Минакши - защитница животных. Часть 3, глава 2

2.
МИНАКШИ ИЩЕТ ИМПРЕСАРИО
Через несколько дней к юной танцовщице стали приходить известные импресарио. Первым был невысокий, красивый, самоуверенный сорокалетний мужчина, назвавшийся АкшАем. Приятно улыбаясь, он предложил ей заключить с ним контракт на два года.
— Если дела пойдут хорошо, мы продлим контракт. Поскольку я известный импресарио, а вы — неизвестная танцовщица, бОльшую часть дохода буду получать я, а меньшую — вы. Ведь нам нужны ещё и музыканты, и реклама. Мне придётся организовывать наши переезды, проживание в гостиницах и прочие расходы, которые я беру на себя. Поэтому вы будете получать не больше двадцати процентов от доходов. А если вы не понравитесь зрителям, мы расторгнем контракт. И учтите: быть менеджером — очень тяжёлая работа.
— При условии, что я сама буду выбирать, какие песни и танцы мне исполнять. И ещё я хочу после выступления призывать зрителей спасать диких животных и помогать им.
Акшай, самодовольно улыбаясь, смотрел на Минакши, как на глупую, неопытную, красивую девчонку и соглашался с ней.
— Хорошо, — сказал он. — Но вы ещё необразованны и во всём будете подчиняться мне. И надеюсь, вскоре мы с вами станем ближе друг другу.
И взял её за руку.
«Что это значит?» — подумала Минакши и покраснела. Она освободила руку и твёрдо сказала:
— Я пока не даю согласия, но подумаю над вашим предложением.
Тут выражение лица импресарио изменилось. Улыбка исчезла, а взгляд стал холодным. Оставив на столе свою визитную карточку, он произнёс:
— Звоните в любое время.
И ушёл. Минакши подошла к умывальнику и вымыла руки.

Через три дня она встретилась со вторым импресарио. Это был худощавый, лысый, старый мужчина в очках.
— ХаридАс НандлАл, — представился он. — Я был на вашем концерте. Мне кажется, что вас ожидает большой успех. Предлагаю вам работать со мной. Ведь я представлял многих известных танцовщиц. А вы ещё и хорошо поёте. Я опытен в своём деле, а вы молоды и полны свежих сил. Думаю, что помогу вам стать знаменитой. Но предупреждаю, что вы должны исполнять не только индийские песни, но популярные американские шлягеры, которые привлекут к нам ещё и молодёжь.
— Я понимаю, что вы хотите заработать для нас как можно больше денег. Но петь американские песни я не хочу. Я буду включать в свои концерты песни разных народов Индии.
— Это каких ещё народов? — спросил мистер Нандлал. — Тамилов* каких-нибудь? Или тЕлугу**?
— Да. И не только их. Но и другие песни. Например, бенгальские. Моя бабушка Чарулата родом из Бенгалии. Если я приеду в Пенджаб, то буду исполнять и пенджабские песни, в Бенгалии — бенгальские, а в Мадрасе — тамильские. Разве это не привлечёт зрителей?
— Мне не нравится, что вы будете петь тамильские песни. Народы Южной Индии более отсталые и дикие, чем мы — жители Северной Индии.
— А разве тамилы, телугу и каннадИга*** не такие же люди, как мы с вами?
— Они ниже нас! Может быть, и неприкасаемые**** для вас — тоже люди?
— Конечно. Все мы равны. Известная вам госпожа Нармада Сентилнадан — тамилка. Ведь её вы уважаете! И повторю: американских песен петь не буду.
Мистер Нандлал брезгливо поморщился и, не попрощавшись, вышел за дверь.

При встрече с ученицей госпожа Нармада сказала ей:
— Я слышала, ты напугала двоих импресарио. Узнав об этом, другие импресарио считают тебя капризной и несговорчивой. Нужно было соглашаться с их требованиями, а через несколько лет, став знаменитой, ты можешь делать всё, что захочешь.
Минакши подробно рассказала учительнице о требованиях Акшая и Харидаса Нандлала.
— Вот как?! — возмутилась Нармада, сдвинув чёрные брови. — Выходит, мистер Нандлал не любит мой народ? А с виду такой джентльмен! Не ожидала. Да и Акшай не лучше. Случается и так, что артистка вынуждена стать женой импресарио или его любовницей. И всё же, Мина, теперь тебе будет трудно найти импресарио в Бомбее. Было бы хорошо, если бы твой родственник, пусть даже дальний, мог стать твоим импресарио. И вы бы работали вместе, хорошо понимая и уважая друг друга.

Когда Минакши вечером пришла домой, мать с тревогой спросила:
— Доченька, что случилось? Ты не заболела? Сейчас ты расскажешь нам, что тебя мучит. Все уже собрались, нет только Сурьи. Подождём его.
Все сидели и молчали, ожидая Сурью. Наконец, Сурья вошёл в дом.
— Что-то случилось? — спросил он, посмотрев на взволнованную семью. — Вы меня ждали? Рассказывай, сестра, ничего не утаивай. Кто тебя обидел?
И Минакши подробно рассказала о своей неудаче с обоими импресарио и о разговоре с госпожой Нармадой.
— Сурья, может, ты возьмёшься за работу импресарио? — пошутил дед. Его шутке улыбнулись все, кроме Минакши. Сурья, услышав эти слова, растерялся.
— А почему бы нет? — сказал отец. — Сын, ты плохо знаешь, на что способен. Ты ещё не брался за серьёзное дело. У тебя одни слоны в голове! Всегда трудно и страшно начинать новое дело.
— Наша работа на новом месте идёт хорошо, — сказал дядя. — Мы больше зарабатываем. Да и бабушка Сима вернула нам деньги, которые мы посылали  на обучение Мины. На эти деньги, Сурья, мы можем купить тебе хороший костюм. А что ещё надо? Скажи, дочка.
— Нужны ещё музыканты и реклама, — тихо заговорила Минакши. — А также необходимо уметь организовывать переезды и договариваться о концертах в разных городах.
— Музыкантов я найду, — сказал Сурья. — У меня в Бомбее есть немало друзей, которые хорошо умеют играть на разных музыкальных инструментах. Они вынуждены играть на праздниках и свадьбах, лишь бы заработать. Надо только выбрать, кто из них тебе подходит.
— Вот ты уже и начал работу! — засмеялся отец. — Думаешь, остальное труднее?
Но Минакши, всё ещё не веря, что брат сможет ей помочь, была грустна.
— А почему бы не попробовать? — спросил дед.
— Но это же серьёзное дело! — ответила Минакши.
— Пусть Сурья попробует, — сказала мать. — За год научится.
Все заулыбались. Даже Минакши успокоилась.

Но судьба помогла и здесь. Через два дня Минакши встретила госпожу Нармаду.
— А я тебя ищу! — сказала учительница. — Сегодня из Мадраса в Бомбей приехал мой дядя. Первые четыре года он был моим импресарио. Мы с ним объездили полстраны. Он устраивал концерты, а я танцевала. Сейчас он стар и не может быть твоим импресарио, но научит этой профессии Сурью. Приходи завтра с братом ко мне домой.

Когда Минакши и Сурья пришли к госпоже Нармаде, они увидели старого, темнокожего тамила с седыми усами и волосами. Его звали господин НаллатАмби. Он пообещал Сурье, что научит его работе продюсера.
Вначале обучение давалось Сурье с трудом, но Наллатамби его успокаивал и говорил, что когда-то и ему пришлось начинать эту работу ради племянницы.
— Ты человек общительный, — говорил он Сурье. — И сможешь обо всём договориться с людьми. Объездишь и повидаешь другие города и страны, в которых у меня остались друзья. Они помогут тебе. Я увидел у племянницы несколько бомбейских газет, в которых были хорошие статьи и фотографии с ней и твоей сестрой, сделанные во время концерта. Это может послужить вам рекламой, поэтому вам лучше начать поездку с тех мест, где раньше выступала Нармада, когда ездила со мной.
Сурья воспрянул духом и поверил в свои силы. И спросил, что он должен теперь делать.
— Прежде всего, — сказала госпожа Нармада, — приведи всех своих друзей музыкантов к сестре, пусть она выберет лучших. А потом сними зал, где они будут репетировать свои выступления.
__________

* ТАМИЛЫ - основное население штата Мадрас на восточном побережье Южной Индии, живут также на острове Цейлон. Говорят на тамильском языке дравидской языковой семьи. По вероисповеданию большинство из них - индуисты, часть - христиане и мусульмане.
** ТЕЛУГУ — южноиндийская народность, основное население штата Андхра-ПрадЕш в Юго-Восточной Индии. Говорят на языке телугу дравидской языковой семьи, который является самым распространённым в Индии языком после хинди и бенгали.
*** КАННАДИГА — южноиндийская народность, основное население штата КарнАтака в Юго-Западной Индии. Живут также в соседних штатах Андхра-Прадеш, МахарАштра и Мадрас. Общая численность — около 45 миллионов человек. Говорят на дравидском языке кАннада, который сродни тамильскому языку.
**** НЕПРИКАСАЕМЫЕ — низшая каста в Индии. Индуистское общество делится на несколько каст (сословий): высшая каста — брамины (священнослужители), на втором месте — кшАтрии (правители и воины), на третьем — вАйшья (рабочий класс), на четвёртом — шУдры (разнорабочие и слуги), а ниже всех прочих каст — хариджАне (неприкасаемые). Большинство индусов не терпит неприкасаемых, не считая их за людей.

2018 г.
(Продолжение следует)


Рецензии