Домовая церковь Донской Божьей Матери

                Экскурсионный текст
          «История строительства и реставрации Домовой церкви в честь иконы Донской Божьей Матери».


                Автор – старший научный сотрудник Багаевская Светлана Васильевна.

          В станице Старочеркасской сохранилось много памятников архитектуры, истории и культуры XVIII –XIX веков, отражающих историю донского казачества. Центром этого комплекса является архитектурный ансамбль подворья атаманов Ефремовых. Оно было создано войсковыми атаманами Данилой и его сыном Степаном Ефремовыми в центральной части города Черкасска после пожара 1744 года, уничтожившего большую часть городской застройки.
 
          В 1757 году вспыхивает ещё один мощный пожар, в результате которого большая часть  города Черкасска вновь была уничтожена.  Из рапорта  войскового атамана Данилы  Ефремова в Санкт –Петербург ( ЦГВИА, фонд 107 оп 1 дело 114)  известно, что  в его доме «случился пожар от свечи», который перекинулся на близлежащие дома. В результате сгорела половина домов города, в том числе и «дом войскового атамана по стоящие каменные погреба». После этого пожара  Ефремовы заново отстроили подворье в том же виде,  в котором оно сохранилось до наших дней.

          Украшением атаманского подворья является домовая церковь в честь иконы Донской Божьей Матери. Данила Ефремович Ефремов лично заказал проект здания церкви. По преданию,  за образец он взял церковь, которая стояла на ближних пещерах Киево-Печорской лавры, где атаман был частым гостем, впоследствии он стал ктитором лавры.

          Церковь и рядом с ней колокольня на 8 колоколов была построена уже к 1758 году. Окончательно достроена и освящена она была уже после смерти Данилы Ефремова, последовавшей в 1760 году, наследником войсковым атаманом Степаном Даниловичем Ефремовым. 16 сентября 1761 года церковь с дворцом была освящена. Освящение провел епископ Воронежский и Елецкий Преосвященный Кирилл. Домовая церковь дворян Ефремовых была приписана к Воскресенскому Войсковому собору и числилась его пределом.

          До 1812 года Домовая церковь использовалась только членами семьи Ефремовых, затем она была передана введение Старочеркасского благочинного протоиерея  Иоанна Красовского, был организован приход, который просуществовал до 1837 года. 30 сентября 1837 года был подписан  указ № 6772  из Консистории «О передаче той церкви с имуществом ея, по описям, начальнице монастыря монахине Минодоре, при строительнице онаго Ефремовой  и священно-церковнослужителях.»( Арх. Донск. Духовн. Консистории, дело  хоз. 1837 г. №20, стр 194-197).

          До 1926 года храм Донской иконы Божией матери находился введенье Старочеркасского Ефремовского девичьего монастыря. После закрытия монастыря в 1926 году на территории атаманского подворья  размещается школьная коммуна. Затем, 11 августа 1928 года было принято постановление о закрытии храма ввиду фактического распада группы верующих. Здание церкви было передано фабрике-коммуны №2.

          В советское время здание церкви сильно пострадало. Был разгромлен и разграблен иконостас со всем его убранством.  После войны по приказу правительства Донская церковь, как и многие сохранившиеся памятники, лишилась верхней части «чтобы не выделялась на общем фоне». Были уничтожены восьмерик и завершение храма, верхние ярусы колокольни, угловые колонны, также был срублен декор у сохранившейся части здания.

          Школьная коммуна была преобразована в школу для слабослышащих, а в 60-е гг. ХХ века для умственно отсталых детей. При приспособлении под столовую детского дома были произведены внутренние перестройки в трапезной части церкви. На втором этаже проживал обслуживающий персонал, на первом этаже церкви размещалась кухня и столовая.

          В 1970 году был основан Старочеркасский музей-заповедник. Для реставрации основных памятников архитектуры станицы Старочеркасской было выделено 10 миллионов рублей, в том числе и на архитектурные постройки атаманского подворья. При проведении реставрационных работ в 1977-1990 годы практически был восстановлен экстерьер храма домовой церкви. Были восстановлены заново «восьмерик», купола, тройные колонны и колокольня.  Дальнейшая реставрация здания церкви была заморожена из-за прекращения финансирования.

          В 1994 году был основан Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, которому было передано здание церкви во имя Донской иконы Божией Матери. Монастырской братии понадобилось три года упорного труда, чтобы восстановить внутреннее убранство церкви и возобновить ежедневное богослужение. Работы по восстановлению здания храма и внутреннего убранства продолжаются по сей день.
 
          Домовая церковь выстроена из большемерного кирпича (29 х 14 х 7,5 см.) и представляет собой осевую композицию, состоящую из основного объема храма, апсиды и расширенной трапезной, включающей колокольню. В постройке храма принята великолепная композиция «восьмерик на четверике». Такой прием впервые был принят на Дону в постройке каменных храмов Черкасска XVIII в. По фасаду церковь украшена тройчатыми колоннами, а завершена высоким восьмигранным сводом со световым барабаном с луковичной главкой.

          Впоследствии здание церкви несколько раз перестраивалось. Сначала был пристроен придел Николая Чудотворца в 1816году, а потом еще придел в честь Даниила Столпника. И теперь трапезная представляла собой широкое просторное помещение, перекрытое системой крестовых сомкнутых и коробовых сводов. Сведения о капитальных ремонтах церкви практически отсутствуют. В формулярных ведомостях Аксайского благочиния за 1833 года упоминается: «…здание каменное с таковой ж колокольнею в 1831 году обновлена и кресты вызолочены, покрашена зеленой из медянки краской».

          В 1837 году Ефремовская домовая церковь была передана Старочеркасскому женскому монастырю. В связи с этим в 1838 году здание храма было обновлено. Это обновление касалось лишь внешнего вида церкви: стены были побелены и покрашена крыша.

          В 1841 году была  перестроена трапезная, в которой имелся придел во имя святителя Николая. Производителем работ стал мещанин города Козлова Тамбовской губернии Иван Кондратьевич Попов. После перестройки трапезной на левой её стороне был создан новый алтарь во имя преподобного Данила Столпника, по заказу устроительницы монастыря Авдотьи Ефремовой в память мужа Данилы Степановича Ефремова. 

          Липовый иконостас для этого придела изготовил казак Средней Новочеркасской станицы И.М. Саривацков. Иконостас обошёлся А. Ефремовой в 1657 рублей серебром,  также резчикам представлялись мука и другие продукты. При церкви находилась каменная колокольня, которая первоначально была построена отдельно и лишь в 1843 году соединена с самой церковью. На свои личные  средства Авдотья Акимовна Ефремова отлила для колокольни домовой церкви большой колокол весом 167 пудов, 10фунтов, с соответствующей надписью.
 
          В 60-е годы XIX века трапезная вновь перестроена были расширены и разрушены части стены первоначального объема. По-видимому, в это же время была срублена часть декора нижних оконных наличников четверика, устроены дополнительные притворы боковых порталов храма, изменена форма глав.

          В последние годы XIX века здание храма Донской иконы божией Матери обновили снаружи и внутри, при этом украсив стены живописью. Все расходы по ремонту полностью оплатил благотворитель монастыря И.А. Колесников. Иван Андреевич родился в Старочеркасске, его отец был управляющий имением Евдокии Ефремовой. Мать Колесникова рано умерла, и он воспитывался при женском монастыре. Колесникова считали богатым человеком, поскольку он работал управляющим у Саввы Морозова.

          Внутри храма был красивейший четырёхъярусный серебряный иконостас с голубыми капителями и иконами старинного греческого письма  в высоту 4,6 м  в ширину 3.6 метров. К 1839 году количество икон возросло до «66 образов». Все иконы были украшены золотыми и серебряными окладами.  По преданию серебряные паникадила были выполнены из чаш и братин, которыми войсковой атаман Данила Ефремов угощал калмыцких тайшей.

          Имелись серебряные царские врата. В середине царских врат была вставлена икона Благовещение Пресвятой Богородицы, а по краям изображение 4 евангелистов. Поверх царских врат в полуарке, украшенной звёздами, находился образ Спасителя в сюжете «Моление о чаше». В алтаре стоял 8-ми пудовый серебряный ящик престола. Супружеская чета Ефремовых Степан Данилович и Меланья Карповна  в 1764 году вложила в Домовую церковь Евангелие со сребропозлащёнными досками весом в два пуда.  В  1801 году Меланья Карповна Ефремова вложила в храм золотой 8-конечный крест с 33 алмазами, 159 яхонтами, весом около 1 килограмма.

          В монастырскую церковь делали пожертвования многие, в том числе монахиня Ефросинья, настоятельница девичьего монастыря. Она передала безвозмездно: серебро — позлащённый сосуд, 6 небольших икон в серебряных ризах, 3 воздуха белого атласа шитые золотом и синелью, ризы золотой парчи и малинового бархата, шитых золотом, золотой стихарь с оплечьями зелёного бархата с изображением Господа Саваофа.

          В 1897 году – в год 25-летия игуменства Иннокентии, «…в святом храме стараниями игуменьи перестроен и украшен иконостас; чугунные полы перемощены на деревянные и всему придан благолепный вид; ризница обогатилась богатою утварью и прекрасными облачениями».

          К началу ХХ века храм Донской Божьей Матери был богат иконами старинного письма, в ризнице хранились дорогие облачения и покрывала. Из описания Григория Левицкого узнаем, что в храме было: золота – 6 фунтов 52 золотника; серебра – 24 пуда 28 золотников; бриллиантов – 553 штуки; алмазов – 409 штук; яхонтов – 1038 штук; изумрудов -581 штук. 

          С приходом смутного времени в ноябре 1919 года храм в честь иконы Донской божией матери был ограблен неизвестными. Из рапорта начальника стражи 7-го участка Старочеркасской станицы Медведева узнаем, что с двух главных икон Донской Божьей Матери и Азарянской Божьей Матери были сняты драгоценные камни, бриллианты, алмазы и жемчуг неизвестно на какую сумму. Из акта осмотра места преступления узнаем, что икона Донской Божьей Матери была в киоте за стеклом и находилась по правую сторону при входе в алтарь, над которой висело три лампады. Икона Азарянской Божьей Матери находилась на правой стороне храма, где всегда молилась игуменья Ангелина. (ГАРО Ф 226 оп 22 Д 168 св.3 л5)   

          В декабре 1919 года конница Будённого появилась на Донской земле. Атаману Богаевскому не удалось сдержать натиск Красной армии, поэтому он объявил эвакуацию правительственных, учебных и административных учреждений, а также реликвий Дона. В Старочеркасск был выделен специальный отряд белоказаков во главе с супругой атамана, урождённой графиней Келлер. Этот отряд вывез большую часть ценностей из Воскресенского собора, Петропавловской, Донской и Преображенской церквей.

          В газете «Советский юг» было опубликовано много сообщений о ходе изъятия церковных ценностей  в Старочеркасске. В частности в этой газете за май 1922 года сообщается, что белоказаки не успели вывезти восьмипудовый серебряный литой ящик престола и серебряное паникадило из домовой церкви Ефремовых.

          Спустя почти семь десятилетий после закрытия Ефремовского монастыря, в станице Старочеркасской вновь была возрождена монашеская жизнь. В марте 1994 года в Главном управлении Юстиции Ростовской области был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ему, как преемнику было передано здание церкви Донской Божией Матери. В первую очередь братия взялась за восстановление храма. Были вставлены окна и двери, произведено оштукатуривание и побелка стен, восстановлен алтарь, на колокольне появились колокола.

          В Донском храме был установлен шестиярусный иконостас, иконы для которого написаны в древнерусском стиле. Иконостас очень яркий, праздничный, золотистый, торжественный, привлекающий внимание к центральным образам – Святой Троицы, Богородицы и Спасителя. Все остальные иконы – значительно меньших размеров, но узнаваемы.

          Композиционно иконостас можно разделить на левую и правую стороны. Вершит иконостас распятие Иисуса Христа. Под распятием расположен праотеческий ряд с семью иконами. Праотцы изображены в полный рост в характерных для своего времени одеждах. Праотеческий ряд знакомит с ветхозаветными праотцами, составляющих родословную Иисуса Христа по плоти.
 
          Центральная икона этого ряда называется «Святая Троица». Эта икона выполнена в Рублёвском стиле в вертикальном формате. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Ангелы изображены на фоне палат  Авраама,  дуба Маврикийского и горы Мориа. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении  ангелов.  Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы
 
          В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама». Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников - ангелов. Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем, два ангела отправились на уничтожение Содома — города, прогневившего Бога многочисленными грехами его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.

          В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей стала точка зрения, согласно которой явление Аврааму трёх ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы. Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви.  Лицезрение Святой Троицы  — заветная цель монашеской аскезы, как благодать от непосредственного Богообщения.

          Ниже Праотеческого ряда иконостаса  помещён ряд Пророческого чина состоящего из 9 икон. На нем изображены поясные ветхозаветные пророки, которые предсказывали  пришествие Мессии от Богоотроковицы – Девы Марии. Все пророки изображены,  стоя  со свитками и в разных позах, говорящих об особенностях их пророчеств. Они не обращены ликами к Богородице, каждый говорит для всех, что так будет: Мессия явится не в славе, а в образе раба и зачнет Его Дева-отроковица.
 
          Центральная икона в этом ряду – самая распространенная в России икона - «Знамение»  или иногда её называют «Воплощение слова». На иконе Богомладенец изображен на груди Девы Марии в медальоне, а сама она молится с воздетыми руками о милости к людям. Вокруг нее шестикрылые серафимы, а Она – Честнейшая херувим, удостоенная чести выше херувимов.

          Величина фигур следующего - деисусного - чина подчеркивает его ведущее место в иконостасе.  Центральная икона этого ряда – «Спас в силах». Здесь Господь изображен в своей славе – мандорле с небесными силами, вписанной в красный четырехугольный квадрат. Спас, как судья на Страшном суде, взвешивает грехи людей.

          Рядом с ним стоят, молясь за грешников, Богородица - первая молитвенница за людей, первая святая  Нового Завета и Иоанн Креститель - последний представитель Ветхозаветной Церкви. Далее следуют архангелы: Гавриил за иконой  Крестителя и Михаил за иконой  Богородицы. Фигуры деисусного ряда выполнены в полный рост, что делает его больше других, центральная фигура Иисуса Христа – большая, яркая, светлая, выполненная в цветах Царства Небесного: синем, белом, золотом и красном.

          Четвертый ряд – праздничный, повествующий об основных событиях земной жизни Богородицы и Иисуса Христа. В этом ряду может быть разное количество икон. В иконостасе домовой церкви праздничный чин состоит из 13 икон. Слева ряд начинается изображением, как и положено, первого праздника церковного года Рождества Богородицы. Далее идет икона праздника Введения Богородицы во храм, за ней - икона Благовещения, на которой изображен архангел Гавриил, извещающий Богородицу о Благой вести - Зачатии от Духа Святого. Три Богородичных иконы сменяются иконами событий, связанных с жизнью Господа: Рождества, Сретения, Крещения, Преображения и Входа Господня в Иерусалим. Далее следует икона «Вознесение», которой заканчивается период домостроительства Иисуса Христа. Икона Сошествие Святого Духа (Пятидесятница) открывает период домостроительства Духа Святого, а иконы «Успение» и «Крестовоздвижение» завершают праздничный ряд.

          В каждом храме существует своя богословская программа. Например, ниже праздничного по канону должен идти ряд местного чина. Здесь же представлен ещё один ряд, состоящий из 20 икон малого формата, на которых можно проследить историю Страстей Христовых.

          Самый нижний ярус называется «местным»,  здесь помещаются иконы почитаемые в местности, где находиться  храм. В домовой церкви в этом ряду помещены одни царские врата,  дьяконские и пономарские входы. Справа и слева от царских врат  расположены иконы Спасителя и Богородицы соответственно. В верхней части царских врат помещён сюжет Благовещения, ниже представлены образы четверых евангелистов.  Над вратами резное изображение солнца и больших букв «Х» и «В».
 
          По правую руку от молящихся прихожан  находится южная дверь, на которой изображён архидиакон Стефан, а по левую руку - северная дверь, на которой изображён архидиакон Лаврентий. В правом углу местного ряда помещена главная икона храма - Донская Божия Матерь.

          В 1995 году казаки станицы Гниловской города Ростова-на-Дону подарили монастырю большую икону Донской Божией Матери, которая в храме заняла почетное место. В настоящее время ни один крестный ход братии не обходится без неё.  В 1998 году один из молитвенников о возрождающейся обители схиархимандрит Свято-Успенского монастыря Донецкой епархии Зосима подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами мощей святых. В нем находятся частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, равноапостольной Марии Магдалины, мученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других.

          Незадолго до своей кончины в 2002 году батюшка Зосима благословил монастырю еще одну великую святыню: большой мощевик, в котором более 90 частиц мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. В мощевике есть частица Голгофского камня. Обитель хранит иконы с частичками мощей покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, святого князя Александра Невского, мученика Трифона, святителя Николая Чудотворца.

          Сравнительно недавно в Старочеркасском мужском монастыре появилась икона почитаемого в России святого Луки Крымского с частичками мощей, а в 2014 году в Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь была привезена икона святой Людмилы, княгини Чешской, с частицей её честных мощей. Написание и оформление образа святой Людмилы, княгини Чешской, стало возможным благодаря совместным усилиям и стараниям братии монастыря и посильным пожертвованиям православных верующих.

          Икону написал мастер-иконописец из города Ростова-на-Дону А.Д. Лысак. Для подтверждения подлинности частицы мощей святой угодницы, которые находятся в иконе, на её обратной стороне с помощью современных лазерных технологий была нанесена грамота архиепископа Георгия (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), подтверждающая передачу частицы честных мощей и их происхождение из Праги.

          В 2015 году, в праздник Святой Троицы, в Свято-Донскую обитель была торжественно принесена еще одна икона Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца XVIII века, восстановленная трудами братии монастыря. Оклад XVIII века отреставрирован чеканкой по меди с посеребрением. К этой иконе благотворителем обители был подарен мощевик в форме архиерейской панагии, изготовленный донским ювелирным мастером. Частица мощей была привезена из Венеции благодаря усилиям меценатов Донской митрополии и вмонтирована в панагию.


          Домовая церковь в честь иконы Донской Божьей Матери  представляет собой яркий образец каменного церковного зодчества ХVIII века на Дону и является важнейшим композиционным элементом атаманского подворья Ефремовых.

          Список исторической литературы необходимой при подготовке экскурсии:

1.Астапенко М П. Останется вечно монументом. Ростов-на-Дону. 1984 г.

2.Астапенко Е М.  Старочеркасск — легенда Дона. Ростов-Дон. 2009 г

3.Богаевский Л В.  Старочеркасский собор. 1719-1919 гг (Краткий исторический очерк). Новочеркасск. 1919 г.

4.Богатый колодезь.  Исторический краеведческий альмонах. Ростов-Дон. 1991 г.

5.Демешина Е И, Хмелевский К А. История Донского края. Ростов-на-Дону. 1983 г.

6.Егоров — Хопёрский В И. Сокровища Старого города. Ростиздат. 1969 г.

7.Кулишов В И. В низовьях Дона. Москва. 1987 г.

8.Калмыков М. Черкасск и Войско Донское в 1802 году по описанию де-Романо. Новочеркасск 1896 г.

9.Кириллов А. Краткие сведения о состоянии народного просвещения на Дону за 18 век. Донские епархиальные ведомости.  №27-28  за 1912 г

10.Кириллов А. Старочеркасский Ефремовский женский монастырь. Исторический очерк монастыря с предварительными сведениями о Старочеркасске и роде Ефремовых. Новочеркасск. 1897 г.

11.Лаврский Н. Черкасск и его старина. Москва. 1917 г.

12.Левитский Г. Старочеркасск и его достопримечательности. Новочеркасск. 1906 г.

13.Пронштейн А П. История Дона. Ростов-на-Дону. 1973 г

14.Подъяпольская Е П. Восстание К Булавина. Москва 1962 г.

15.Пантелиймон. Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ростов-Дон. 2003 г.

16.Савельев Е П. История казачества. Том 3.  Ростов-на-Дону. Репринтное издание. 1990 г.


Рецензии