Позиция духовной силы, он числился по России

                Разговор с позиций духовной силы
                Кто же по-настоящему оценит творчество Юрия Кузнецова?
   Юрий  Кузнецов очень высоко чтил Пушкина: «Мы верим в Пушкина, как в ангела России».  В статье «О воле к Пушкину» он сказал: «Пушкин как поэт недосягаем, но считать, что им всё исчерпано, это значит парализовать свою творческую волю и обрекать себя на духовное бесплодие». - пишет  О.Овчаренко (О.О.) в книге о Ю.Кузнецове. 
      В 1970 году в стихотворении «Поэзия давно легендой стала» Кузнецов писал:
          Три поколенья после Блока– серо,
               Соперника не родилось ему.
               Кто искру даст славянскому уму?
               На Западе нет вещего примера,
               И сами не приходим ни к чему.
         
   — Ю. Кузнецов,  главную миссию свою выполнял: подобно Пушкину, он «числился по России».  «В 80-е годы ХХ века Юрий Кузнецов безусловно становится первым поэтом России», - пишет  О.О.
  Леонид Сидоров:  –   •     –  Всепобеждающая сила его  стихов, обращена к свойствам славянской души. Но это не афишируется официальной критикой – в стране ведь есть Евтушенко и Вознесенский,  которым «позволено»  быть «первыми» и писать более откровенно, чем другим.
      Великий русский композитор Георгий Свиридов писал Ю. Кузнецову: «Я – Ваш давний почитатель. Мне очень близко Ваше Слово, оно часто – как бы и моё. То есть в том смысле, что, имея дар, я бы говорил именно так и именно то, что говорите Вы подчас. Такое бывает исключительно редко»!
               
        Леонид Сидоров: –  •   –  С начала девяностых годов и вплоть до ухода поэта в 2003;г. его лирика постоянно касается центральной темы – гибель России и возможность её нравственного возрождения. Кузнецов формирует концепцию трагической судьбы России. Он показывает роль мировой закулисы в судьбах мира, и её роль в создании огненного кольца вокруг России.  Душа поэта охвачена ощущением нависшей над Родиной катастрофы:
               Пала Россия, пропала Москва.               
             Дико уставила взоры
             Анти-Россия и анти-Москва
             На телеящик Пандоры.
   Перемены в стране после 1991г. Ю.;Кузнецов встретил с горечью:
           Он возвращался с собственных поминок
                В туман и снег, без шапки и пальто,
                И бормотал: – Повсюду глум и рынок,
                Я проиграл со смертью поединок.
                Да, я ничто, но русское ничто.
 
                —Всё продано,– он бормотал с презреньем,—
                Не только моя шапка и пальто.
                Я ухожу. С моим исчезновеньем
                Мир рухнет в ад и станет привиденьем —
                Вот что такое русское ничто.
Гибель страны для поэта – его трагедия и боль:
           Прощайте, любовь и свобода!
           Как тати, враги и друзья
             Ударили в сердце народа,
             А в сердце народа был я!
    Юрий  Кузнецов всё же  уверен в духовное (и геополитическое) возрождение России:  «Поэт полон веры в непоколебимость вековых устоев России, способной переварить любую политическую доктрину и остаться верной себе.                1993;- год великого испытания и он создаёт гениальное стихотворение «Федора», в котором Россия предстает в образе таинственном и мистическом, полном несокрушимой внутренней силы и мужества, и главное – принципиально непобедимом».  О. О.
                На площадях, на минном русском поле,
В простом платочке, с голосом навзрыд,
На лобном месте, на родной мозоли
Федора-дура встала и стоит.
На лезвии ножа, на гололёде,
На точке I, откуда чёрт свистит,
На равенстве, на брани, на свободе
Федора-дура встала и стоит.
Меж двух огней Верховного Совета,
На крыше мира, где туман сквозит,
В лучах прожекторов, нигде и где-то
Федора-дура встала и стоит.
       Стояние России (кстати, Федора в переводе с греческого означает дар Божий) происходит перед Богом.   Именно размышляя о путях выхода родной страны из состояния тотального кризиса, в который она была искусственно ввергнута «прорабами перестройки», поэт приходит к православию и создает образ Христа.  В 2001 году поэт пишет стихотворение «Видение Христа в урагане.
Шёл ураган на город тёмной славы,
                Пластом ложилась каждая верста.
                В разломе туч, над главами державы,
                Я увидал иконный лик Христа. 

•     Леонид Сидоров:   – •  – Кузнецов мог стать – и являлся для нас – поэтическим и духовным знаменем. Его поэзия полна осмыслением пути к Истине и силой духа, сопротивления системе СС, символом древней славянской мудрости, тайн, сокрытых от непосвященных.
• МГ:   – •  – Именно это видение Истины больше, чем кому-либо, было присуще Кузнецову  и он мог видеть  сквозь оболочку духа  духовные дали и миры.

            А  известный поэт, выпускник семинара  Ю.Кузнецова, Леонид Сидоров продолжил:
 –   •     –  В поиске своего пути в поэзии Юрий Кузнецов  не пошёл ни вслед за Смеляковым, ни вслед за Симоновым, ни тем более вслед за Ахматовой. Может быть,  это предопределило пристрастное отношение к их поэзии? Но почему поэт должен нравиться всем, как червонец? У поэта-творца, поэта-новатора своё уникальное  отношение к поэтам и поэзии в целом...  Да и каждый идёт своим путём.
    Понятно, какой протест среди литераторов вызвало отношение Кузнецова к женской поэзии, когда  в интервью «Независимой газете» (в 1998г.) он сказал: «В поэзии для женщин существует три пути. Истерия (тип Цветаевой), рукоделие (тип Ахматовой) и подражание (общий безликий тип)…»
    «Поэт как бы примерял к себе традиции своих предшественников, особенно Ахматовой, как автора «Реквиема», и понял, что ему предназначено идти другим путём. Отсюда такие резкие заявления, как: «Конечно, ни народа, ни родной страны поэтесса не видит». И отсюда же и обобщения: «Женский талант наиболее полно выразился в пении, хореографии и лицедействе… В остальных искусствах их талант невелик. Они исполнители, а не творцы. Женщины не создали ни одного великого произведения». Ольга Овчаренко из книги о Ю.Кузнецове.
              М.Г:  –   •   –   Думаю, такие резкие высказывания Кузнецова о женской поэзии  были всё же сделаны в поэтическом запале.
             Для меня лично это утверждение является спорным. Истина в том, что мужчина и женщина существа, дополняющие друг друга.
                Вместе они – малая Вселенная. Огонь любви – вечно творящий огонь жизни. Из Огня Любви рождается потомство и все творческие идеи. Женщина оплодотворяет мужчину для рождения великих идей. Духовный союз даёт – духовную идею, которая и переходит на физический план. Поэтому любое произведение мужчины является в той же мере и творением женщины.  И мы должны помнить, что  рождение Христа – человека-бога произошло от Матери Богородицы и по большому счёту отражает небесную триаду Отец-Мать-Сын.
        Конечно,  есть женщины, внёсшие значительный вклад в духовность мировой литературы: Е. Блаватская, Е. Рерих, А. Безант, Е. Писарева,  Э. Хейч,  В. Крыжановская,  Е. Шапошникова. 
 9 08.37г. Елена Рерих Письма «Не будем умалять и женские способности или дарования. Дайте женщине должное образование и возможность участвовать непосредственно в строительстве жизни, и женщина не уступит в здравом смысле сильному началу. Ведь гений, по определению одного мыслителя, есть одна треть способности при двух третях упорного и систематического труда. Чудеса гения всегда были чудесами труда, но то, что в глазах других является тяжким трудом, то для гения всегда есть радость. Потому там, где необходимые к такому труду условия были налицо, там женщина не уступала в своих достижениях сильному полу. Сейчас уже несколько выдающихся ученых высказались определенно, что нет никаких оснований считать, что умственные способности женщины ниже способностей мужчины. Логически рассуждая, так оно и должно быть, ибо дух не имеет пола, пол принадлежит к миру форм. Потому умаления невежественны. Всем таким умалителям приведем ответ ученицы Будды на вопрос – «как могла она женским, ограниченным умом достичь знания и условия (Нирваны), которое трудно достижимо мудрецам?» – она сказала: «Когда сердце успокоено, когда сознание раскрывается, тогда видишь истину. Но если кто подумает – я женщина или я мужчина, или я то, или другое, пусть Мара занимается им. Врата Бессмертия открыты всем существам. У кого есть уши, пусть приходит, слушает Учение – и верит».
Женский организм являет собою синтез, и тем самым женщина обладает всеми космическими энергиями и в большой степени, именно, творческой энергией. Потому неправильно считать, что женщина лишена самостоятельной творческой силы, но для развития каждой способности необходимы постоянное упражнение и подходящие условия. Между прочим, полеты в дальние миры есть прерогатива женщины. Может быть, потому столько женщин устремляется сейчас в авиацию.
Во всех областях науки, искусства, общественного строительства и управления женщина показала, что, когда условия благоприятствуют, она может достигать самых больших высот. Среди упоминаемых Вами женских обликов следовало бы упомянуть и гениальную математичку Софию Ковалевскую, ее облик несказанно близок мне. Французская Академия Наук присудила ей приз Бордэн на конкурсе, в котором принимали участие все светила математики. Задание, предложенное конкурсу, было – «усовершенствовать в одной важной точке теорию движения плотного тела вокруг неподвижной точки». Задание это предлагалось уже раньше Берлинской Академией в течение шести лет, но безуспешно. Решение Ковалевской было настолько блестяще, что сумма приза была удвоена, чтобы подчеркнуть эту необычную заслугу перед наукою. Ковалевская умерла на сорок первом году жизни в 1891 году, когда она достигла вершины известности и получила признание даже в своей стране, в России. Она была избрана в члены СПБ. Академии Наук. При этом не забудем все трудности, которые приходилось ей преодолевать. Ведь женщины не допускались в университеты, и она должна была изучать свой предмет в Гейдельберге и Берлине частным образом под руководством местных светил.
 Но кроме исключительных математических способностей она была и писательницей. Ее романы «Нигилистка Вера Воронцова», «Сестры Раевские» и автобиография, к сожалению, оставшаяся незаконченной, свидетельствуют о большом литературном таланте. Не забудем и гениальную Ел. П. Блаватскую, еще не получившую достойного признания. Также и Марию Кюри-Склодовскую, дочь ее продолжает сейчас исследования матери и достигла замечательных результатов. А сколько было и есть талантливых артисток, художниц, поэтесс среди всех национальностей! Сколько мудрых правительниц, воительниц и великих подвижниц! Облик св. Терезы-испанки не ниже св. Франциска Асс. Вспомним и древние времена, несмотря на то, что мужской эгоизм всегда старался затушевать женские достижения, все же находились светлые умы, которые не поддавались этой постыдной слабости. К слову вспомним и оклеветанный облик Аспазии. Сократ называл ее своим учителем, и великий Платон достойно помянул ее в своих сочинениях. Так и правление женщины-фараона Хаштепсут по количеству проведенных ею благих реформ превосходило многих фараонов. И не она ли своим мудрым правлением подготовила победы Тутмеса III»?
• Леонид Сидоров:   – •  –   Религиозные мотивы присущи его зрелому творчеству. И  его последние поэмы о Христе можно назвать большой творческой удачей.  Он пошел торной дорогой,  вызвав гнев православных ортодоксов, не принимавших «свободную трактовку» религиозного учения. 
         –   В 2000;г. Ю.;Кузнецов публикует поэму «Детство Христа». Далее он её продолжит и издаст в составе  триптиха «Путь Христа». «Христос – воплотившийся Бог,;– справедливо утверждал Ю.;Кузнецов,;– поэтому его можно изображать». И поэму «Детство Христа» он рассматривал как икону в слове, борясь за своё право на изображение Христа.
     Источниками поэмы, он, помимо Библии, «назвал апокрифическое евангелие Фомы. «Я копнул апокрифы,;– говорил он.;– До чего же они наивны! Хотя два-три сюжета я потом использовал. И уже замахнулся на поэму. Я полагался на интуицию, воображение и память о детстве. Поэма о детстве получила такой разгон, что я уже не мог остановиться. Надо было писать и юность, и зрелость Христа. Величествен рассказ о страстях Христовых, выразителен эпилог, которому было не суждено воплотиться».  Ольга Овчаренко.
                О христианских поэмах Ю.;Кузнецова отец Владимир Нежданов:
         «То, что у него возникало на бумаге – образный ряд, цельная структура стиха, такая необычная,;– этого человек придумать не может, он записывал то, что Бог ему давал».               
     Однако не все были благосклонны к новаторству Ю.;Кузнецова. Поэму «Путь Христа» он назвал «своей словесной иконой» и сказал, что его критики (Крупин, Переяслов, Кокшенева) впадают, «сами того не ведая, в ересь иконоборствующих, которая с ходу ведёт в иудаизм с его запретом на изображение…Я хотел показать живого Христа, а не абстракцию, в которую Его превратили… Я лет десять размышлял над образом Спасителя, как бы всматривался в Него, представляя Его,  как живого. Я думаю, что в написании поэмы участвовало не только мое сознание, но и моя личная память, и память родовая. Ведь наши предки представляли Христа не как словесную абстракцию, а как живого Богочеловека. Именно Богочеловека, а не человека, как это часто получалось в литературе XIX – XX веков. Поэтому меня не удовлетворяли ни Ренан, ни Булгаков, ни даже Достоевский с его «Великим инквизитором». Из книги О.О.
    В их Христе нет Бога, он у них просто добрый человек».
    Священник Дмитрий Дудко писал: «Спасибо Ю.;Кузнецову за удивительную поэму, заставляющую нас думать и жить не по привычным законам и шаблонам, а, отрешившись от своих привязанностей, смотреть на всё с чистым чувством. Тут даже можно воскликнуть по-евангельски: «Если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло». Ольга Овчаренко. 

                Великое явление Юрия Кузнецова
Михаил Галакт
                Общество, после распада СССР потеряло
                моральные и духовные ориентиры.
   О моральных и духовных ориентирах и нужно говорить, чтобы выросло сознание масс. Темп жизни возрос небывало. Хотя бы успеть высказаться! И собрать все доброе в одну книгу,  и цельно сделать её – это благодарный, важный  труд. Писатели по большому счёту должны возвещать божественные истины на земле.
               
                Евгений РЕЙН о Юрии КУЗНЕЦОВЕ:
                Явление выдающегося поэта не может быть случайным событием.
    Зная давно поэзию Юрия Кузнецова и удивляясь ей, я думаю, что нам обозначен в ней очень значительный символ, который мы еще полностью не в состоянии понять. Как не в состоянии понять того места в истории, в котором мы сейчас находимся. Дело в том, что, на мой взгляд, закончен огромный отрезок русской истории, и великая русская культура ушла на дно, как Атлантида, которую нам еще предстоит искать и разгадывать.

     Именно поэтому в конце такого долгого историософского времени появился такой поэт, как Юрий Кузнецов, поэт чрезвычайно редкой группы крови. Будучи коллегой его и также преподавателем Литературного института, я просто по кругу своих обязанностей пытался понять, откуда происходит Юрий Кузнецов? Он, как всякое очень крупное явление, в общем-то, вышел из тьмы, в которой видны некие огненные знаки, которые мы до конца не понимаем. Нам явлен поэт огромной трагической силы, с поразительной способностью к формулировке, к концепции.

   Я не знаю в истории русской поэзии чего-то в этом смысле равного Кузнецову. Быть может, только Тютчев?! И я нисколько не преувеличиваю. Поэтому меня, например, совершенно не шокируют некоторые строки Кузнецова. И в гениальной строчке "Я пил из черепа отца" я вижу нисколько не эпатаж, а великую метафору, обращение поэта вспять. Может быть, даже лучше было бы сказать: "Я пил из черепа отцов" во множественном числе. Вот тут были какие-то ссылки на власть, но при чем тут власть? Ведь давным-давно было сказано: "Беда стране, где раб и льстец/ Одни приближены к престолу/ ...А небом избранный певец/ Молчит, потупя очи долу".
     Может быть, и современная критика еще не понимает поэта. Хотя вот в выступлении Владимира Бондаренко уже нащупаны какие-то твердые тропы к пониманию Юрия Кузнецова. Он - поэт конца, он - поэт трагического занавеса, который опустился над нашей историей. Только так и следует его понимать. Он - поэт, который не содержит никакого сиропа. Никакой поблажки. Он силой своего громадного таланта может сформулировать то, о чем мы только догадываемся. Он не подслащает пилюлю. Можно пойти путем утопии и сказать:

      "Там соберутся все, дай Бог, и стар, и млад,/ Румяная Москва и бледный Ленинград,/ Князья Борис и Глеб, крестьянин и помор,/ Арап и печенег, балтийский военмор,/ Что разогнал сенат в семнадцатом году,/ И преданный Кронштадт на погребальном льду./ Мы все тогда войдем под колокольный звон/ В Царьград твоей судьбы, и в Рим твоих племен..." Но это утопия. Юрий Кузнецов не снисходит до утопии. Он говорит темные символические слова, которые найдут свою расшифровку, но не сегодня и не завтра. Именно поэтому ему дано громадное трагическое дарование. Именно трагическое. Он - один из самых трагических поэтов России от Симеона Полоцкого до наших дней. И поэтому та часть русской истории, о которой некогда было сказано, что Москва есть Третий Рим, кончается великим явлением Кузнецова.

            Так совпало, что последний период творчества Кузнецова, традиционно относимый к 90-м годам, проходил в условиях ломки общественных устоев, государственных границ, переоценки ценностей. Его книги этого периода «До свиданья! Встретимся в тюрьме» (1995) и «Русский зигзаг» (1999) откровенно разочаровывали. Это был уже не прежний Кузнецов, а какой-то иной, что-то сделавший с собой, если и не наступивший на горло собственной песне, то во всяком случае заточивший ее в глубокий сырой подвал православного монастыря, где она чахла и откуда почти не была слышна. Он не причитал, конечно, как Борис Примеров: «Боже, советскую власть нам верни!» – но его поздние стихи, изрядно приправленные почти обязательным для литератора-почвенника слащавым православием, уже не вызывали особого интереса. В стихотворении «Рука Москвы» он размышлял: «Твоя рука не опускалась/ Вовек, о русский богатырь!/ То в удалой кулак сжималась,/ То разжималась во всю ширь». В этой строфе еще чувствуется «настоящий» Кузнецов, далее пара проходных строф о России, Москве и совершенно банальная, предсказуемая концовка: «…Когда кулак твой разожмется,/ А на ладони – Божий храм».
      
     Кто любит неухоженных стариков?  И Юрий Кузнецов тоже ушёл не понятым...
                МЫ ТРАТИМ СВОЁ ВРЕМЯ НА СИСТЕМУ В КОТОРОЙ ЖИВЁМ.
                НО ПЛАТИТЬ ЗА СОБСТВЕННЫЕ ПОХОРОНЫ ЭТО ГЛУПО!
                Не, ставьте стеллы старикам, о, нет!
                Но, ставьте памятник живущим.
                Чтобы пробился Высший Свет
                И воссиял в народной гуще.

                Всю жизнь писал один портрет
                Душою звал, я Мать святую
                Душою видел женщин Свет,
                Тебя искал мою родную.


Рецензии
Леонид Сидоров: – • – Кузнецова не смущали никакие авторитеты. Он бросает вызов миру
понимает метафизический смысл «космоса», решает «проблемы пространства», углубляется в понимание «модели вселенной Эйнштейна». Он творит внутренний космос души, его беспредельность. Движения молниеносны,
работа выполняется за несколько минут. Фейерверк красок, безумие образов в период спонтанной экспрессии... Космос его души и сегодня втягивает зрителя в свои глубины.
Человечество в суете, пока у него есть время... Но иногда кому-то из нас удается остановить наше неугомонное и ненасытное в делах суеты внимание. И тогда мы оказываемся во власти великой поэзии. Она прекрасна, как сказочная принцесса... через сновидения, в коих часто неимущий получает во сто крат больше имущего... А после все это воспринимается лично самим, но уже ничтожно по сравнению с подобными видениями, словно свете роковой неизбежности и озарения прозрения.

Михаил Галакт   11.08.2019 21:54     Заявить о нарушении