.

Оружие применялось в соответствии с принятым совместном положении МГБ и МОБ КНР «О порядке применения сотрудниками вооруженной полиции оружия при исполнении служебных обязанностей». Утверждено Госсоветом КНР от 5 января 1980 года.
После производства неотложных следственных действий, совершившие преступления лица передавались сотрудникам органов ОБ. Сотрудники пограничных отделений не обладают правом вести следствие, производить аресты, обыски (кроме личного) и выемки, самостоятельно принимать решения по задержанным нарушителям границы. Нарушители пограничного режима самостоятельно доставляются в ближайшее отделение. Их проверку осуществляют рядовые сотрудники, а лиц, подозреваемых в ведении враждебной деятельности  или совершении тяжких преступлений – руководящие кадровые работники.

Розыскная деятельность проводилась, как правило, по ориентировкам органов ОБ. В циркулярах указываются факты бегства из под стражи преступников и исчезновения подозрительных лиц.

Погранпредставительская деятельность предусматривала проведение встреч с представителями сопредельных государств, на которых кадровые сотрудники полиции решали вопросы по охране границы и урегулированию конфликтов.

Пропагандистка – воспитательная работа велась, как правило, при посещении полицейскими участков производственной деятельности. Населению в этих случаях доводятся ориентировки, проводится разъяснительная работа по соблюдению погранрежима, о линии поведения на границе и с не знакомыми людьми. В зимнее время сбор населения часто производится на дому у одного из членов бригад, чаще у секретаря партячейки, который является ответственным за соблюдение членами бригады пограничного режима, своевременную перерегистрацию удостоверений жителей контролируемых районов. В летнее время встречи с населением проводятся на пастбищах, по месту работы.

Архивно – контрольная (учетная) форма деятельности осуществлялась в целях учета: лиц приграничья, транспортных средств; лиц, являющихся потенциальными перебежчиками и наиболее вероятных для вербовки противником; объектов представляющих особую важность при охране границы, вероятных направлений и участков нарушения границы. Учет и контроль за перечисленными лицами и объектами велся методом ведения литерных дел, регистрационных карточек и фотокартотек.

 Полиция осуществляла выдачу удостоверений на право производства работ на пограничных реках, пропусков на въезд и выезд из пограничной зоны, удостоверений жителей пограничной зоны (УЖПЗ).

Одно из отделений располагалось в населенном пункте Турген-Булак и обслуживало 76 сельхозполк. В штате отделения имелось 5 кадровых работника (начальник, общий заместитель, политинструктор, зам. политинструктора, старшина – он же завхоз), а также командир взвода прикрепленных военнослужащих. Все кадровые работники члены КПК. Проходили данные о наличие в штате отделения специального переводчика.

Взвод погранполиции – 3-х отделенного состава по 12 чел. в каждом выделялся в случае обострения на отдельных участках границы. По существующему положению отделения взвода состояли из военнослужащих одного года призыва. Первичное обучение они проходили в большом учебном отряде в г. Кульдже.
Занятия по боевой и физической подготовке проводит командир взвода, по политической инструктор или его заместитель. Большинство занятий по политической подготовке носили характер информации и их количество зависило от происходящих в КНР и за рубежом событий.

 Перевозки секретной почты отделений полиции осуществлялось на автомашине со специальном нарочным. Ответственным за прием и пересылку корреспонденции является замполит. Связь по радиостанции поддерживалась в звене отделение – уездный отряд – окружной отряд полиции.

На вооружении офицерского состава имелись пистолеты «ТТ». У личного состава автоматы и карабины. На отделение выдавался ручной пулемет.
Из транспортных средств имелась 8-ми местная легковая автомашина «Пекин-212».
Отделение вело подсобное хозяйство. Площадь обрабатываемой земли составляет 100 му. В хозяйстве, как правило, имелись свиньи, корова, овцы. Поле  обрабатывается своим трактором. Помощь в ведении хозяйства (вспашка, уборка) оказывает 76 СХП.
В воскресенье личный состав отдыхал. Предупредив командира отделения, можно выйти в поселок.


Рецензии