Псиарх. Цивилизация. Заключение

Я долго искал название для этой психосферы - седьмого макроуровня в иерархии психики человека. В голову приходили (на глаза попадались) разные варианты названий. Это и Психологос (PsychoLogos), и юнговская Самость, и Самодух, и Духов(ная сущ)ность, и Управляющий Дух (Spiritus Rector), и Государственный Дух (Statu Spiritus). Сейчас решил: пусть будет просто Spiritus.

Spiritus есть синтез словесно-понятийного интеллекта (Logos) и волевого интеллекта (Psyche), вышедших из лона общественной психики (Socium).

Управляющий Дух (Spiritus) можно рассматривать как бога в человеке. Надеюсь, это  понятно. У него в человеке такие же полномочия, которые теистами узреваются у бога в мире. Человек - творец своей судьбы. К тому же, по уверениям религиозных людей, человек создан богом по его образу и подобию.

Царь в голове - тоже понятно. Надо же кому-то управлять всеми психическими функциями, которые так и норовят посвоевольничать и набедокурить. Хороший государь в голове - это прямо дар с небес! Ну, и, конечно, его собственный творческий труд по управлению внутренним миром, внутренней Вселенной.

То, что я понимаю под Управляющим, или Творческим, (Государственным) Духом, вы видите на картинке.

"Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах она имеет свое непосредственное существование, а в самосознании единичного человека, его знании и деятельности - своё опосредованное существование, равно как самосознание единичного человека имеет в нём как в своей сущности, цели и продукте своей деятельности свою субстанциальную свободу". (Г.В.Ф.Гегель. Философия права. Изд. "Мысль". Москва. 1990. стр.279)

У Гегеля в его "Философии права" много любопытнейших мест о государстве как о центральной нервной системе (головном мозге) общественного организма. Рекомендую всем психологам почитать этот труд, дабы не отрывать политическую психологию от психологии межличностных и внутриличностных отношений, от массовидной психики, проявляющейся в практике, обычаях, моде, ценностях и в различных формах мировоззрения (Socium). Ведь все мы так или иначе участвуем в общественно-политической жизни нашего общества, у всех образуются разные политико-правовые предпочтения и убеждения, которые потом руководят нами в разной остроты политических дискуссиях, дебатах, баталиях, в полемике.

И многое в психическом здоровье и нездоровье личности, с которой мы имеем дело на консультации, зависит от её политического умонастроения, от отношения к своей стране, к своему правительству, к разным странам и их правительствам. Иногда накал страстей по этому поводу такой, что хоть святых выноси. Примерно такой же, как на футбольных матчах у фанатов разных клубов. С непременным побитием болельщиков соревнующихся команд. И не мне вам говорить про военные конфликты, гражданские и межгосударственные войны. То же самое может происходить и внутри отдельной личности, которая делится внутри себя на субличности (отдельные стороны личности) и воюет сама с собой.

Гегель, как вы можете увидеть в "Философии права", отделял нравственность от морали, а саму нравственность делил на семью, гражданское общество и государство. У меня сложилась своя система, и именно потому, что я не Гегель. Я  согласен с тем, что он отделил нравственность от морали, но не согласен с его делением нравственности. Не согласен не полностью, так как в этом делении всё же есть смысл. А смысл такой, что нравственно-волевой интеллект каждого единичного человека, входя в совокупность таких же интеллектов, образует некую целостность, под названием царство-государство. В основании этой целостности находится как личное, так и массовое морально-нравственное творчество. ("Прости им, господи, ибо не ведают, что творят!")

Сравнивая нервную систему общественного организма, вернее, её периферическую часть, с природной периферической нервной системой, Гегель утверждал, что её ощущающая сторона есть семья, а движущая сторона ("раздражимость, выход во-вне ощущения") - гражданское общество:

"Если сравнить эти природные отношения с отношениями духовными, то семью следует сопоставить с чувствительностью, а гражданское общество - с раздражимостью. Третий момент - это государство, нервная система для себя, организованная внутри себя, но она жива лишь постольку, поскольку в ней развиты оба момента, здесь - семья и гражданское общество. Законы, которые ими управляют, суть институты излучающегося в них разумного. Основание же, последняя истина этих институтов есть дух, их всеобщая цель и знаемый предмет." (Там же, стр.290)

Вот так у Гегеля государство получило статус центральной нервной системы (головного мозга) общественного организма, семья - статус афферентной периферической нервной системы, а гражданское общество - статус эфферентной периферической системы. Семью он связывал с деревней, а гражданское общество - с городом. И впрямь, горожане - это граждане, жители города.

Естественно, семьи наблюдаются и в городе. Только семьи раньше жили в отдельных домах в лесу, на хуторах, в скоплении домов, т.е. в деревне. А потом уже из деревень, которые имели выгодное месторасположение на торговых путях, стали вырастать города. Соответственно, то, что творили и натворили люди в деревне и в городе стало называться деревенской и городской культурой, каждая со своим бытом и техникой. Постепенно, из культуры, как возделывания и взращивания (культивирования), выделилась цивилизация - городская культура. В отдельных особенно крупных городах зародилась государственность - практика управления городами и деревнями по всей территории, занимаемой определённым народом.

Civis (лат.) - гражданин, гражданка, согражданин, подданный.
Civitas - право гражданства, гражданство; государство.
Civilis - гражданский, государственный, политический.

Управление - форма общественной дисциплины, государственная дисциплина, которая состоит в постоянных попытках упорядочить социальное творчество народа.

Право - сохранение опыта упорядочения в различных правовых документах. Другими словами, право - это государственная память, где в виде основного закона хранится конституция. Право - статика управления.

Закон - воспроизведение права с его применением в конкретных, изменяющихся со временем, социально-экономических условиях. Законы - динамика управления.

Признание - выборный политический процесс различной остроты, вплоть до государственных переворотов, революций и гражданских войн. Тот, кто побеждает в этой предвыборной и выборной борьбе, удостаивается командных позиций в управлении государством. Конечно, каждый выбирает кто чем может: умом, сердцем, руками и локтями, ногами, головой или задницей. Бывает, что и силой оружия. Кто сильней, тот и победил. В мирном процессе борьбы за признание в ходу репутация, честь, слава, достоинство. Или репутация - достоинство - честь - слава. Какой порядок между ними, я ещё не решил. Пока что во мне продолжается выборный процесс.

Правосознание - определённое отношение отдельного человека и того сообщества, которое разделяет с ним его взгляды, к государственному режиму, к праву и законам, к политическим партиями и политике правительства, к предвыборному и выборному процессу. Правосознание - это гражданско-правовая совесть, которая основывается на личной чести гражданина. Поэтому и говорят: честь и совесть.

Влияние - примерно то же самое, что и подчинение. Это подчинение в своих двух значениях: и как подчинение кого-либо себе (оказывание влияния на кого-то), и как подчинение себя кому-нибудь (испытывание чьего-либо влияния на себе). Это мотивация гражданско-политической деятельности. Во-первых, это внутренний зов, основанный на личном выборе, на личном предпочтении того или иного политического течения. Во-вторых, это внешний призыв со стороны правящей элиты, или какой-либо из оппозиционной партии. Поэтому здесь разворачивается своя динамика борьбы между внешними призывами и зовом сердца (или чего-нибудь ещё, доминирующем в конкретном гражданине). По существу, влияние - это процесс политико-идеологического мышления, внешнего идеологического процесса и внутреннего. Иногда, особенно в сталинские времена, призыв партии моментально перевешивал внутренние идеологические соображения. Иначе - (всё, капец) лагерь или расстрел.

Формы влияния указываются различные. Но я попробую суммировать.
1. Принуждение - древний способ заставить кого-либо изменить своё поведение путём оказания физического давления (покусания, наказания, ограничение свободы передвижения, изгнание, лишение, угроза применения оружия, побития, убития, и т.п.).
2. Подражание - такой же древний способ увлечь за собой или увлечься за кем-либо, сделавшим первое движение. Это действие так называемого примера для подражания. Стайно-стадный эффект, основанный на механизме научения и спасения от неожиданной опасности (инстинкт самосохранения). ("Почему вы побежали?" - "А что? Все побежали, и я побежал.")
3. Заражение - основанные на эмоциональной идентификации с кем-либо (с какой-либо группой людей) передача и приём эмоциональных состояний и процессов. Автоматическая чихание в ответ на чей-то чих - что-то среднее между подражанием и заражением. Падение настроения при виде эмоционального расстройства другого. Сопереживание, массовая паника, массовая агрессия, массовый психоз, влияние настроения толпы на единичную личность.
4. Внушение - тесно связанное с эмоциональным заражением действие настраивания кого-то против кого-то или за кого-то (агитация и пропаганда). Настраивание на сон (гипнотизация), настраивание на рабочий или боевой лад (воодушевление). Воздействие на чувственно-эмоциональную посредством звуков, музыки, картин, театральных сцен, и т.п. форм искусства.
5. Показ и рассказ при передаче практического опыта молодому поколению или отставшим коллегам при повышении их квалификации.
6. Убеждение - стремление победить в словесном споре. Существует в разных формах (спор, дискуссия, дебаты, полемика,...). Особенно различные две противоположные. Это честный и нечестный спор. В первом применяется объяснение и разъяснение, логика, ориентация на истину. Во втором - затуманивание сути дела, использование различных некрасивых (софистических) приёмов, манипуляция сознанием, ориентация на личное самоутверждение за счёт оппонента, "запудривание мозгов".
7. Доказательство - применение логики (фактов, аргументов, смысловой упорядочённости) в делах морально-нравственного и правового воспитания. Моральное осуждение или одобрение. Обращение к чужой совести, попытки пристыдить, угрызть, помучать, пригвоздить и опозорить и т.д.
8. Политическая трескотня и шумиха, совмещающая в себе все нижеперечисленные способы влияния. Опять же агитация и пропаганда, манипуляция общественным сознанием, фальсификация выборов, демонстрация собственного превосходства.
 
Может, я что-то забыл упомянуть. Напомните, если не трудно. 

Ну, и из всех этих борений (годуновений-ельцинений) складывается то, чему служит конкретное юридическое лицо. Служебные отношения насквозь иерархичны, не то, что дружеские, равноправные. Мы служим чему-то или кому-то высшему, чем мы являемся. ("Не в службу, а в дружбу, сгоняй за куревом!"). Есть такое подозрение, что мы служим Справедливости, её росту в обществе, во взаимоотношениях между народом и государством.

Справедливость - потребность и способность в пропорциональной делёжке общего пирога. Толстому - большой кусок, тонкому - поменьше. Более ответственному - побольше, менее ответственному товарищу - поменьше. Кто не работает (будучи пенсионерами и инвалидами), то ест, но очень мало. Кто много ест, тот уже не работает, и может спокойно спать, лёжа рылом в пушку на белых, тоже пушистых, ручках, в Государственной Думе.  Справедливость - это вовсе не чувство, а согласованность (пропорциональность) между потребностями и способностями, соответствие воздаяния деянию, обязанностей и прав.  Естественно, у каждого своё понимание справедливости. И в этом постоянный источник разногласий, столкновений, борьбы за свои права, и т.п. Власти трактуют справедливость в свою пользу, народ - в свою. И каждый по-своему прав, и не прав - в общечеловеческом смысле.

А в общечеловеческом смысле, чтобы понимать справедливость хотя бы приблизительно одинаково, надо между собой договариваться, а не ограждаться от народа толстыми стенами и ещё чёрт знает чем.

Правосудие - это понятно "форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др."

Власть - возможность и способность повлиять на ход событий, на решение какой-либо социально-экономической и политически-правовой ситуации, с таким расчётом, чтобы удовлетворить справедливые (и несправедливые) требования большинства и презреть несправедливые (и справедливые) требования меньшинства. Власть - возможность, способность и готовность подчинить себе определённую часть людей, чтобы совместными усилиями повлиять на события.

Обычное сейчас деление власти на три ветви можно соотнести на нашей схеме следующим образом. Справедливость воплощает в себе законодательная власть, правосудие - судебная власть, а собственно саму власть - исполнительная власть.  Понятно, что наша законодательная власть может быть далеко несправедливой, но, по крайней мере, она либо пытается быть таковой, либо изображает из себя таковую. Что тоже неплохо. Необходимость играть роль способствует прикипанию театральной маски к лицу.

Я бы ещё добавил ресурсную власть: материально-финансовую (богатство), личных связей (телефонное право), информационную ("Знание - сила"), и прочее. Но она, скорей всего, и есть то, что обозначено на схеме как принуждение или влияние.


Рецензии