Пожар

   Перегрев интернета уровня «зашквар» в связи с лесными пожарами в Сибири напомнил одну историю, приключившуюся лично со мной. Сейчас расскажу, как же я раньше-то забыл…
   Сижу себе как-то уже лет пятнадцать назад, если не больше, на диванчике, сериал детективный смотрю. Ну, была во мне такая слабинка. Куда делась – спросите у сериалов. Живу во второй квартире типового двухквартирного дома постройки конца двадцатых – начала тридцатых годов прошлого века, у нас их «финскими» почему-то называют, ну и бог с ним. Наша вторая квартира получается ниже по улице. Хотя это как раз в данном случае абсолютно не важно, ибо не о потопе речь будет.
   В первой квартире на то время осталась жить только старушка тётя Нина, почти ровесница моей мамы, чуть старше. Муж её и старший сын умерли, младший с семьёй жил тоже в Донецке, но далеко. У них там в паре метров от дома, наискосок от входа, какая-то эпилированная груша возвышалась, а ещё дальше в паре метров – деревянный сарай, когда-то давно, во времена нашего детства, бывший летней кухней, а тогда заваленный по маковку разным хламом, в том числе пустыми канистрами из-под бензина, газовым баллончиком без газа, кучей б/у автомобильных запчастей, которые у пожизненного водителя дяди Коли рука не поднималась выбрасывать, ну и просто бытовым: стулья, столы, какие-то оклунки…
   Между нашими дворами десятилетиями, бывало, и забора не стояло, а на тот момент – не помню, кажется – сетка рабица была натянута. В любом случае калитка всегда была, когда был забор. В моём дворе, буквально в метре от калитки к ним, из-под земли выходит газовая труба где-то дюйма два диаметром, по-моему, под крышей раздваивается в разные стороны: нам и им.
   И вот сижу, смотрю сериал, если вы ещё не забыли, а то я сам чуть не забыл. Вдруг звонок в дверь. Да такой настойчивый, что пришлось оторваться от дивана. Телевизор-то на паузу не поставишь, что-то в детективе пропустишь, считай, остаток - коту под хвост. Бегу, по дороге везде свет включаю, чтобы снова в лутку пальцами ног не встрять – опыт подсказывал, что она крепче пальцев и ломаются именно они. А за дверью увидали, что свет включается, начали тарабанить в неё и орать:
  - Пожар! Пожар! Хрена вы сидите, так сгорите нахрен!
   Голос женский, панический. Настраивает сходу. Открываю дверь, выскакиваю:
  - Где горит, что горит?!
  - Там, у соседей!!!
  - Поворачиваю голову влево – и вправду горят. Что именно воспламенилось, не видать, но небо над крышей красное-прекрасное, всё в сполохах. А возле их калитки, в десяти метрах от дома, народ ответственный кучкуется. Все волнуются, переговариваются в пол-визга, суетятся, но по месту. Залетаю обратно в дом, хватаю газовый ключ – перекрыть общий вентиль на газовой трубе – думал, дом горит, не иначе.
   А я же опытный пожарный: и гореть на заводе приходилось, правда, не смертельно – только каска на голове расплавилась, да и то не вся, и тушить в шахте, аж два раза, но в первый все огнетушители по нашим штреку и уклону оказались нерабочими, поэтому метан обиделся и сам в конце концов погас, а во второй тушили горноспасатели, а мы чисто символически при них состояли: подай-принеси и не болтайся под ногами, когда профи работают.
   Ринулся к трубе, а вентиль старый, конусный, надо сначала с одной стороны гайку чуть ослабить, потом молотком чуть выбить конус в сторону большего диаметра, потом конус провернуть и гайку назад прикрутить. Ничего у меня не вышло. То ли из-за спешки, то ли много раз крашеная гайка требовала титанических усилий, то ли из-за волнения ответственного народа, который меня уже посылал, правда, пока недалеко, за мою нерасторопность:
  - Что ты там копаешься, едрит-переедрит, беги бабушку спасать!
   Бросаю ключ, бегу. На бегу забываю отключить им хотя бы электричество. Гляжу: дом не горит. Горят летняя кухня и та эпилированная груша. Но последняя – как-то неуверенно, пока с одной стороны - сарайной. Забегаю в дом. Бабуля сидит в кресле на веранде, руками намертво вцепилась в подлокотники и мантрит:
  - Лёшенька, Лёшенька, Лёшенька…
   Лёшенька – это её младший сын, мой ровесник, на полгода моложе, живущий километрах в пятнадцати от места событий.
  - Тёть Нин, Лёшенька чёрт знает где, что с ним случится? Сейчас позвоню ему, пусть приезжает, а пока – давайте я вас к нам отведу.
   Тетя Нина ни в какую. Вместе с креслом в ней килограммов под девяносто. И неудобно. Даже не подниму, не то, что отнести эту спайку к нам. Да и в двери не пройдём. А на улице возле их калитки толпа уже беснуется:
  - Что ты там возишься, едрит-переедрит?!!! Тащи шланг, поливай.
   Толпе хорошо орать, она же не в курсе, что напор в колонке у соседей слабый, дай бог, чтобы вода вообще из шланга полилась, мой шланг весь дырявый от старости и покоится где-то в хламе на втором этаже строящегося на нашем плане дома племяша, в котором пока ещё нет света… А бабуля по-прежнему ни в какую. Думаю: «Да что с ней случится, на веранде-то? Если, конечно, огонь погасим…» Выскакиваю – лететь за шлангом. А народ в экстазе:
  - Какого чёрта ты там застрял?! Пожарных давай вызывай!
   Ценная мысль. Только я телефон с собой не прихватил. Стационарный. Потому что мобильного у меня не было, припоминается. Значит, выходит, больше пятнадцати лет назад… Не суть. А другой кто-то орёт:
  - Юра уже вызвал! Как только увидал, что здесь горит. Пусть шланг тащит!
   А третий:
  - Федя за шлангом побежал уже!
   Допустим, не Федя, а тоже Юра, только другой, как оказалось: у него он был на видном месте и в двадцати шагах от пожара. Юра охрип мною руководить и побежал за ним. Только собрались шланг на гусак колонки натягивать – приезжают пожарные. Две машины. Выскочили и главный тоже ко мне (что со мной не так? Почему я, как Путин, за всё ответственный вечно?): бензин, газ, электричество в сарае есть?
  - Да чёрт его знает! Я не хозяин. Могу электричество отключить. Остальное само рванёт, если оно там есть, чего беспокоиться?
   Последнее предложение фразы я только что придумал. Потому и жив по сей день, думаю.
  - Беги отключай!
   Блин, пацан, мне в сыновья годится, а раскомандовался. Ладно, подумалось, он нынче банкует, сбегал, отключил (пяток метров). Возвращаюсь к пожарным: вдруг ещё какая помощь нужна? Или там консультация… Они уже шланги размотали, сигнализируют, чтобы давление подавали. А те и подали. А шланги, гадство такое, все в дырочках. Миг – и я весь как тридцать три богатыря мокрый. Только один.
 Вот так я был пожарным. Ещё пару раз в раннем младшеклассном детстве, когда из-за керогаза наша веранда загоралась, но оба раза моё участие ограничивалось тем, что именно мне посчастливилось начало пожара обнаружить.

P.S. Пустые канистры уже так давно были пусты, что в них не осталось паров бензина, газовый пятилитровый баллончик был без газа ещё больше времени, а электропроводка была обрезана и висела соплёй на груше – впопыхах никто этого не заметил. Пока не потушили. Так что обошлось без взрывов, все остались целы. Но если бы не толпа ответственных товарищей…


Рецензии