Ты - мне, я - тебе

      

         В наш отдел приняли нового сотрудника. Михаил Битов.  С иду ничем не примечательный. Он пополнил не мою группу и посему не особо меня заинтересовал. ..Но однажды он подошел ко мне.

         - Чего ты после обеда возвращаешься такой взмыленный? -  спросил удивленно и с любопытством.
         - Я в перерыве играю в настольный теннис. Игра подвижная, очень способствует разогреву! - объяснил я.

         - Никогда не понимал этой игры! Глупость! Шарик гонять! Нет! Не понимаю! Я лучше книгу почитаю! - так он изложил свои взгляды на обеденный перерыв.

         - Какие книги ты любишь? - поинтересовался я.
         - Разные! Главное, чтобы интересными были! - быстро ответил Миша. Потом пошел в свой угол.

         После этого разговора мы довольно долго не общались. Он опять проявил инициативу.

         - Я уже два года почти, занимаюсь обменом книгами по переписке. Тебе это интересно? - спросил Михаил….   ……..
         - Никогда не слышал! Это же долго и видимо требует наличия книг, которые хочешь или можешь обменять. - я не  готовился к такому разговору.

         - На, посмотри! Почти все поймешь сразу! - он протянул газету, форматом с  "Пионерскую правду".

         " Книжное обозрение" прочел я навание. Не слышал никогда о такой газете. Посмотрел. В основном объявления. Кто,что ищет. Кто .что предлагает. Судя по адресам, в эту игру "Ты мне, я-тебе" была втянута вся страна.

         Прочел также, что желающие поместить объявление, должны представить в редакцию квитанцию об.оплате, справку с места работы с печатью предприятия и текст объявления. Любопытно. Значит, так можно.собрать недурственную библиотеку!

          Но у меня и без этой кутерьмы весьма приличная библиотека. Конечно, немало книг хотелось раздобыть…
Я решил подписаться на  "Книжное обозрение". Так я видел бы, кто и что предлагают. Газета выходила раз в неделю.

         Я уже во второй полученной газете нашел воплощение мечты. Некий гражданин из Харькова предлагал книги покупать. Он присылал списки книг,указывал из состояние по пятибалльной шкале и цену. Я отмечал, что хочу.

         Он отправлял посылку наложенным платежом. И все! Книги были самые-самые! Цены - 1,5 номинала.  Что может быть лучше? Я получил три посылки по 10 - 12-ть книг. Все было прекрасно!

         А потом он исчез. Я был очень расстроен. Никакой альтернативы не нашлось.

         В поисках решения, я решил все-таки дать объявление. Все, что требовалось, я  оформил и отправил. Уже в следующем номере его напечатали. И началось стихийное бедствие. В день призодило от 20-ти до 400-от писем!

         В почтовый ящик они не помещались и их просто бросали на пол. Читать их тоже не было сил. Я не знал,.что делать. Часть писем я все же просматривал. Три-четыре я отложил, чтобы обменяться книгами.

         Я рассказал Битову о кошмаре с письмами и он предложил отдавать их ему. Ничего запредельного не виделось. Конечно я не забыл, что  "чужие письма читать нельзя"! Но это не были личные письма.

         Месяца два я отдавал пачки писем Битову. Он нашел среди них одно, интересное мне. Я выменял двух  "Марго" на   "Графа Монте-Кристо". Поток писем не иссяк, но уменьшился до двух-четырех в день.

         С таким количеством я мог справиться и сам. Просматривая одно из писем от жителя Киева, я понял из текста, что это его возмущение моим невыполненным обещанием. Я не понимал, о чем речь. То есть я уже "состоял" с ним в переписке. Блажь! Чушь!

        Напрашивался вывод, что кто-то ведет за моей спиной какие-то дела от моего имени! И этот кто-то - Михаил Битов! Я потребовал объяснений. Он и думал отрицать.

         - Понимаешь, чтобы выпутаться из некрасивой истории, я написал письмо от твоего имени, где пообещал прислать нужную ему книгу.

         - То есть, ты впутал меня в  скандальную историю. Без моего ведома писал письма от моего имени?! Немедленно пиши извинения и объяснения и верни книгу! - потребовал я.

         - С этого момента мы с тобой больше никаких дел не имеем! И имей в виду, если это не единственный случай, мне придется решать вопрос о твоей ответственности! - мне было неприятно все это0  говорить.

         С этого момента события стали развиваться со скоростью лавины. Вечером раздался звонок в дверь. Я услышал мужской голос. Незнакомый. Мама сказала, что это ко мне. В прихожей стоял мужчина лет 32-35-ти.

         - Здравствуйте! Я из редакции Республиканской газеты. Вот мое удостоверение. Мы можем минут двадцать поговорить вдвоем? - спросил корреспондент.   
         - Конечно! Прошу на кухню! Попьем чаю и поговорим. -   я усадил гостя, налил чаю, подвинул вазочку с печеньем.

         - Я не корреспондент. Я следователь городской прокуратуры. На Вас поступила целая серия жалоб  Писали из Киева, Каунаса, Твери. - он сделал паузу и посмотрел на меня.
         - По лицу вижу, Вы догадываетесь о причинах жалоб. - он еще раз глянул на меня.

         - Судя по тому, что я узнал сегодня, жалуются на обманы и мошенничество с моей стороны. И это связано с книгами! - улыбнулся я. Он кивнул и тоже улыбнулся.

         - Сделаем так. Чтобы не тревожить домашних, приезжайте ко мне на работу. Завтра к 18.00. Пропуск я закажу. Подробно поговорим. - он протянул мне визитку, я проводил его.

         - Кто это, такой серьезный? - спросила мама.
         - Корреспондент! Днем ему некогда, вот поймал меня дома. - мама кивнула. Она не поверила. Но, видимо, не ощущала опасности.
        - Потом расскажешь! Сейчас отдыхать! - так закончился вечер.

         Граждане из Киева и Твери написали один в Горком КПСС, другой в редакцию Центральной газеты, а дама! из Каунаса в Прокуратуру Республики. В газете быстро разобрались. Написали в прокуратуру предложение собрать все материалы под их кураторством.

         В 18.00 я позвонил  следователю Курбатову Виталию петровичу. Через пару минут уже вошел в его небольшой кабинет. Он пожал мне руку и усадил напротив себя.

         - Слушай, давай на ты!  "Дело" это раскрыто и, по сути,
 закрыто. "Преступник" найден. Но справедливость еще не восторжествовала. Книги двум товарищам, из Киева и Твери, не вернули. А мадам из Каунаса получит письмо от нас и думаю, не станет жаловаться. - в двух словах растолковал Виталий.

         - Я тоже чувствую себя виноватым. Доверился, а он так использовал доверие. - сказал я.
         - Мужиков он обманул, выслал им макулатуру, даме написал целых три письма.  Мопассан отдыхает! На, глянь! - он протянул мне несколько тетрадных листков.

         Письма были эротического содержания и неплохо написаны. Где-то даже здорово! Но явные "заносы" портили все впечатление. В конце стояла  "моя" подпись. Никакой экспертизы не требовалось.

         - Слушай! Если с нуля копать, то не так уж всё просто! Как тебе удалось так быстро разобраться? - с удивлением спросил я.
         - Да я почти ничего и не делал! Это ребята из газеты все раскопали, проверили и сложили всю картину! Мне отдали готовое досье. Они напишут серию статей в разные газеты и журналы. Получат и славу и гонорары неплохие! - Виталий рассмеялся.

         - Я сочинил объяснительную от твоего имени во все инстанции. Четыре экземпляра! Ознакомься и, если все годится, подписывай! - он подвинул ко мне стопку листов. Я прочел, сухим  языком написанный текст. Подписал.

         - Виталий! А с Мишей что будет? Он набедокурил, но не сажают же за это? - спросил я.
         - Нет, за это не сажают! Здесь другая история! На вот, ознакомься! - протянул он мне лист с текстом.

         Из документа я узнал, что гражданин Битов состоит на учете в городском психоневрологическом диспансере. У него шизофрения в стадии ремиссии. Да! Неожиданно! Стали понятны некоторые его странности.

         - Его положат в клинику? - мне стало жаль тихого, неприметного Михаила.
         - В его личное дело будет записан  "привод в милицию". Это означает, что кадровики могут делать свои орг выводы. Он не опасен, но за ним надо присматривать. - разъяснил следователь.

         - М-да-а! Сурово! Я, по-правде, не знаю, что надо делать… - задумчиво протянул я. Потом спросил:

         - Скажи, а тебе нравятся такие, "простенькие" дела? - спросил я.
         - Только тем, что опыт приобретается  "в человеках разбираться"! - серьезно ответил он.

         Миша работал еще некоторое время, потом уволился. Больше мы не встречались.
 
Для меня эта история стала поучительным  эпизодом. Еще раз подтвердившим, что не надо быть излишне доверчивым.

          А я доверился!! Отчего и попал в нетипичную и необязательную ситуацию. После всех  "книжных" приключений я стал внимательнее в отношениях с людьми.

         Книга - друг человека!  Иногда наши друзья попадают в  "истории с географией"! И мы с ними!


Рецензии