Набросок плана работы о современном государстве
[Маленькое пояснение от 12 августа 2019 г.
С декабря 1990 г. по декабрь 1993 г. я учился в докторантуре кафедры политологии СПбГУ(Санкт-Петербург). Данная монография писалась в 1992-1993 гг. За 26 лет, прошедших с тех пор, было опубликовано в России и в мире огромное количество литературы по марксизму в целом, и политической теории марксизма в частности. Но полагаю, основные оценки и выводы данного параграфа сохраняют актуальность и поныне. В скобках в основном тексте даются ссылки к примечаниям, которые опубликованы ниже основного текста].
К.Маркс на исходе 1844 г. набросал план работы о современном государстве, а точнее, о политике как сфере общества.
Документ заслуживает самого пристального внимания и нуждается в анализе в контексте формирующейся концепции демократии К.Маркса и Ф.Энгельса и под углом зрения того, насколько этот план был реализован в научной работе.
Кроме того, именно данный документ очерчивает круг проблем, над разрешением которых билась мысль К.Маркса. Основные пункты наброска совладают с пунктами предметных указателей, составленных Марксом еще летом 1843 г. к его "Крейцнахским тетрадям" по всемирной истории, в том числе по истории французской революции конца XVIII в.(117).
Учитывая важность и сжатость текста, приведем его полностью:
<<1) История происхождения государства или французская революция.
Самопревознесение политической сферы - смешение с античным государством. Отношение революционеров к гражданскому обществу. Удвоение всех элементов на гражданские и государственные.
2)Провозглашение прав человека и конституция государства. Индивидуальная свобода и публичная власть. Свобода, равенство и единство. Суверенитет народа,
3)Государство и гражданское общество.
4)Представительное государство и хартия. Конституционное представительное государство, демократическое представительное государство.
5)Разделение властей. Законодательная и исполнительная власть.
6)Законодательная власть и законодательные палаты. Политические клубы.
7)Исполнительная власть. Централизация и иерархия. Централизация и политическая цивилизация. Федеративная система и индустриализм. Государственное управление и коммунальное управление.
8’) Судебная власть и право.
8" Национальность и народ.
9’ Политические партии.
9") Избирательное право, борьба за "уничтожение ... государства и гражданского общества">>(118).
Прежде всего бросается в глаза то, что план включает в себя и идеи, которые К.Маркс не разделял и собирался критиковать, и взгляды его самого.
Мы не собираемся подвергать этот план скрупулезному анализу в контексте непосредственно предшествующих ему и последующих сочинений основоположников научного социализма. В данный момент нас интересует проблематика, которую К.Маркс счел необходимым выделить для исследования. Попытаемся реконструировать собственные политические идеи К.Маркса и сформулировать некоторые выводы, вытекающие из них.
Первая из поставленных К.Марксом проблем - связь, отношение между характером революции и характером государства, а если шире - политического строя, установившегося после нее.
Отсюда непосредственно вытекает следующая, взаимосвязанная с первой - диалектика гражданского общества и государства (проблема отчуждения, дуализма и их упразднение).
Далее видно, что К.Маркс предполагал исследовать ряд принципов демократии:
а)основополагающий, выражающий сущность демократии - суверенитет народа;
б)как проявление этого принципа- конституционное представительное государство. Но такая государственная форма недостаточна для выражения суверенитета народа. Думается, .именно поэтому в пункте 4 рядоположение: "Представительное государство и хартия". Лишь тогда представительное государство становится поистине демократическим, когда введено всеобщее избирательное право;
в)другой, не менее важный для демократического государства принцип - предоставление гражданину индивидуальной свободы в его взаимоотношении с публичной властью. Можно констатировать: лишь тот народ и тогда становится подлинно суверенным, когда он состоит из индивидуально свободных и равноправных как по отношению друг к другу, так и по отношению к публичной власти граждан. Гарантом индивидуальной свобода, защитой ее от произвола публичной власти является конституционное закрепление системы прав человека.
Известно, что отношение К.Маркса к правам человека было противоречивым, что будет исследовано дальше. Здесь важно обратить внимание на запись проблемы в пункте 2: "Свобода, равенство и единство". Думается, что в этом пункте К.Маркс предполагал подвергнуть критике политические и гражданские права из-за их недостаточности, ограниченности в условиях расколотого на антагонистические классы буржуазного общества.
Возможно, он задавался вопросом: какова судьба прав человека в бесклассовом, а значит, и неполитическом обществе? Для нас же сейчас эта мысль К.Маркса имеет еще один смысл: проблема достижения единства, согласия, консенсуса граждан в условиях политической свободы и равенства;
г)принцип разделения законодательной и исполнительной властей; судебная власть и право.
К.Маркс намеревался последовательно рассмотреть законодательную, исполнительную и судебную власти.
В анализе законодательной власти предусматривалось очертить ее роль в зависимости от статуса законодательных палат.
В центре исследования исполнительной власти К.Маркс предполагал поставить проблему форм централизации и их зависимости от политической цивилизованности (иерархия противопоставляются цивилизованности). В связи с централизацией ставится вопрос и о соотношении государственного и коммунального управления, централизации и децентрализации, централизации и автономии. И, наконец, федеративная система в ее соотношении с индустриализмом.
К.Маркс размышлял о роли и месте политических партий.
Такова основная (но не вся) проблематика концепции демократии К.Маркса. К примеру, в последнем пункте <<9">>, по нашему мнению, имплицитно содержится предположение о принципиальной возможности для пролетариата завоевать власть, начать революцию, используя формально-демократические институты - всеобщее избирательное право.
Действительно, в пункте <<I>> ставится вопрос об отношении революционеров к гражданскому обществу. Речь здесь однозначно идет об упразднении буржуазного гражданского общества. В пункте <<4>> превращение представительного государства в истинно демократическое ставится в зависимость от реализации положений Хартии, основным пунктом которой, как известно, было установление всеобщего избирательного права.
И, наконец, в пункте <<9">> обозначается взаимосвязь между избирательным правом и борьбой за уничтожение дуализма - государства и гражданского общества, - существующего в буржуазном обществе.
Мы не обсуждаем сейчас вопрос об истинности или ложности идеи К.Маркса - необходимость ликвидации дуализма в принципе, а не только тот или иной тип дуализма. Для нас важна другая его мысль: принципиальная возможность использовать всеобщее избирательное право (и другие формально-демократические политические институты) для революционного преобразования.
Как и многие другие тексты классиков, "Набросок плана работы о современном государстве" также неточно, искаженно интерпретируется, и прежде всего момент, связанный с политической демократией.(А вообще-то ему уделено незаслуженно мало внимания).
Так, в фундаментальном коллективном исследовании "Маркс-историк" сопоставляется "Набросок плана работе о современном государстве” с основными пунктами предметных указателей к "Крейцнахским тетрадям" и с основной проблематикой исторических занятий К.Маркса в 1843 г.
"Но в этом наброске, - отмечается далее в упомянутом сочинении, - есть пункт, которого еще не было в указателях,но к которому неизбежно подводил весь ход занятий Маркса... "борьба за устранение государства и гражданского общества , т.е. борьба за ликвидацию эксплуататорского, антинародного государства и всей системы социально-экономических отношений, которую оно увенчивает. Другими словами, речь вдет о социалистической революции” (119).
Как легко убедиться, произведено микрохирургическое вмешательство в пункт <<9">>: опущен при цитировании ключевой термин "избирательное право",и тем самым изменяется смысл всего пункта - устраняется указание на принципиальную возможность формально-демократического пути социалистической революции.
ПРИМЕЧАНИЕ
117. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. С.477.
118.Там же. С.227.
119.Маркс - историк / Ред.кол.: Желубовская Э.А. и др. М.: Наука, 1968. C.I06.
Свидетельство о публикации №219081201382