Рецензия - Олег Еремин - Дорога в небо

Писать рецензии для меня интересно в двух случаях. Когда попадается посредственный сочинитель у которого во все стороны лезут косяки или автор, произведение которого захватывает и не отпускает. Николай Ерёмин – второй случай. Я давно собирался разобрать его роман "Мечты, как звёзды". Меня привлекла красивая обложка, чётко обозначенная тема произведения. Взглянул на теги, аннотацию и понял – беру безоговорочно! Моя тяга к документальной фантастике Олега Ерёмина, отрезонировала с романтическим интересом на которым рос, читая романы Ефремова, Беляева, Шпанова, Толстого, братьев Стругацких. "Мечты, как звёзды" стилистически близок к классикам советской фантастики и далёк от современного отображения космической тематики, задаваемого в этом и пограничных жанрах сегодняшней прозы. По крайней мере из того, что читал на АТ.


На сколько удачно подано предисловие, по воле автора обозначенного как интермедия, судить не стану. Пусть интермедия, хотя термин для прозы не самый удачный, с таким же успехом можно вставить интермеццо или ритурнель. Ладно, проехали. В интермедии, фактологически и предельно сжато, автор напоминает отдельные вехи освоения космоса. Даёт читателю настрой, заданный в аннотации.


Полная неожиданность, когда вместо фантастики я окунулся в мир гипотетической войны с нашими соседями. Тема бесконечно политизированная и довольно скользкая. Но история прописана чётко, без разглагольствования и соплей. Война глазами главной героини, четырнадцатилетней Насти, ставшей заложницей с началом боевых действий. А далее  напряжение, репортажный авторский стиль – сжатый, безапелляционный и предельно конкретный. Вообще-то страшно, поскольку накладывается на сегодняшнюю реальность, к счастью без горячей фазы. 


Альтернативная история в подобном сценарии мне по душе. Здесь присутствует чёткая закономерность и предсказуемость последствий. Логичность во всём, как в предыстории, так и в собственно космической тематике. Что касается сюжета, то заявленная автором в аннотации последовательность наших дней и ближайшего будущего, ложиться чёткой картинкой перед глазами читателя. Всё понятно в первых главах: становление и путь героев к звёздам, этапы освоения космоса в ближайшие десятилетия.


Долгожданная научная и очень правдоподобная картина будущего. Тут автор слегка идеализирует картину мира, устоявшуюся после серьёзных военных конфликтов. Но я с ним согласен: если не светлое будущее, то что? Хаос и разруха? Весьма распространённый сюжет в романах подобной тематики. Главное, что Олег Ерёмин в описаниях придерживается одного весьма значимого правила: чётко формулирует отчего, как и почему. Читатель не должен ломать голову с какого перепуга Россия выбилась в лидеры, отчего Америка вновь сотрудничает с нашей страной, почему международная программа космических исследований объединяет народы.


Если говорить о конфликте героев, то их практически нет. Есть объединяющая составляющая – космос. Отсутствие отрицательных персонажей не в ущерб теме, а наоборот во благо, условное счастье и объединение наций, наконец осознавших, что будущее строится на созидании, на изучении космоса и ближайшей к земле планеты – Марса и его спутников. 


Картина мира показана сквозь взгляд Насти Беляковой и других героев романа. Не меньше места здесь занимает авторский взгляд и его размышления, пусть местами наивные и поверхностные, но весьма органичные в рамках повествования. Образы раскрыты полно и исчерпывающе. Особенно запоминается милая и ершистая умница Хана Хаякава. Почти в конце романа, интересен приём, когда характеристики звёздного экипажа блестяще озвучивает искина Светлана в тесте, заданном Кираном. Есть незаконченность, но вопросы снимаются тем, что "Мечты, как звёзды" – первая книга в цикле "Дорога в небо".


Я обязан поделиться с автором своими ремарками, но заявляю при этом, что возникшие замечания не носят глобальный характер. Для начала укажу на некоторые замеченные орфографические и стилистические блошки: "известно, что в нынешнем своем состоянии российский флот не в состоянии нанести серьезный ущерб" (повтор"состоянии" и лишнее местоименее "своем", "Ей было не неприятно", "Думаю, отец очень этому обрадуется" (в контексте пропущена частица "не"), " оббежать", "Обплываю корабль с хвоста" (странный глагол), "холодная четкая составляющая ее души крепко держала эти чувства за волосы, не давая им помешать напряженным тренировкам" (перемудрили), "сценаристы лагали с воздухом".


В конце 21-й главы "Конец и начало" из первой части, после МКС начинается чехарда, помимо абзацев, я бы рекомендовал микроблоки отбить звёздочками или техническим предложением "в это время..." – тогда у читателя возникнет ясность отчего "толкутся" Мыскин с Ашотом, Настя, Киран и Хана. Тот же приём повторяется в 4-й главе "Отпускники" из третьей части, где приезд Кирана без всякой связи продолжает диалог Насти и Ханы.


Не уверен, что разброс временной последовательности есть обязательный атрибут авторского видения. Ведь задавая во второй части 2033 год, потом возвращаясь в 2021-й, сбивается фокус. В дальнейшем временная последовательность не нарушается и движется по нарастающей.


Ещё один щекотливый момент – ругательства с помощью заглавных "Х", на мой взгляд не лучшая находка. Как сказала Хана: "Жаргонные слова и русский матерный сильно сокращают длину фраз и делают общение ярче!" Тут не поспоришь, но в контексте не понятно, что имел в виду автор, если преобразовать "иксы" в заборные слова. Давно придуманы звёздочки и отточие, вот тогда ясно, куда послали действующее лицо – на х.. или в пи**у.


Авторские комментарии после эпилога – само по себе небольшое произведение, громоздкое и, смею предположить, мало востребованное. Ссылки хорошо бы смотрелись в привязке к фрагменту после абзаца или главы, остальные объяснялки, по моему разумению, следует растворить в тексте.


В чём привлекательность романа? Меня ничуть не смущает язык страдающий малой художественной образностью и глубоким проникновением в характеры. Не бьёт по живому перемешка глав, куча сюжетных линий и "конспективность", а так же растянутые обзоры политической картины мира, отсутствие в части глав абзацного зачина и прочей, на мой взгляд, канонической чепухи. Не надоедает объёмная и подробная техническая составляющая. Главное – поддержка интереса, интрига, неуклонное следование сюжетной линии, динамика, информативность и правдоподобность. Почти полное отсутствие чернухи и вражеского влияния. Кроме того, меня покорил гуманизм и светлая целеустремлённость людей отдающих себя любимому делу. Разве не прекрасно заглянуть в будущее, радоваться солнцу и героям, мостящим дорогу в небо. Рекомендую поклонникам реалистической литературы и качественной документальной фантастики. 


Рецензии