Авроре, подруге муз и пролетариев
В селе, за рекою, потух огонёк,
<...>
Явилося солнце - ликует земля!
А. С. Пушкин
В тот момент, в город прибыл Марк Крассиний-старший.
Хм! а что делает в Ленинграде... э-э, или уже в Санкт-Петербурге? – римский патриций? Вас это удивляет, а меня ничуть! на дворе 90-е годы – страна открыта всем ветрам, всем дорогам: из варяг в греки - из ворюг в абреки... ничего сверхъестественного. Тем более, в городе со славными древнеегипетскими традициями!..
Куда больше удивило самого Крассиния обилие причудливых святилищ, которые посвящены богине утренней зари, Авроре! Ведь в его родном Риме куда больше храмов, посвященных Юпитеру или Венере. Здесь же таких храмов совсем не видать, а многочисленные Дома культуры, кинотеатры и клубы – а ЧТО это еще, если не святилища? - носят имя "Аврора" (и не переименованы, пока, в стандартные американские “Super”, “Smart” или “Bingo”).
- И за что же, о Эос-Аврора, так почитают тебя эти северные варвары? Ты ведь похищала женихов – Тифона, Кефала, Ориона... ты разлучаешь людей! – потому тебе и пели горевальные альбы, песни о том, как на смену ночи блаженства приходит рассвет расставания. А он принесёт новые поиски, суету и страдание, очень возможно, и смерть... Почему и мы, и эти варвары почитаем тебя, не почитая, к примеру, богиню вечерней зари? Ведь эта, последняя, кем бы она ни была, дарует если не счастье, то, по крайней мере, прохладу, покой и волю! - так, стоя во весь свой римский рост, перед ДК "AURORA", цицеронствовал наш путешественник из Рима в "Третий Рим", "город, которого нет", бандитский Санкт-Ленинград.
- Слышь, ты, тогатый, – внезапно прервал неуместного патриция сторож в штатском ватнике от Акулины, и с берданкой в достойной факела руке, – Ты, того, не туда думай, а сюда! Ваша Аврора – это баба на конях с крыльями, а наша – корабль с тремя пушками. Хотя, в целом, суть у них, наверное, одна - ведь до Авроры что было? Ночь, когда все стены серы и все волки сэры. А во мгле ночной, даже грамотные не различали своего, и холопствовали перед чужим. Ведь даже ампиратора японского поздравляли, сукины дети, с победой при Порт-Артуре! Вот тут-то Аврора и грянула! она разрезала ночной полумрак, и всё стало чётко – где мрак, где рассвет, где вода, где сушь... где Ва, а где Нева, *пта!
Печально признать, но даже если бы наш условный Марк Красин-Лицинский понял хоть слово по-русски, он все равно ничего бы не понял. И, конечно, он не смог бы добавить и слова. Тем более, что мысли его были направлены именно ТУДА...
- К чему тебе, Аврора, крылья? Ведь ты восседаешь на колеснице, запряженной крылатыми конями. Да и колесница тебе ни к чему – ты же не Солюс, чтобы странствовать по всему небу! В горах ты вовсе не видна, да и на суше тебя заслоняют леса и города... лучшее место для тебя, это степь или море, а лучшая колесница – скакун или корабль. Как у этих варваров...
Внезапно г-на Красина-Лицинского осенило! – это была либо розовопёрстая Эос, либо красноносый Михеич.
- Напрасно мы воспринимаем богов как чиновников, ведущих контроль и проверку в своих ведомствах, - задумался dominus Crassinus, - Скажем, Нептун есть наместник Юпитера в океанах, а Вулкан – заведующий всеми кузницами, как человеческой, так и сверхчеловеческой природы. Аврора не имеет ни места, ни даже времени, к которым можно ее привязать: рассвет расплыт, расплавлен и размыт.
Да и потом, всем этим занимаются боги дня, света и солнца – Солюс, Диана, Тривия, Аполлон... Аврора – всего лишь миг между прошлым и будущим... в ней воплощен или выражен божественный принцип рассвета. Быть может, божественное ощущение зари! Вот это самое чувство –
Божество даёт рассвету истину и силу. И все светила, братья и сёстры Авроры, чем сыны ее, ветры Севера, Запада и Юга, не столь могучи, чем одно лишь мгновения мысли и чувства "вот-вот, и взойдёт" - и развеяна будет тьма!
Аврора, Аврора, Аврора! - вот, кто хранит светлую неопределенность между ночным отдыхом и дневной суетой, между покоем и движением, между сбывшимся сном и намеченною мечтой...
О Аврора, сохрани как возможно дольше, эту НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ – как самую драгоценную пору, как чудесный набор самых кратких, блаженных цветов и мгновений, как волшебную грань между свободой Небытия и волей Сущего, как небесный холст, на котором - рядом МИМОЛЁТНЫЕ ВИДЕНИЯ и ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ!..
____________________________
(*) С той поры, как появилась на свет книга Я.И. Перельмана «Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома» - а случилось это в действительно весьма занимательные годы 1925-1934 - на полку, рядом с нею, встало много книг из серии «Занимательная наука»: «Занимательная гинекология» Арнольда Акушерханова, «Занимательная патологоанатомия» Шейлы Холмски, "Занимательный металл" Бонзо Мегаватсона.
Грань между «Забавным» и «Занимательным» не столь зыбка, как грань между "Наукой" и "Лженаукой". Поэтому концепт «Занимательная наука» вполне оправдан: это отличный литературный жанр, поровну познавательный и беллетризованный.
И еще.
Мифология не наука и не лженаука (а понятия «антинаука», к счастью, ещё не придумали. Так что, опыт "Занимательной мифологии" нам представляется весьма перспективным.
Свидетельство о публикации №219081200103
Начала читать Пушкина и о!!!
Прибыл Марк Крассиний-старший!
Но не визитёр и не фото легендарного крейсера Авроры, который якобы дал сигнал к началу штурма Зимнего, зацепил, а следующий абзац, где появились названия любимого города
Они - лакмусовая бумажка: будет интересно!
Не ошиблась!
Закономерный вопрос: "- И за что же, о Эос-Аврора, так почитают тебя эти северные варвары?"
Невдомёк Марку Крассию, что не всегда давали это имя из-за почитания богини утренней зари
А с дворником пожалуй поспорю о том, что:"...она разрезала ночной полумрак, и всё стало чётко – где мрак, где рассвет, где вода, где сушь..."
Это я о мраке и рассвете. До сих пор не определились ни с мраком ни с рассветом того, что случилось потом...
Да.
В этом месте надо сделать большую паузу
Потому, что предисловие закончено
И дальше совершается превращение прозы в поэзию
Где пишется необыкновенная прелесть!!!*
По смыслу и по форме
Не буду цитировать, иначе пришлось копировать все мысли
г-на Красина-Лицинского
А последний абзац, как заключительный аккорд - гимн неопределенности!
Как она бывает мучительна
Как она бывает желанна
Спасибо, Локсий, за удовольствие!
С уважением и признательностью, Светлана
*надеюсь не смутила, физики один из кварков назвали частицей с обнаженной прелестью, потом название сократили, стал прелестный
И о Перельмане замолвлю слово:
Занимательная физика, два тома - обязательно есть у учителя физики. Замечательные книжки, рекомендуем детям
Лана Вальтер 25.12.2024 09:21 Заявить о нарушении
Позвольте мне прислать вам прелестный кварк признательности за столь развернутую, умную и поэтичную рецензию.
Впрочем, ограничусь кварком, и не стану рассыпаться в благодарностях (хотя это вполне уместно). Лучше - два слова о том, что осталось недописанным / "недомышленным", и что вы, кажется, ожидали и/ли додумали.
"Аврора" не была триггером Октябрьского путча, и она не "разрезает" бытия на альбигойскую Ч/Б-реальности. Она "лишь" символ. Символ того самого Мгновения, повисшего словно облачко, которое может пролиться дождем, а может и рассеяться в ясном небе. А в истории России случилось и то, и другое...
Римлянину Красцинию, да и вообще западным красавцам, этого в принципе не понять, а нам понять нелегко (if any) - об этом, кажется, мой трактат, к-рый вас, возможно. заинтересует: http://proza.ru/2024/04/07/793
И последнее, относительно нашего родного Питера: как бы в продолжение Мифа о "городе, которого нет": http://proza.ru/2023/02/17/1816.
Простите, что гружу вас моими линками / текстами: токмо волею релевантности :)))
Еще раз СПАСИБО! всего наилучшего и исполнения желаний в Новом 2025 году!
С уважением,
Локсий Ганглери 25.12.2024 10:39 Заявить о нарушении
И благодарю Вас за пожелания и ссылки, обязательно приду и прочту
Вам желаю всего самого доброго, пусть сбудется самое нужное и желанное в этом Новом году!
С уважением,
Лана Вальтер 25.12.2024 11:19 Заявить о нарушении