Наточить нож
БЫСТРО НАТОЧИТЬ НОЖ - и не только об этом.
/развёрнутый совет дилетанту/
Intro (музыкальным фоном рекомендуется использовать инструментальную пьесу Deep Purple "April", взятую с CD "Deep Purple" /Third/):
Не скрою, объяснимого любопытства ради, захожу иногда на страницы, забредших ко мне ранее, немногочисленных читателей: в поисках возможного духовного союза, не иначе. И там, помимо рифмованно взыскующих неземных страстей дамочек, или же эпистолярных амбиций великовозрастного эмигранта, тщащегося замкнуть строй мэтров печатного слова (как-то: Алданов, Набоков, Шмелёв, Ходасевич и etc.), отбывших когда-то на чужбину, я обнаружил ссылку «Избранные авторы», озадачившую меня своей почти древнеримской статуарностью. ИЗБРАННЫЕ! - звучит, чего уж там, с претензией, и не малой.
Средь таковых (не помню, на чьей странице), меня привлёк персонаж под именем Анатолий Шишкин. Вот это глыбища, скажу я вам, вот где матёрый человечище: 200 тыс. читателей! Слушайте, к нему даже чайки, судя по фото, на руки садятся! А я жил в Приморье и знаю - обыкновенным людям эти пернатые твари горазды только с лёту на головы срать.
Что же до, собственно, самой литературы, то тут впечатление двоякое. Малая часть - это весьма средние (на мой вкус) рассказы; хотя «Ворон» довольно недурён. А вот остальное, проходящее в графе «естествознание» - нечто вроде самиздатовской версии приснопамятного журнала «Техника - молодёжи» (выходившего в СССР немыслимыми ныне, до 2-х млн., тиражами), - с живейшим интересом публики к частым экзерсисам в область малопригодных в обычной жизни навыков: от плетения разномастных узлов и устройства ружейного патрона, до умения свалить 100-летний кедр с помощью котелка и алюминиевой ложки, или пройтись зимой голышом по деревне, не отморозив писюна (2 последних, понятно, моё - утрирую, если кому не ясно) - что выдаёт в соотечественниках пытливость ума необычайную и неутолённую.
Хотя, думаю, эта порода известна и мне, и вам - те самые, грохочущие перфораторами, «рукоблуды», норовящие из тёщиной «двушки» соорудить пентхауз с мансардой, и у которых обязательно «привстаёт» при виде дрелей, отвёрток, шуруповёртов и бокорезов. Таким, как правило, я готов дать 2 совета: земляк, купи частный дом и твори, чего хочешь, а лучше - иди на завод, хрен ли вы все по офисам, у кулеров пасётесь? - и там, гарантирую, за месяц ты насверлишься, напилишься и проч. до тошноты, - чтобы вечером, наплевав на ландшафтный потолок, спокойно отдыхать, читая книжки.
Но, в завершении, примем за аксиому парафраз из Сент-Экзюпери: если кто-то ковыряет бревно самодельным коловоротом, значит, оно ему нужно. И, по мере сил, я также решил внести малу толику в просвещение сограждан касательно заточки ножей, в коих кое-что, да понимаю (см. фото: чистый, без примесный, собственный handmade).
*****
И так, точим нож. О пользе подобных навыков распространяться не стану - любому понятно. Но для их закрепления вам придётся усвоить минимум 3 базовых принципа. И коротко написать об этом не получится.
Сразу оговорюсь - речь пойдёт именно о затачивание. Поэтому приспособление под названием «мусат» рассматривать не стоит. В классическом варианте, это длинный, примерно 250 мм., металлический стержень с рукояткой, чья твёрдость заведомо превышает твёрдость среднего кухонного ножа. И без всяких накаток, рифлений и пр. - только гладкий! У меня - шлифованный стержень из стали Р18, 230 мм. длинной, предельной твёрдости (62 HRC), в технологическом прошлом - сердечник установочного веретена прядильной машины. Но им (мусатом) нож только ПРАВЯТ, возвращая режущую кромку в исходную, перпендикулярную плоскость - и всё, съёма металла при этом не происходит! Поэтому, понимая, что он будет совсем нелишним на кухне, когда вовсю готовятся тазики праздничных салатов и километры нарезок, чтобы периодически поправлять нож, возвращая прежнюю остроту, надобно учесть - такое возможно, если он изначально выточен со знанием дела. «Убитому» ножу мусатом не поможешь.
— 1 —
In primo: угол заточки.
Важнейшая составляющая процесса. По умолчанию, его среднее значение определяют в 20° - на сторону. Чтобы упростить задачу, но надёжно закрепить эту величину в вашем сознании, предлагаю следующее: возьмите разделочную доску и положите на неё нож - так, чтобы рукоятка осталась висеть в воздухе (с края стола, например), не мешая к клинку лечь на доску всей плоскостью, плашмя. Теперь поднимайте с наклоном, оставляя режущую (нижнюю) кромку, прижатой к доске. Можно, конечно, визуализировав угол в 90°, разделить его на 4 части… Но, по факту нужен угол не между клинком и заточной плоскостью, а между его режущей кромкой (далее - РК), поэтому - ну его! Возьмите 2 монеты достоинством в 2 руб., положите друг на друга и засуньте под «обух» ножа (верхняя, не точенная часть клинка) - всё, условно нужный угол получен - зафиксируйте в памяти, а лучше, имейте под рукой оные монетки - для контроля.
— 2 —
In secondo: на чём точить.
Именно так - не «чем», не «об чё» - на чём. Выскажу крамольную рекомендацию - достаточно надфиля с алмазным напылением. Предвижу ироничные ухмылки знатоков - ну, о чём он, ей-богу, какой надфиль - где чистота обработки РК, где выдержанный угол? Поясню: я достаточно искушён в процессе заточки, и знаю, что нужно минимум, 3-4 бруска последовательно уменьшающейся зернистости. И да, есть у меня 2 настоящих «арканзаса», прямоугольный и ромбический (кто понимает, оценит) и доводочная мраморная плитка, на которой мой дед, в 50-е гг. слесарь-инструментальщик, доводил свой инструмент на Курчатовском заводе в Челябинске-40, где делались первые атомные бомбы. Да, и я в курсе относительно смачивающих бруски всевозможных жидкостях: сам как-то, по интернет-совету, отлил у дочери масло Jonson’s Baby, коим её умащали после ванной - жена, помнится, сильно негодовала. Но речь идёт о классическом КПВУ - коэффициенте полезности ваших усилий. И применительно к посредственного качества ножам, всё выше перечисленное - излишние хлопоты. Именно на алмазном надфиле любой дилетант, не выдерживая угла, создаст на РК микроучастки различного наклона, изобразив, тем самым, подобие «серрейторной» (с зубчиками) заточки, своего рода вариант микропилы, - с весьма агрессивным, пусть и недолговечным, резом.
Небольшой, если позволите, экскурс в металловедение: советские стали никогда не отличались высоким качеством - увы. Для авиации и космоса - да, ценою огромного % брака удавалось, но массовое машиностроение получало весьма посредственный по характеристикам металл, сильно уступавший, немецким, японским и американским сталям. Вот почему у нас никогда не было автомобильных двигателей-«миллионников» уровня KENWORTH, TOYOTA или MERCEDES - самое большое, пробег в 300 тыс. Массовые ножи-самоделки времён 70х-80-х-90-х делались из низкоуглеродистой, хромистой стали, не дававшей закалку выше 45-50 единиц по РОКВЕЛЛУ - а для хорошего ножа этого мало. Да и нынешние, ценою до 500 руб., - из импортной 440 В, аналога нашей 40Х13, - далеко не супер. И да, я проходил эти долгие елозинья по точильным брускам, «матёро» закусив сигарету, в такт неторопливой печали Muddy Waters’а и Howlin’ Wolf’а - тогда я ещё курил и открывал для себя ниггерский, посконный блюз. И выточенные ножи беззвучно разваливали, в один проход, х/бэшную тряпку или лист бумаги - только вот сохранялась эта поразительная острота очень недолго.
Объясню: на самом острие, нож имеет наименьшую свою толщину: сотые, доли сотых миллиметра (мкм.). И тут наиболее отчётливо проявляются его прочностные характеристики, а таковыми обладают только высококачественные, а посему дорогие, легированные стали - ведь для кухонного ножа очень важен баланс между износостойкостью РК и общей коррозионной - чтоб не ржавел, а этого достичь весьма непросто. Вот почему, заточив практически идеально, нож из барахлянной, мягкой стали, через пару дней вы убеждаетесь, «что всё напрасно»: РК потихоньку загибается набок (такова физика процесса затупления ножа) и затем обламывается, оставляя полоску-«лыску», блестящую на свету - нож благополучно «сел». И ещё не забывайте о наших жёнах - я, например, долго боролся с искоренением в семье «интеллигентских» понтов с разрезанием мяса на тарелке - в ресторане ладно, но дома! Поверхностная прочность керамики очень высока, и легко убивает любой нож. Сюда же относится и стекло - видывал я виртуоза-сантехника, правившего, прежде чем резать паранитовые прокладки, свой самодельный «складняк» на куске стекла, предварительно потерев оное мокрой, мелкой наждачкой, создав абразивную суспензию - и получалось отлично! Но это, повторяю, изыски.
Именно поэтому, теперь вы понимаете, разделочные доски должны быть только деревянными - никаких пластиковых или, тем паче, стеклянных - иначе острыми вашим ножам не бывать никогда. И последнее - вся та трудоёмкая процедура с кучей брусков, кюветами с водой, тряпочками и проч., справедлива для качественных, но, как следствие, очень дорогих, ножей - к примеру, кованных, когда волей кузнеца и силой его молота, кристаллическая решётка металла утрамбована в неразрывный монолит, - такой и точить одно удовольствие, разок пробовал — и стоять острие будет долго. Но… - его цена у большинства вызовет нервный смех.
Что ж, засунув свою гордость, по совету Марселоса Уолесса из «Криминального чтива», туда, где ей и положено быть, берёмся за алмазный надфиль. В идеале - советский, ГОСТовский, шириною 10мм. - такие мне попадались. Но сейчас мы их не делаем (зато проводим ЧМ и Олимпиады), посему берите китайский - качества отвратного; где-то через месяц начнёт отслаиваться, аки ноготь при авитаминозе. Смочите обязательно надфиль водой - это смягчит прохождение ножа + износ алмазного напыления станет меньше. Лучше, конечно, новый надфиль слегка обо что-нибудь калёное пошигать, сбив неровности и бугорки покрытия, но где такое взять в квартире? Единственное - попилить им сверло, у самого хвостовика, до которого вы вряд ли когда-нибудь доберётесь. Далее - сама заточка. Надфиль берём в левую руку. Движение ножом по надфилю должны быть строго от себя, под заданным, в 20° углом, и другую его сторону - к себе, немного перемещая нож к кончику. Ваша задача - сформировать равносторонний треугольник, вершиной которого и будет острие РК.
— 3 —
In tertio: удержание ножа при затачивании.
Будет не просто, не скрою, - и поможет вам токмо практика.
Держите нож за рукоятку, не «удушая», но и не слабо. Движения строго от себя, ритмичные, сосредоточенные. Да! Обязательно практикуйтесь на самом неприглядном ножике из имеющихся - вы неизбежно соскользнёте с плоскости надфиля (и не раз), основательно поцарапав клинок. Не торопитесь портить хорошие ножи, если они у вас есть - царапины от «алмаза» в домашних условиях вам не вывести. Дойдя до перехода на радиус острого кончика, поднимайте локоть и продолжайте двигать ножом, не отрывая и стараясь не менять угол. Сделайте 2 «прохода». Противоположная сторона дастся гораздо труднее. Двигайте клинок к себе, затем, не отрывая, от себя, следя за углом и не заваливая. И не бойтесь — старый, видавший виды нож испортить трудно, а руку вам ставить надо. Также 2 прохода. Затем, каждой стороной попеременно, нежно проведите по надфилю «вдоль». Сполосните нож и пробуйте. Уверяю, ощущения от резки самостоятельно заточенным ножом незабываемы. Сделав подобную практику нормальной раз в неделю, вы скоро поймёте - работать заточенным ножом, всё равно что заниматься сексом при отменном «стояке» - примерно одно и тоже. И ставьте, ставьте руку в удержании угла!
— 4 —
Способ 2-ой, слегка экзотический.
Он хорош не только для мужчин, но и для почёркнуто гуманитарных барышень, когда очень хочется вбить гвоздь в крышку гроба мужского самолюбия.
Но начну с мужского варианта: вы в гостях у дамы, к коей вы питаете нежные (возможны варианты) чувства. Вы подарили цветы - 5 роз - не по-жлобски, но и по деньгам терпимо. Уже открыли с нежным хлопком шампанское, удачно продемонстрировав тугой бицепс в приподнявшемся рукаве футболки «Lacoste»; рассказали в меру пошлый анекдот - дама смеётся. Но у вас нет твёрдой уверенности - покажет ли она вам любимую тату на нескромном месте? Тогда, маэстро, ваш выход! Вносите торт; кстати, на перспективу, - коль вам всё же дадут, всегда советую брать кремовый - его излишки так пикантно используются в постели! Попросите нож: если дама одинока, он заведомо тупой, и вы, разглядывая, с грустью покачаете головой. Дама предсказуемо всколыхнётся, сетуя на отсутствие в доме мужской руки; выдержите многозначительную паузу, покреплённую выразительным взглядом: мол, я-то здесь! Не переборщите со взглядом! Узнайте, есть ли точильный брусок - но откуда он у неё? Понимающе улыбнувшись, испросите разрешения воспользоваться чашкой, пиалой-косушкой, кружкой - главное, чтобы была фарфоровая. Успокойте, заверив, что посуде ничего не станет - действительно, ничего. Затем переворачивайте, что вам подали, вверх дном и начинайте точить нож.
Поясняю: глиняную посуду обжигают в печи, разумеется, в нормальном положении. И там, где дно соприкасается с печью, остаётся полоска глины, не покрытая «глазурью» - на любой чашке. Вот она-то и будет служить весьма неплохим абразивом: проведите лезвием по донышку и сразу увидите серую полоску - то тончайший слой снятого металла - он легко смывается. Ну, а далее, как учили - не торопясь, выдерживая угол. Только учтите: из-за узкого, диаметром расположенного «пояска» обожжённой глины, вам понадобится немало времени, чтобы прилично поправить нож: травите анекдоты, байки из армейской/стройотрядовской жизни, - пойте, наконец, - но ваши усилия, надеюсь, будут вознаграждены. Удачи!
P.S. Если вам всё-таки не дали, не отчаивайтесь. Возьмите бутылку The Famous Grouse Finest (весьма недурственный вискарь; да и цена поседеть не заставит), скачайте фильм с отвязанной Sasha Grey, закурите Captain Black – жизнь ведь, mother fuck её, продолжается!
Свидетельство о публикации №219081201524