Рецензия - Олег Еремин - Дорога в небо
На сколько удачно подано предисловие, по воле автора обозначенного как интермедия, судить не стану. Пусть интермедия, хотя термин для прозы не самый удачный, с таким же успехом можно вставить интермеццо или ритурнель. Ладно, проехали. В интермедии, фактологически и предельно сжато, автор напоминает отдельные вехи освоения космоса. Даёт читателю настрой, заданный в аннотации.
Полная неожиданность, когда вместо фантастики я окунулся в мир гипотетической войны с нашими соседями. Тема бесконечно политизированная и довольно скользкая. Но история прописана чётко, без разглагольствования и соплей. Война глазами главной героини, четырнадцатилетней Насти, ставшей заложницей с началом боевых действий. А далее напряжение, репортажный авторский стиль – сжатый, безапелляционный и предельно конкретный. Вообще-то страшно, поскольку накладывается на сегодняшнюю реальность, к счастью без горячей фазы.
Альтернативная история в подобном сценарии мне по душе. Здесь присутствует чёткая закономерность и предсказуемость последствий. Логичность во всём, как в предыстории, так и в собственно космической тематике. Что касается сюжета, то заявленная автором в аннотации последовательность наших дней и ближайшего будущего, ложиться чёткой картинкой перед глазами читателя. Всё понятно в первых главах: становление и путь героев к звёздам, этапы освоения космоса в ближайшие десятилетия.
Долгожданная научная и очень правдоподобная картина будущего. Тут автор слегка идеализирует картину мира, устоявшуюся после серьёзных военных конфликтов. Но я с ним согласен: если не светлое будущее, то что? Хаос и разруха? Весьма распространённый сюжет в романах подобной тематики. Главное, что Олег Ерёмин в описаниях придерживается одного весьма значимого правила: чётко формулирует отчего, как и почему. Читатель не должен ломать голову с какого перепуга Россия выбилась в лидеры, отчего Америка вновь сотрудничает с нашей страной, почему международная программа космических исследований объединяет народы.
Если говорить о конфликте героев, то их практически нет. Есть объединяющая составляющая – космос. Отсутствие отрицательных персонажей не в ущерб теме, а наоборот во благо, условное счастье и объединение наций, наконец осознавших, что будущее строится на созидании, на изучении космоса и ближайшей к земле планеты – Марса и его спутников.
Картина мира показана сквозь взгляд Насти Беляковой и других героев романа. Не меньше места здесь занимает авторский взгляд и его размышления, пусть местами наивные и поверхностные, но весьма органичные в рамках повествования. Образы раскрыты полно и исчерпывающе. Особенно запоминается милая и ершистая умница Хана Хаякава. Почти в конце романа, интересен приём, когда характеристики звёздного экипажа блестяще озвучивает искина Светлана в тесте, заданном Кираном. Есть незаконченность, но вопросы снимаются тем, что "Мечты, как звёзды" – первая книга в цикле "Дорога в небо".
Я обязан поделиться с автором своими ремарками, но заявляю при этом, что возникшие замечания не носят глобальный характер. Для начала укажу на некоторые замеченные орфографические и стилистические блошки: "известно, что в нынешнем своем состоянии российский флот не в состоянии нанести серьезный ущерб" (повтор"состоянии" и лишнее местоименее "своем", "Ей было не неприятно", "Думаю, отец очень этому обрадуется" (в контексте пропущена частица "не"), " оббежать", "Обплываю корабль с хвоста" (странный глагол), "холодная четкая составляющая ее души крепко держала эти чувства за волосы, не давая им помешать напряженным тренировкам" (перемудрили), "сценаристы лагали с воздухом".
В конце 21-й главы "Конец и начало" из первой части, после МКС начинается чехарда, помимо абзацев, я бы рекомендовал микроблоки отбить звёздочками или техническим предложением "в это время..." – тогда у читателя возникнет ясность отчего "толкутся" Мыскин с Ашотом, Настя, Киран и Хана. Тот же приём повторяется в 4-й главе "Отпускники" из третьей части, где приезд Кирана без всякой связи продолжает диалог Насти и Ханы.
Не уверен, что разброс временной последовательности есть обязательный атрибут авторского видения. Ведь задавая во второй части 2033 год, потом возвращаясь в 2021-й, сбивается фокус. В дальнейшем временная последовательность не нарушается и движется по нарастающей.
Ещё один щекотливый момент – ругательства с помощью заглавных "Х", на мой взгляд не лучшая находка. Как сказала Хана: "Жаргонные слова и русский матерный сильно сокращают длину фраз и делают общение ярче!" Тут не поспоришь, но в контексте не понятно, что имел в виду автор, если преобразовать "иксы" в заборные слова. Давно придуманы звёздочки и отточие, вот тогда ясно, куда послали действующее лицо – на х.. или в пи**у.
Авторские комментарии после эпилога – само по себе небольшое произведение, громоздкое и, смею предположить, мало востребованное. Ссылки хорошо бы смотрелись в привязке к фрагменту после абзаца или главы, остальные объяснялки, по моему разумению, следует растворить в тексте.
В чём привлекательность романа? Меня ничуть не смущает язык страдающий малой художественной образностью и глубоким проникновением в характеры. Не бьёт по живому перемешка глав, куча сюжетных линий и "конспективность", а так же растянутые обзоры политической картины мира, отсутствие в части глав абзацного зачина и прочей, на мой взгляд, канонической чепухи. Не надоедает объёмная и подробная техническая составляющая. Главное – поддержка интереса, интрига, неуклонное следование сюжетной линии, динамика, информативность и правдоподобность. Почти полное отсутствие чернухи и вражеского влияния. Кроме того, меня покорил гуманизм и светлая целеустремлённость людей отдающих себя любимому делу. Разве не прекрасно заглянуть в будущее, радоваться солнцу и героям, мостящим дорогу в небо. Рекомендую поклонникам реалистической литературы и качественной документальной фантастики.
Свидетельство о публикации №219081200286