Занимательная Египтология. Часть 62

Каирский музей. Часть 18

Мы находимся в 12 зале на первом этаже Египетского музея в Каире.

Перед нами еще одна интересная статуя не фараона – это статуя Сеннефера и его жены Сенаи. Кстати, и тут мы видим складки на животе мужчины. Статуя высотой 120 сантиметров, была найдена в 1903 году в одном из тайников Карнакского комплекса.
Сеннефер был одним из важнейших людей своей эпохи, времени правления фараона Аменхотепа Второго. Сеннефер служил  управляющим города Фив и отвечал за сбор зерновой подати для храма Амона-Ра.  А его супруга Сенаи была кормилицей царских детей.

Чем же примечательна эта статуя? А тем, что на ней стоят имена создателей. На левой стороне сиденья высечено в камне два имени – Аменмеса и Джеда- Хонсу.
Семейная пара, которая явно любила друг друга,  сидит на одной скамье, они оба в тяжелых, завитых париках. Муж и жена обнимают друг друга за талию.  Кстати, жировые складки на животе, оказывается,   это символ хорошей, богатой жизни и процветания.  На шее Сеннефера красуется золотое ожерелье –  особый знак царской милости за хорошую службу.

Еще мы видим  ожерелье с подвеской в виде двойного сердца.   Египтологи считают, что это символ управляющего городом. То есть мэра.

И что удивительно – Сеннеферу было разрешено поместить свою с женой статую в Карнакский храм.  Это означало, что Сеннефер мог участвовать в жертвоприношении и молиться в самом храме. Такой чести во времена фараонов удостаивались немногие чиновники.

Кроме того, у Сеннефера была великолепная гробница на Западном берегу Нила, она отличается поистине царской росписью.  На потолке гробницы  красуется  виноградная лоза.

Мутнофрет – так звали дочку этой четы. Девочка изображена стоящей между ног родителей. А ее сестра Нефертари высечена на левой стороне сиденья. На одежде родителей выгравированы слова жертвенной молитвы их Ка.  На плече Сеннефера выгравированы два картуша фараона Аменхотепа Второго.

В этом же зале, вверху, на одной из полок стоит интересная деревянная фигурка в наосе. Эту статую замечают далеко не все. Статуя госпожи Ибентины. Фигурка маленькая, высотой около 30 см. Высота наоса в 2 раза больше. Все это  было найдено при раскопках в Дель- эль- Медине в 1933-34 годах.

Оказывается, существует вторая такая же фигурка, ее мужа – Сатнема. Она так же вырезана из дерева сикоморы и сейчас находится в музее в Лувре.

Даже с большого расстояния видно, что женщина очень худенькая, с тонкими чертами лица. В руке у нее не просто нитка. Это настоящее ожерелье из фаянса.  Когда-то давно статуэтка была оштукатурена и раскрашена яркими красками. Но и сейчас она удивляет.

Наос закрывается крышкой. На торцевых сторонах подставки вырезаны слова  жертвенной молитвы к богу Осирису.

 Переводим взгляд на другую статую и понимаем, что это изображение фараона Аменхотапа Второго с жертвенным столиком. Изображенный на статуе фараон приносит жертвы Богам. Рядом со статуей можно прочитать табличку, из которой мы узнаем, что перед нами настоящее чудо!

И это тот самый счастливый случай, когда встретились статуя фараона Тутмоса Третьего и его лицо, которое раньше выставлялось в Метрополитан Музее в Америке.
В 12 зале можно найти статую Тутмоса Третьего, который был Великим воином и его победную стелу, на которой перечислены самые значительные победы этого фараона в поэтической форме в купе с Богом Амон Ра, который называется Тутмоса Третьего своим сыном.

Во времена правления фараона - еретика Эхнатона,  текст с данной стелы был стерт. Но позже восстановлен жрецами Амона Ра. Там же,  в храме Карнака и стояла эта статуя.

Двенадцатый  зал не отпускает. У меня осталось буквально 2-3 минуты, а я все еще бегаю  между экспонатами.
 
К сожалению, у меня не получилось сфотографировать табличку возле кубической статуи, и я сейчас не могу найти по ней информацию. Из куба выглядывают две головы. Голова взрослого человека и голова ребенка.

У меня в голове крутятся два варианта. Я думаю,  что  раз эта статуя стояла вплотную со Святилищем с коровой, значит, скорее всего,  это изображение Тутмоса  Третьего. Может быть, он изображен ребенком?  Как-то я читала про похожую статую. Но там любовник \ архитектор Хатшепсут держал на руках ее дочь. Может быть – это вариант такой именно статуи?

Потому что у большой головы явно нет признаков того, что это голова фараона. А мы уже довольно хорошо умеем различать – перед нами  голова фараона или голова простого человека. 

Очень жаль, что я не умею читать иероглифы. *улыбка*.

А в небольшом каталоге Египетского музея, который мне удалось найти, об этой статуи ни сказано ни слова.

Например, на  двух головах, которые мне очень понравились в 12 зале Египетского музея, но которые я так же не могу опознать, сразу видны царские признаки - священный урей на лбу, царский платок, накладная царская борода.

Выходим из 12 зала и видим небольшого сфинкса в витрине.

Когда-то давно, во времена существования храма Хатшепсут в Дель – эль – Бахри, два небольших гипсовых сфинкса стояли на первом пандусе этого величественного строения. Высота сфинксов  около 60 см.

Метрополитан музей, который проводил раскопки этого храма в 1828-1929 годах,  увез одного сфинкса к себе. В этом музее есть  великолепный  зал, который рассказывает посетителям про царицу Хатшепсут. Но сам сфинкс находится в очень плохом состоянии.

Второй  сфинкс попал в Каир, и им то мы сейчас и любуемся. Наверное,  из-за того, что сфинкс гипсовый,  а гипс очень легко разрушается, экспонат  поместили за стекло.

Чем же привлекает внимание  сфинкс Хатшепсут? Обычно мастера древнего Египта при изготовлении сфинксов помещали на место головы зверя  человеческую голову. Тут же мастер только заменил морду животного человеческим лицом – лицом царицы Хатшепсут.

В конце Двенадцатой династии такие же сфинксы создавались для фараона Амененхета  Второго. И, кажется, Амененхета Третьего.  Обнаружены они были при раскопках в Танисе, и сейчас так же выставляются в Египетском музее.
 
На нашем сфинксе лицо Хатшепсут сильно отличается от привычного нам изображения женщины- фараона. Тут ее лицо обрамлено стилизованной гривой, миндалевидные глаза с сильно изогнутыми бровями,  тонкий нос и маленький, улыбающийся рот.  Лицо царицы Хатшепсут украшает большая накладная борода, в нижней части которой имеется надпись с именем царицы. Нет, там не написано «Хатшепсут». Там написано – Маатка - Ра,  возлюбленная Амона и наделенная Вечной жизнью».

Храм в Дель эль – Бахри возводил зодчий Сененмут, про которого говорят, что он  был любовником Хатшепсут. Достоверно известно, что этот человек еще  и заботился о ее дочери.


Рецензии