У. А. Эрнандес. Августин и время

АВГУСТИН И ВРЕМЯ
Уильям Александер Эрнандес
http://www.ijhssnet.com/journals/Vol_6_No_6_June_2016..

Вступление

В комментарии на Книгу Бытия и в XI книге "Исповеди" св. Августин исследует природу времени. Он спрашивает: "Что такое время? Если никто не спрашивает меня, я знаю; если я хочу объяснить это спрашивающему, я не знаю" (Augustine 2006:242). Время - это концепция, которую мы, кажется, понимаем, но как только мы пытаемся объяснить ее, она порождает парадоксы. Исследование времени Августином - это часть его размышлений о творении Богом вселенной (1). Августин рассматривает время в контексте библейской интерпретации Бытия и других книг Ветхого Завета. Следовательно, на время Августина влияет Библия.
В этой работе, анализирующей теорию времени Августина, я буду утверждать, что он разрабатывает два подхода к времени: время как творение Бога и время как феномен человеческого сознания. Первый аспект предполагает, что время, рассматриваемое как создание Бога, имеет три характеристики. Во-первых, это время не вечно. Во-вторых, время объективно в том смысле, что оно не зависит от человеческого сознания. В-третьих, тварное время связано с движениями небесных тел, но не вполне идентично им.
Второй аспект времени Августина, то есть время, рассматриваемое как феномен человеческого сознания, предполагает, что время присутствует в человеке и его уме. Чтобы поддержать мой аргумент, я буду использовать текстовые свидетельства "Исповеди" и комментария Августина на Бытие. В этой книге, написанной за восемь лет до "Исповеди", Августин рассматривает время как творение Бога. Однако в « Исповедях» Августин рассматривает время не только как творение Бога, но и как явление человеческого сознания.

1. Время как творение Бога

Во-первых, я буду утверждать, что Августин рассматривает время как творение Бога. Бог есть Причина времени. В "Исповеди" Августин пишет: "Не было такого времени, когда Ты еще ничего не создал, ибо и время — творение Твое. Нет времени вечного, подобного Тебе: Ты пребываешь, время же пребывать не может" (Augustine 2006:241-242). Время является частью Божьего творения. Время существует, потому что Бог создал время. Без Бога не было бы времени. Августин имел похожую точку зрения, когда он написал толкование на Бытие. В этой работе он прямо говорит о времени как о творении Божьем. Он пишет: «Не следует также утверждать, что время начинается с творения, подразумевая, что время не является творением» (Augustine 2002:282). Бог создал время вместе с тварью. И в "Исповеди" и в комментарии на Бытие Он творит время.
Однако в «Исповеди» Августин подробно описывает сущность времени. Время не вечно. Августин утверждает: "Само время Ты сотворил, и никакое время не вечно для Тебя" (Augustine 2006:242). Вся тварь имеет начало. До творения времени такового просто не было. Поскольку у времени было начало, вопрос: «Что Бог делал до того, как сотворил небо и землю?» - бессмыслен, ибо времени еще не было (Ibid.). Августин заявляет: «Если бы не было неба и земли, не было бы времени, подразумеваемого в вопросе: что Ты делал тогда?" (Ibid.). Такой вопрос связан с ошибкой в категориях. Понятия "до и после" обозначают отношения между событиями во времени. Если нет времени, то бессмысленно говорить о том, что произошло до определенного события. Мы можем говорить о «до» и «после» только после того, как время началось.
Это предполагает, что у времени как творения Божия было начало. Это значит, что время начало существовать до людей. Иначе говоря, сущность тварного времени объективна в том отношении, что это время не зависит от сознания человека. В комментарии на Бытие Августин пишет: «Бог, безусловно, сотворил мир, и поэтому времена начались с самого сотворения Божия" (Augustine 2002:41). Время имеет начало. Начало времени было, когда Бог начал создавать вселенную, и людей тогда еще не было. Следовательно, время существовало до того, как появились люди. Августин пишет: «Это время, которое начинается с сотворения [вселенной], а не от сотворения времени, в то время как оба они от Бога" (Augustine 2002:282). Другими словами, время - это существо, отличное от людей, поскольку оно начало существовать до их творения. Аргумент Августина может быть сформулирован так: 1) Бог создал время; 2) время не вечно; 3) время началось, когда Бог создал вселенную ex nihilo; 4) Когда Бог создал вселенную, люди еще не появились; они были созданы через несколько дней творения после создания вселенной; 5) следовательно, время - это творение Бога, существовавшее до человеческого сознания; 6) таким образом, время не зависит от человеческого сознания.
Время, рассматриваемое как творение, началось, когда началась Вселенная (2). Таким образом, имеет смысл говорить о том, что произошло до или после второго «дня» творения, потому что Бог уже нашел время в первый «день» творения, ибо хотя людей еще не было, время уже существовало. Поэтому Августин рассматривает время как нечто объективное, сотворенное Богом и существовавшее до человеческого сознания (Augustine 2002:278-282).
Однако в "Исповеди" Августин уточняет этот момент. Хотя время существовало до человеческого сознания, оно не вполне идентично движениям небесных тел. Генри Чедвик утверждает, что Августин не хотел определять время в астрономических формах или как движение какого-либо физического объекта. Видимо, Августин предполагает, что время связано с движением, хотя и не полностью идентично ему, чтобы поддержать это утверждении Августин использует библейские отрывки в качестве доказательства того, что время не полностью идентично небесным и вообще физическим телам. Писание говорит: «Так солнце стояло неподвижно, а луна остановилась, пока народ не отомстил своим врагам" (Иис.Нав.10.12-13). Это показывает Августину, что время может продолжаться, хотя физические небесные тела перестали двигаться. Рассуждения Августина могут быть сформулированы здесь следующим образом:
1. Время все еще существует, если какой-либо объект на небесах перестанет двигаться.
2. Имеет смысл говорить о том, что солнце меняет свою скорость, т.е. о его перемещении на большее или меньшее расстояние в данный момент времени.
3. Если солнце стояло неподвижно, время все равно шло, ибо молитва Иисуса Навина продолжалась.
4. Поэтому движение небесных тел не есть время (Augustine 2006:247-250).
Приведенный выше аргумент предполагает, что на время Августина влияет Библия. Августин пытается согласовать свой взгляд на время именно с ней. Согласно Книге Иисуса Навина, время кажется отличным от движения, хотя и связано с ним, ибо небесные тела стояли неподвижно, у израильтян было больше времени, чтобы победить врагов.
Итак, время является частью Божия творения. Время не вечно. Время существовало до сотворения человека. Время объективно в том смысле, что оно существовало до человеческого сознания. Время течет, даже если нет людей.

2. Время - феномен человеческого сознания

Теперь я буду утверждать, что Августин также разрабатывает субъективный или психологический счет времени. Однако прежде чем я скажу о психологизме времени Августина, я кратко упомяну, что Августин утверждает о прошлом, настоящем и будущем, ибо это поможет объяснить его подход. Августин делает следующие заявления о прошлом, настоящем и будущем: 1) прошлого больше нет; 2) будущего еще нет, но оно будет; 3) настоящее есть, но оно не может длиться, потому что, если настоящее будет длиться, то это будет вечность, а не время; 4) существование настоящего как времени зависит от его постоянного прохождения или исчезновения; 5) таким образом, бытие времени зависит от его небытия (Augustine 2006: 242-243).
Когда Августин размышляет о времени в "Исповеди", он осознает, что время состоит из трех частей. Три части времени кажутся движущимися. Раньше существовало прошлое, настоящее не может длиться долго, а будущее станет настоящим, а затем прошлым. Настоящее само по себе, кажется, тяготеет к тому, чтобы исчезнуть или стать бесконечно малой точкой. То, что еще не реально, становится тем, что больше не реально, и настоящее не может иметь никакой продолжительности, то есть «настоящему нет места» (Augustine 2006: 243-244) (3). . Более того, прошлое и будущее подразумевают текущее небытие. То есть прошлое не существует сейчас и не имеет какого-либо места. Будущее тоже не существует сейчас.
Три стадии времени заставляют Августина задавать определенные вопросы относительно времени. Например, как может существовать прошедшее время, если прошлого больше нет, или как может иметь место будущее время, если будущего еще нет? Или как измеряются прошлое или будущее, если они не имеют реального существования (Augustine 2006:242)? Эти вопросы приводят Августина к разработке психологического счета времени.
Августин предполагает, что время присутствует и измеряется разумом. Прошлое и будущее существуют в уме. В нашем сознании они имеют бытие особого рода: прошлое вспоминается, будущее предвидится. Прошлое не реально само по себе, оно реально, лишь будучи представленным в уме. Прошлое живет, так сказать, лишь настолько, насколько мы его помним. Оно реально, насколько оно представимо в уме. Мы несем прошлое в наших умах. Таким образом, память играет важную роль в психологическом восприятии времени Августином. В Книге X "Исповеди" Августин пишет: «И в моей памяти я тоже встречаю время - вспоминаю, что я сделал, когда и где и в каком состоянии я находился, когда делал это... Я могу размышлять так, как если бы присутствовал" (Augustine 2006:196).
Другими словами, память - это хранилище прошлого (4). Прошедшие события присутствуют в памяти. Вне памяти Августин не мог бы говорить. о своем прошлом, ибо таковое не присутствует для его чувств. События из прежней жизни Августина, такие, как случай, когда он украл грушу, или когда он был обуреваем похотью, присутствуют в его уме. Прошлое - это образ в уме настоящего. Августин утверждает: «Ибо я упоминаю камень или солнце, когда сами вещи еще не представлены моим чувствам, но образы вещей присутствуют в моей памяти» (Augustine 2006:201). Другими словами, прошлого нет для чувств, но только для ума. Это означает, что мое прошлое также присутствует только в моих воспоминаниях.
Время связано с человеческим сознанием и соотносительно ему (5). Августин пишет, что есть троякое время: воспоминание прошлого, созерцание настоящего и ожидание будущего. "Ибо эти три существуют в уме, и я не нахожу их больше нигде: настоящее вещей прошлого - это память, настоящее нынешних вещей - это видение, а настоящее будущих вещей - ожидание" (Augustine 2006:246). Прошлое и будущее зависят от сознания человека. Например, мой разум в данный момент может вспомнить, что я делал пять лет назад. Впрочем, другой человек, например, моя жена, может вспомнить, в тот же момент, что она сделала пять лет назад. Мое прошлое отличается от ее прошлого. Точно так же мой разум в данный момент может предвидеть будущие события. Она в этот момент также может предвидеть будущие события, которые отличаются от моих будущих событий. Таким образом, прошлое и будущее, которые присутствуют в разуме в каждый момент, зависят от сознания человека. Более того, прошлое и будущее и не могут иметь реальности, независимой от человеческого сознания. Настоящее вещей прошлого и настоящее вещей будущего не имеют реальности вне ума (Ibid.); они пребывают в моем уме, как и все время в этом смысле находится в уме человека.
Я приведу толкование Книги XI, изложенное Моррисоном. Моррисон утверждает, что Августин в "Исповеди" развивает субъективный отсчет времени. Он пишет: "В "Исповеди", как и в одной из своих ранних работ он, по-видимому, рассматривал время как субъективное по своей природе, то есть связанное с душой человека и, будучи с ней связанным, не способное существовать без присутствия души" (Morrison 1971:600). Это время субъективно в том смысле, что оно зависит от человеческого разума или души. Если бы не было людей, то было бы и этого времени, ибо сознание человека и, как особо отмечает Моррисон, память играет в нем свою роль. Память - это то, что позволяет нам измерять время (Morrison 1971:602). Моррисон отмечает, что Августин говорит: «Это не сами [прошлые события], которые сейчас не являются тем, что я измеряю, но что-то в моей памяти, которое там остается" (Augustine 2006:249). Это показывает, что когда Августин измеряет прошлое, он измеряет нечто в его памяти. Как таковое, прошлое находится в человеческом разуме, и также в нем пребывает будущее. Настоящее вещей прошлого и настоящее вещей будущего находятся в разуме. Так Августин в "Исповеди" развивает субъективную или психологическую оценку времени.

1. Прежде чем обсуждать понятие времени в « Исповеди» , Августин задает несколько вопросов, касающихся Книги Бытия, например: «Что означает« В начале Ты [Бог] сотворил небо и землю? » (Аugustine 2006: 236).
2. В "Граде Божием" ( 413–426) Августин также предполагает, что время существовало до сотворения людей, однако я не обсуждаю здесь эту работу как менее характерную.
3. Я думаю, что на Августина, вероятно, повлиял Аристотель. Аристотелевское определение «сейчас» - это момент времени, который не имеет расширения на "до" и "после".
4. Августин называет память способностью души, которая принадлежит ее природе (Augustine 2006:197).
5. Августин называет психологический счет времени растяжением. Время - это растяжение души (Augustine 2006:250). Время растягивает разум в небытие. Разум распространяется на то, чего не существует в физической реальности. Так, ум может распространяться на будущее, которого еще нет. Августин заявляет: «Вот моя жизнь - это всего лишь рассеивание [Distentio] и Ты, Господи, мой вечный Отец, единственное мое утешение; но я разделен во времени, чей порядок я не знаю, и мои мысли и глубины моей души разрываются всяким смятением (Augustine 2006:255). Психологический отсчет времени обладает способностью делить человеческое сознание на бытие и небытие.

Aristotle. 1987. A New Aristotle Reader. Ed. J. L. Ackrill. Princeton: Princeton University Press.
Augustine. 2006. The Confessions. Ed. Michael P. Foley. Indianapolis: Hackett Publishing Company.
Augustine. 2002. On Genesis. Ed. John E. Rotelle. Hyde Park: New City Press.
Chadwick, Henry. 2001. Augustine: A Very Short Introduction. Oxford University Press.
Morison John L. 1971. “Augustine’s Two Theories of Time.” New Scholasticism 45, pp. 600-610.
Plotinus. 2013. The Enneads. Kindle Edition

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии