Абзац 130. калым

 КАЛЫМ, У МУСУЛЬМАН - ЭТО ПЛАТА ЗА ЖЕНУ. КАЛЫМ, у русских - это дополнительный заработок. За свою жену, я никому ничего не платил, и она мне приданного не приносила. 23 августа 1960 года, после моего зачисления в институт, мы зарегистрировали наш брак, а 3 сентября сыграли свадьбу. Я ей обручальное кольцо купил, а сам был и остаюсь не окольцованным. Жена, свои золотые цацки, передала внучке. Меня на заводе Электропускатель в первую смену не перевели и я, придя в институт нв занятия, сходил в деканат. В деканате поинтересовался, могут ли они назвать предприятие, на котором работа в одну смену. Мне тут же дали адрес Проектного института связи. У меня по графику была первая смена. На следующий день, утром, я пришёл в проектный институт. Охранник назвал мне номер кабинета руководителя института. Им оказалась русская женщина лет за сорок. Выслушав причину моего появления в её кабинете, она сказала: - Мы занимаемся телефонизацией на территории Грузии. Приходится выезжать в командировки по сёлам, поэтому, хотя бы на бытовом уровне, желательно владеть грузинским языком. Я ей отвечаю: - Мэ, тбилисели бичи вар. Ра арис, рагирс, пури, хаши, рдзе, гвино, мацони да схва мэ вици. - Дзалиан каргат. (Я тбилисский парень. Что такое, почём, хлеб, хаши, молоко, вину, мацони и другое я знаю. - Очень хорошо!) - отвечает она и звонит по телефону. Вызывает начальника отдела. Приходит дядя. - Проверь, как парень разбирается в электросхемах. Если сносно, сообщишь по телефону. Мы ушли в его кабинет. В кабинете  находились мужчина лет тридцати и две девушки. Дядя уселся на свой стул за столом, а я на стул у стола против него. Дядя выдвинул ящик с правой стороны от него и достал из него несколько листов. Верхний лист положил на стол передо мной. Спросил: - Что изображено на листе? Я наклонил голову над листом и говорю: - Схема, какой-то электроплаты. Что-то подобное я видел у прибористов, проверявших приборы в кабине саомолёта. Дядя пристально посмотрел на меня и спросил: - Ты, на каком факультете учишься? - Технология машиностроения. - А, кем работаешь? - Слесарем. - Откуда про схемы знаешь? - Так, я на бомбардировщике механиком служил. У прибористов такие схемы видел. Дядя поднял телефонную трубку, набрал номер и сказал: - Парень сообразительный. Можно взять. Положил трубку и обратился ко мне: - Всё слышел? Я кивнул. - Иди к начальнику. Я сказал всем: - До свидания! и ушёл. Когда я пришёл в кабинет к начальнице, она разговаривала по телефону. Её куда-то вызвали. Она сказала: -Сейчас, еду! Поэтому, поднимаясь из-за стола, сказал: - Завтра приходи с документами: паспорт, военный билет, комсомолец? - Да. - В партию вступишь у нас. Переведёшься на факультет связи в следующем году. Закончила она, когда мы вышли из кабинета. Я не ожидал столь быстрого решения вопроса. Смутило одно - обязательное условие вступить в партию. После того, как подло поступили со Сталиным и расстреляли Берию, по существу, совершив государственный переворот, вступать в такую партию у меня не было желания. Я помнил, что бобыли назвали Хрущёв мудаком. Вступать в партию ради карьеры, ходить на партийные собрания и платить членские взносы я не хотел. Мои родители без партии и комсомола живут и я проживу. Поэтому дома о своём посещении Проектного института никому не сказал. Перешёл на п/Я 88 и забыл от этом эпизоде. Больше мне нигде не предлагали вступить в партию. Обращали внимание на мою профпригодность. Моё комсомольское секретарьство давало о себе знать. В институте я изучал основы начертательной геометрии и основы высшей математики. Я знал о заслугах Сталина и Берии. Сталин заложил фундамент танкостроения, электровозостроения, ракетостроения, атомной энергетики, космонавтики, сельхозмашиностроения, создал военные академии, которые готовили офицерский и генеральский состав для армии и флота. Если бы не было  этого, не было бы и ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ. Не было бы и космодромов, и атомных электростанций. Королёв и Курчатав появились по приказу Сталина и под опекой Берии. Ростсельмаш не отмечал бы своё 95-летие. Жестокие они были? Да! Жестокие! Не слюньтяи. Однако, Иван Грозный был жестоким. Пётр Первый был жестоким. Но, все они были ГЕНИАЛЬНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ. Они делали Россию ВЕЛИКОЙ. Мне отец рекомендовал: "Отличать, не только хрен от редьки, но и хер от пальца. Пальцем можно сделать приятное, а плодов не получишь!" Я видел, как пчёлки опыляют цветоочки и приносят мёд. Насекомые - детали естественного мира, а он лучше человека знает, что нужно для сохранения жизни. Закончился 1960 год. Я сдал зимнюю сесию на своём обычном уровне - удовлетворительно. Весной прочитал "Капитал" К. Маркса и историю РСДРП. Поступил на п/я 149. Я был первым слесарем, который прошёл систему отбора Килькинова. После этого, каждый рабочий день я делал, не менее трёх новых деталей. Приходили устраиваться на работу люди разного возраста и национальности. Килькинов с каждым поступал также, как со мной. Мой стол с тисками и интрументом стоял первым. Я за ним уже работал. За мной стояли ещё два стола. Ни я, ни фрезеровщик с испытуемыми не разговаривали. Только через две недели прошёл испытание Толик Затуливетров. Парень моих лет. До этого он работал с отцом на авиазводе. Женился и переехал жить в Дидубе. Третьим слесарем, в наш коллектив, "влился" Володя Долбнев, приехавший в Тбилиси из Риги. Ему начальник поручил, кроме изготовления деталей, заниматься сборкой узлов аппарата. Первый образец аппарата в металле сделал наш небольшой коллектив. Вдруг. я получаю не чертёж из конструкторского отдела, а эскизик детали и понимаю, что это не для аппарата. Начальник ушёл на совещание. Моя жена - секретарь, в конструкторский отдел. Я пошёл на слад за заготовкой. Прихожу. Все стоят у моего стола и рассматривают эскизик. Подхожу, а рижанин говорит: - Ба! А Яковлевич калымит. Теперь запустят опытную серию. Придётся оснастку лепить. Значит и нам можно будет подкалымить. Юрка (фрезеровщик) спрашивает: - А, что, у тебя глиент есть? - Сосед интересовался, смогу ли я для него металлические платы. - Он, чем занимается? - Радиотехник. В это время по радиоприёмникам вещали: голос америки и би-би си на русском языке, а их наши глушили. Володькин сосед изобрёл приставку, которая убирала помехи. Детдомовские в Сталино  дали мне кликуху "Студент", а тут. я был настоящий студент. Володька попросил меня оформить радиосхему в изделие. Так начинался наш с его соседом калым. Продлжение следует.
 11 августа 2019 года.


Рецензии