Как искоренить буллинг из наших школ

I. Введение.

Полагаю, это довольно серьезная проблема не только для школ, но и для многих институций на просторах СНГ. Хотя безусловно, многие скажут, что буллинг распространен не только в СНГ, но и по всему миру. При этом многие будут совершенно правы, так как в той или иной мере он, увы, присутствует везде. Более того, никто не сможет вам в точности рассказать историю буллинга. Известно только то, что в первых учебных заведениях та или иная форма буллинга была уместной даже со стороны учителя под предлогом наказания. Но как его можно искоренить с практической точки зрения? Не будем ссылаться на то, к чему привыкли апеллировать современные психологи и социологи: поднятие морали в обществе, совершенствование когнитивного пространства, психотерапевтическая работа с группами и т.д. Большинство интересующихся людей знает об этих обобщенных словах, в которых довольно мало действий. Данная же работа предлагает читателю раскрытие истории проблемы, ее сути, а также практические решения, которые оправдали себя на Западе.

II. История.

Система образования Древнего Египта предполагала телесные наказания учеников. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «Ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок. 1250 г. до н. э.);

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт», — это и взяли за основу первые школы на Руси;

«Розга разум во главу детям погоняет, Учит молитве и злых убо всех стрезает», — «Похвала Розге», 1881, автор неизвестен

Поскольку из детской психологии известно, что ребенок наследует ту модель поведения, которая принадлежит человеку-авторитету в его глазах, мы можем обнаружить, что проблема ментального или физиологического буллинга заключена именно в педагогических методах. Несколько подробнее об этом написано в книге О. Глазмана — «Психологические особенности участников буллинга». И в этих особенностях, стоит отметить, ключевые места занимают насилие в социуме, несостоятельность личности, семейные проблемы, психологические проблемы ребенка. И, хотя немецкий психолог Альфред Адлер, который стал известен на весь мир благодаря концепции индивидуальной теории личности, раскрывал то, что проблемный ребенок скорее всего становится состоятельным человеком, все же он не смог учесть то, каков след такой ребенок оставляет в других людях, пока «становится на ноги». Труд Адлера «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации» отчасти затрагивает эту проблему, хотя в ее более выраженных физических аспектах индивидуума. Впрочем дерзнем предположить, что эта «психическая компенсация» в свое время породили Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао, Торквемаду, и других печальноизвестных мужей своего времени. Безусловно, теория Адлера здесь работает, они в свое время были признаны обществом, стали знаменитыми и богатыми людьми, но каков итог? В каждом из нас живет маленький Торквемада или Гитлер, который пытается возместить на ком-то свою злобу или достичь своих эгоистичных целей, не думая о методах и жертвах. Однако каждый счастливый и полноценный с психологической точки зрения человек не будет причинять вред другому человеку подсознательно и, уж тем более, сознательно. Таким образом, можем ли мы несколько оспорить утверждение Адлера о том, что неполноценные дети во многом превосходят своих ровесников и становятся в дальнейшем успешнее, чем они? Это безусловно. Но можем ли мы закрыть глаза на то, каким образом такие люди могут становятся успешными, и каким образом они психически компенсируют свою неполноценность за счет других, принося вряд обществу? Увы, но очень вряд ли.

Тем не менее рассмотрим истолкование насилия в школах на Руси, чтобы понять специфику проблемы. Издревле концепцию насилия в школах называли христианские деятели «Смирение Духа» (есть и производные от нее варианты). К сожалению, с древних времен до нас дошли только суровые пословицы:

«Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.

Предположим, что этим пословицам более 1000 лет, хотя точно определить их возраст никто не сможет. В самом известном своде правил средневековой России — «Домострое» — наказанию детей даже были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

«А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Таким образом, издревле на Руси наказание считалось чуть ли не благом для ребенка. Ответить на вопрос о том, почему так сложилось довольно сложно. На то было множество причин: политика государства, отсутствие денег, постоянные войны, нежелание родителей понимать ребенка и т.д. Но суть такова, что на территории СССР только с середины прошлого века на законодательном уровне было запрещено бить детей. Хотя те люди, которые помнят школьные годы СССР прекрасно знают, что учителя порою переступали эти границы, и могли избить ребенка даже до крови. Что же получается?

Преемственное насилие в политическом, фольклорном, а также религиозных аспектах прямо-таки въелись в землю Руси, и делали каждое поколение людей все более жесткими и авторитарными, пока знать на этом безрассудном раболепии наживалась, чувствуя себя богами на Земле.

III. Решение проблемы.

В самом начале этой статьи уже было сказано, что буллинг был распространен по всей планете, но пожалуй нигде этот буллинг, неважно семейный он или школьный, не воспевали так, как это делали у нас, на Руси. Тем не менее, с концом Второй мировой, а также очередным шагом науки психологи и социологи начали думать о том, как же все-таки можно искоренить или уменьшить буллинг в школах и обществе. Стоит отметить, что этим они начали заниматься тогда, когда в США могли публично избить афроамериканца или гея, а в Европе посадить девушку в тюрьму за «слишком откровенный вид» или парня в психиатрическую клинику за «неправильный внешний вид». Но уже тогда передовой разум начал замечать, что в этом мире происходит что-то не так. Слишком много насилия было даже тогда, когда закончилась, вероятно, одна из самых жестоких войн, которая когда-либо случалась в нашем мире.

И первым, кто попытался вообще понять суть вопроса: «Почему часто в тех или иных группах издеваются над людьми», был американский психолог Эллиот Аронсон. Он провел ряд исследований в 1959 с американскими студентами, поняв для себя вероятную причину измывательств: «Издевательства над новичками усиливают социальную солидарность в общине». Этот эксперимент показывает, что там, где нет разумно продуманной системы, всегда будет свирепствовать человеческая глупость. Более того, это прекрасное место для «психической компенсации», где индивидуум-доминант может хорошенько оторваться на неуверенном/слабом человеке.

Вторым человеком, который продолжил дело Аронсона, был уже турецкий социальный психолог Музафер Шериф. Он задал себе вопрос: «Как вообще можно уменьшить межгрупповые конфликты в обществе?». Хотя эксперимент был несколько жестокий, но все же он оправдал себя. Детей отправили в один летний лагерь, но разделили их на две команды, провоцируя разного рода конфликты и соревновательную деятельность. В один момент эксперимент уже хотели прекращать, так как дети «далеко зашли», и дело чуть не доходило до открытых физических конфликтов. Шериф, впрочем, не решился отходить назад, и попытался изменить поведение детей. Что же он сделал? Он смоделировал ситуации, в которых конкуренция между группами приносила вред всем, а сотрудничество — чистую выгоду. Этим двум командам детей нужно было часто взаимодействовать друг с другом: вытаскивать автомобиль с припасами, совместно собирать деньги на просмотр интересного фильма и многое другое. Как итог — дружеская обстановка среди двух конкурирующих групп. Шериф пришел к следующему умозаключению: «Решающую роль в окончании конфликтов между разными группами сыграло именно навязывание этим же группам общих интересов, а также сотрудничества. Ведь когда успех — это результат общих усилий, трудно сохранить чувство враждебности по отношению к тем, кто помогал его достичь».

После эксперимента Шерифа, Аронсон был вдохновлен, но его следующий эксперимент произошел в 1978 году, когда в школах Америки, увы, буллинг был еще частым явлением. Аронсон задался важным вопросом: «Как вообще уменьшить агрессию детей в школах?». Спустя некоторое время он разработал специальный метод «Составная картинка-головоломка». Суть метода заключалась в том, чтобы дети взаимодействовали друг с другом ради общей выгоды. Всему классу, как правило, нужно было подготовить доклад, но информацию о нем каждому ученику давали урывками, побуждая детей взаимодействовать друг с другом. Таким образом, это взаимодействие превратилось во взаимовыгодную конкуренцию, где каждый ученик имел возможность пообщаться тет-а-тет с другими учениками из класса, узнав их подробнее. Так, например, школьник-мексиканец по имени Карлос, который стыдился взаимодействовать с одноклассниками, стал в их глазах успешным парнем. Каковы же были последствия этого эксперимента? В классах, где был применен метод «составной картинки-головоломки» наблюдались в меньшей мере проявления агрессии. Особенно это касалось детей из других этнических групп. Увы, в других классах, где использовался метод конкуренции, агрессия осталась на прежнем же уровне. После этих экспериментов метод был принят правительством США. После того, как он был внедрен в разных проявлениях, буллинг спустя 15-20 лет значительно сократился.

И недавняя современная особенность школ Америки в вопросе буллинга тоже сыграла важную роль — перемешивание детей в классах. К сожалению, точного имени специалиста, который придумал эту методу нет. Скорее всего, правительство США само стало автором этой методы. Все же, для чего это делается? В первую очередь для того, чтобы ребенок всегда имел возможность развиваться, и правильно показывать себя в обществе. Иными словами, если вы на протяжении всей школьной жизни будете неудачником в своем классе, то и в жизни вы будете, скорее всего, настроены на неудачи. Если же вам повезло чуть больше, и вы были любимцем классе, то, увы, во взрослой жизни вы столкнетесь с проблемами, которые не привыкли решать. Именно поэтому, чтобы не создавать точные общинные строи с «неудачниками» и «красавцами», правительство США принялось за такую методу. Более того, часто к детям в классы в последнее время подселяют особенных детей, которые существенно отличаются от первых. Это, как правило, инвалиды или дети с особыми диагнозами. Для чего это делается? Чтобы школьники с малых лет привыкали к тому, что их окружают «не такие как все». Как итог — толерантная политика США и хороший уровень терпимости не только в школах, но и в обществе в целом.

Что в итоге нужно сделать в странах СНГ, чтобы свести буллинг к минимуму?

К сожалению, современные специалисты могут опираться только на то, что сумело себя оправдать. Мы, люди ученого круга, довольно педантичные и строгие, особенно когда речь заходит об экспериментах с обществом — неконтролируемой машиной, которая может сама себя уничтожить. Именно поэтому на законодательном уровне в Украине, России или Беларуси наши правительства должны внедрить то, что было оправдано на законодательном уровне в Америке:

1) Использовать метод «Составной картинки-головоломки» в разных его проявлениях (эксперимент Аронсона);

2) Развивать здоровую конкуренцию (1-3 урока в неделю посвящать), где от взаимодействия выиграют все дети без исключения;

3) Перемешивать классы, чтобы уничтожать на корню состоявшийся общинный строй с «неудачниками» и «красавцами» (пример правительства США).

IV. Вывод.

Конечно, в этой работе не было затронуто таких проблем, как некомпетентность учителей, отсутствие эстетического восприятия учеников в школах, безобразная научная программа, воспитание детей в семьях, отсутствие социальных гарантий, финансовая несостятельность родителей и многое другое. Почему так? Потому, что это второстепенные причины, которые в совокупности, безусловно, настолько же важны, насколько и вышеперечисленные три шага к искоренению буллинга. Если эта работа станет интересной многим людям, возможно будет мотивация расписать эти причины тоже подробно.

Сейчас буллинг нигде полноценно не искоренен, к сожалению. В американских школах подростки убивают друг друга, как и в европейских. Тем не менее проявлений буллинга в совокупности у них гораздо меньше, чем у нас. Этот век должен стать временем прорыва, где у каждой личности есть шанс стать великим человеком, а у каждого ребенка — настоящее будущее. Очень надеюсь, что эта статья поможет современным школам стать лучше, а детям чувствовать себя защищенными и уверенными.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.