Несколько заметок по концовке книги Неемии

Дочитал книгу Неемии, оставлю здесь несколько заметок о том, на что обратил внимание сейчас. Все знают Неемию как восстановителя стен Иерусалима, но книга заканчивается его сообщением о восстановлении служения и поклонения Богу, об очищении "от всего чужеземного" и восстановлении "службы священников и левитов, каждого в деле его". Стены Иерусалима и храма – это святое, но вся суть в том, что в этих стенах будет происходить и какими людьми будет совершаться поклонение Богу.

Судя по тому, что в последней главе а) не упоминается поддержка каких-либо сотрудников и единомышленников и б) подчеркнуто, что к кладовым (13:13) и воротам города (13:19-22) надо было приставлять стражников, а также с учетом того, что в) через некоторое время после реформ Ездры их надо было фактически повторять, принятые Неемией меры по очищению энтузиазмом встречены не были.

Тем знаменательнее, что книга начинается с молитвы и заканчивается ей. Это один из уроков Неемии и для современных руководителей в церкви – начинать, сопровождать и завершать дело Божье молитвой к Богу. А пишу эту заметку я вот почему – мне показалась интересной последовательность четырех молитв Неемии о самом себе (в книге вообще приведено больше молитв Неемии, я собрал те из них, где встречается слово "помяни", они образуют тематический цикл):

- "Помяни, Боже мой, во благо мне все, что я сделал для народа сего!" (5:19)
- "Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!" (13:14)
- "И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!" (13:22)
- "Помяни меня, Боже мой, во благо мне!" (13:31)

Без серьезного погружения в книгу могу пока сделать два замечания по поводу этого перечня.

1) Неемия сдвигает фокус своей молитвы, уточняет, что именно он просит у Бога, чтобы Тот вспомнил: акцент смещается с дел Неемии на самого Неемию. Здесь можно было бы усмотреть новозаветный мотив спасения не по делам, но думаю, дело не в этом, я склоняюсь к второй трактовке, согласующейся с контекстом концовки книги.

2) Сначала Неемия видит, что его указания выполняются и ситуация выправляется, он радуется этому и в молитве говорит об этом Богу. Но потом он замечает, что народ (особенно "знатнейшие") не поддерживает его резкие, непопулярные меры, и догадывается, что после его ухода ситуация быстро откатится на прежние рубежи, а затем и ухудшится, как уже случилось после реформ Ездры, поэтому в молитве он уже не просит, чтобы Бог вспоминал его дела (так как это вещь недолговечная, скоро нечего будет вспоминать), но просит, чтобы Бог помнил его самого.

Неемия трезво оценивал ситуацию. Грустное окончание пробуждения – все обещания, данные народом в 10-й главе, нарушены в 13-й главе. У Неемии была власть, чтобы добиться послушания, однако он мог привести народ только к (внешне) святым поступкам, но не к святым мыслям и мотивам. Это еще одно послание книги современным руководителям: если ваши проекты, дела и служения терпят крах или вы видите признаки зарождения этого краха, пусть это не станет причиной для уныния – Бог принимает ("поминает") нас не на основании нашей успешности, но благодаря Своей милости. "Помяни меня, Боже мой, во благо мне!" – в конечном счете, важно будет не то, что ты сделал, а то, кто ты есть внутри. Хотя, конечно же, то, кто мы есть, побуждает нас к определенным действиям, и если этих действий / дел нет, то возникает вопрос о том, кто мы есть.

Если бы книга закончилась на стихе 12:43 ("И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость"), как было бы красиво, но автор честен, и мы видим зарождение упадка. В этом еще один урок книги Неемии: историческая честность. Когда я слушаю историков, один из важнейших пробных камней для меня – те части их выступлений, где они говорят о своем движении, и если они только превозносят свою конфессию, закрывая глаза на ошибки и пороки и не анализируя их, мне становится неинтересно слушать их и в тех частях, где они говорят о других течениях (заведомо можно спрогнозировать, что по закону маятника других они будут преимущественно ругать, если себя преимущественно хвалят).

12.08.2019


Рецензии