Моя первая проверенная тетрадь

 Из воспоминаний моей тети - Клавдии Степановны:
      У Пелагеи Ивановны сестры Ксении Ивановны( моей бабушки) было два мужа, первое замужество было в молодости и по любви.  Муж бабушки Поли служил в царской армии и, как говорили потом, был белогвардейцем -  молодым офицером, звали его Сергеем, а фамилию точно не скажу ( может Вилявины). …  а голод тогда был страшный -  есть нечего было, продавали имущество и в основном ценные вещи и золото ( золотые украшения), но везли его не в Астрахань, а в Ставрополь ( по-новому), именно там скупались вещи и можно было получить в хлебной житнице страны немного пропитания для себя и семьи.
      Ехали они ( баба Поля и ее муж)  с двоюродным братом мужа,  с его женой и детьми. По дороге их остановили красные .  Красный разъезд арестовал всю группу . По одежде и офицерской выправке они определили, что молодые мужчины бывшие белогвардейцы.  … их разделили, женщин и детей отвели и заперли в сарае или каком-то строении ( амбаре ), а мужей раздели до исподнего, оставив кальсоны и рубашки нательные и расстреляли, тела были сброшены в колодец. Все ценные вещи и одежда офицеров была конфискована.
          Потом уже позднее отец бабушки  Поли - мой прадед -  Иван Михайлович Боркунов-  ездил туда, но ничего не привез и толком ничего не узнал. Им сказали «идти и не оборачиваться и не возвращаться», тогда,  говорят,  она немного тронулась умом, но это можно понять, ведь  практически на глазах убили молодого, красивого - любимого мужа. 
       Но самое ужасное произошло потом…  когда бабушка Поля вышла замуж за второго своего мужа Михаила Ивановича Кузьмина и он работал в колхозе в Енотаевки, к нему приехал проверяющий, а на нем была шинель и шапка ее убитого первого мужа…  тогда у нее было такое ужасное состояние, о котором было трудно говорить,  тем более новому мужу, который к тому же был еще и ревнив…
         А уже дети, родившиеся у нее во втором браке, воевали на фронтах ВОВ, двое погибли Иван и Александр  (пропали без вести ), а ее дочь Валентина Михайловна Кузьмина ( моя двоюродная тетя) уже в 14 лет копала окопы на рубежах под Сталинградом.  Затем она стала заслуженным учителем начальных классов, и отдала своей родине  - детям и своему призванию всю свою долгую жизнь! Такие были непростые и сложные судьбы у людей той эпохи.
Ps:  Именно она дала мне в первый раз проверить тетрадку своих учеников, когда мне было лет 8 или 9. Уже тогда у меня закладывалось призвание, я захотела стать учителем. В руках первая проверенная мною тетрадь.


Рецензии