Рецензия - Лилия Дедова - Дикая работа
Весьма позитивно воспринимаю иллюстрации, не так часто авторы расцвечивают свои опусы. На сколько они соответствуют содержанию частей, другой вопрос. Неплохая обложка, правда на мой вкус, шрифту тесновато, а название я уронил бы на тёмный фон нижней части мрачной фигуры самина. Интерпретация названия мне не очень понятна. "Дикая работа" в каком смысле? Например, заглавие "Хроники Арджа", как-то увязывается с реалиями романа и даже аллюзия возникает, а вот авторский вариант, на мой взгляд, не ложится. Строить ассоциативный ряд забота писателя, а не догадки читателя.
Структура романа не повод задираться, но всё же скажу: в моём привычном понимании, архитектоника большого произведения делится на части и главы. Здесь, на АТ, как-то странно: глава — ведущий элемент разбивки, а в ней пронумерованные части. Не критично и всего лишь повод для рецензента слегка попенять автору за подобное новаторство.
Что касается логичности, то с большой долей вероятности могу допустить, что два главных действующих лица Александр и Ардж, вписанные в особый мир фандопа, действуют в строгом соответствие явлениями действительности, прописанными в романе. Например, Котов, устав от постоянного стресса меняет обстановку, но в силу заложенных в его природе обязанности защищать слабых, ввязывается в войнушку на другой планете, а полосатый воин Ардж, влюбившись в "красавицу" Чирис, берёт её под своё крыло, попутно удочеряя Шэни. Другими словами, славные представители человечества, борются со злом, отстаивая добро.
Организация текста исполнена в классическом стиле, когда история постепенно обрастает разъяснениями, подсказками и не смердит ребусами типа "догадайся сам". Подобный подход мне нравится, пусть роман в стороне от высокохудожественной прозы, зато пользователю всё ясно и радостно. Как читатель, принимаю внятность текста, достоверность событий. Я так же отметил, что маховик авторского воображения после первых вялых глав, плавно раскручивается, наращивая драйв и погружает читателя в насыщенный действием с неожиданными поворотами сюжет.
Тема проста и затёрта фантастами до дыр: живут в космосе не только земные представители, но и самины — высокоразвитая раса нелюдей с жвалами, клыками, когтями, иногда перемежают речь рычанием и щёлканьем, особые такие иномирцы. Связь с праматеринской планетой по имени Земля была утеряна. Монстрообразные существа, притягивают внимание и заставляют переживать за максимально очеловеченных саминов. По авторской задумке они и есть наши земляки в планетарном масштабе, но двигающиеся по своему пути, параллельно с людским сообществом.
Симбиоз нескольких рас в высокотехнологичном мире далёкого будущего, не освобождает от вечных проблем борьбы за власть, но уже в масштабах галактики. Отсюда весьма правдоподобные и убедительные конфликты — войны, отвага, любовь, ненависть, верность и прочий стандартный набор из арсенала подобной тематики.
Отдельной строкой спешу отметить "насыщенность" произведения весёлыми нотками, заявленный юмор, рассыпан весьма неровно. Но как пишет автор: " Элементы комедии в книгу я включала, но в целом всё серьёзно". Не сомневаюсь в искренности Лилии Дедовой, вот только с юмором у меня плохо. Может и смешно, когда говорящий волк Белый, предлагает накормить обиженного хозяина полупереваренной пищей из своего желудка, может и заржал бы в полный рост над пикировками Анатолия и его бессмертного четвероногого друга, но в этот момент был не в настроении.
Интересно, что чётко разделяя людей и саминов по внешности и возможностям, автор подгоняет поступки и эмоции великанов с клыкам под человеческий психотип, то есть привычки, свойственные нам смертным. Привыкнуть к иномирцам непросто, но в конце концов я абстрагировался и принял "особенных" в свой воображаемый мир. Обстоятельно поведав историю взаимоотношений, густо развесив ярлыки хороших и плохих, Лилия подогнала вспыльчивого Арджа и его соплеменников в толерантные рамки. Вижу здесь определённую заслугу автора — глубокое погружение в образы. В тексте присутствуют другие инопланетные расы, всякие верки, заруты, аггелы, псиглавцы и даже "целебные"драконы, но ограничусь саминами и людьми.
Удачны батальные сцены. Как только возникает динамика, во мне просыпается восторженный мальчишка и я втягиваюсь в подвиги Котова и Арджа. Кстати Дедова жалеет и хороших и плохих, сводя к минимуму убиенных персонажей. Тут не требуется межгалактическая труповозка, сошли с пробега считанные единицы лиходеев проклятых (если не считать мясорубку на Алуриум). И лиходеи у автора выпуклые, эталонные, естественно умные и коварные — Нароунд, Энтес, Сей-Ро, Рагган и прочие с нерусскими именами.
Диалоги — подходят под все критерии, они живые, информативные, в них выжжены шаблонные обороты, а если слегка мусорят, то не режут глаз. Я бы добавил характерные элементы просторечия и приземлённости, что придаёт позитивную окраску коммуникациям.
"- Ты меня кем-то назвал на берегу. Кто такой лох?
- Эм, - Александр задумался, пытаясь сформулировать, - ну, это такой тип – неудачник, одним словом. Причём, свои неудачи он провоцирует сам.
- Сам ты… лох, - проворчал самин, сердито уставившись в огонь.
Местами речь скатывается на говор простолюдинов, украшена сочными оборотами и предельно понятна для русского уха.
Капитан, корабль на автопилоте! – бодро сообщил по внутренней связи Сарами-Хан, довольно скалясь, в зелёных глазах плясали озорные огоньки. – Можем брать пташку…
- А пилот чем занят? – поинтересовался Капитан. - Может, он по нужде отошёл, а ты к нему в гости влезть хочешь.
- В соседнем зале пляшет, - обиженно ответил Сарами-Хан. – Видимо, надоело зад просиживать, тренируется".
Редкие многопудовые монологи, несут много полезной инфы, оттого сглаживают занудство, но влияют на оценку.
Отдельный абзац посвящаю разделу "Глава 10. Восьмой - часть 2. Совет". Тяжёлое испытание для читающего — объёмное, разнесённое почти на 35 тыс. знаков, утомительное мелодраматическое действо в зале Совета. Затянутости, штампы и "говорящие" глаголы, убивают. Плюс десятка два имён, да ещё каких, сжигают оперативную память. Разбалансировка. Мне терпения хватило, но усталось ума и глаз долго не отпускала. На ключевую сцену романа такой массив не тянет, зачем так много? Кроме того, не вдохновляют и мешают проникнуться заботами Аджа и его приёмной дочурки подобные предложения:
"Ардж уловил эманации страха, исходящие от него и раздражающие нервные рецепторы Мисада, вынужденного находиться рядом с этим хлюпиком, шарахающимся от собственной тени".
По мне, так желательна редактура.
Герои, блондин землянин Котов, наделённый особыми качествами и полосатый клыкастый великан Ардж, прямолинейны и последовательны. Они схожи в своём мировозрении, где должны царить справедливость, верховенство семейных ценностей, благополучие. В заданных обстоятельствах, главные герои вынуждены бороться с врагами и с честью выходить из безвыходных ситуаций. Классический пример сильных и непобедимых рыцарей без страха и упрёка. Эти хлопчики мне понятны, убедительны и вообще славные ребята. Отчего бы им не верить? Молодцы, возьмите с полки пирожок, а создателю высший бал за правдоподобность.
"Спешл сенк" за реабилитацию, презираемой почти всем литературным людом, буквы "ё". Для меня это повод относиться с пиететом к Лилии, писателю уважающему русский язык. Текст романа "Дикая работа" можно сравнить с автомагистралью — двигаешься вдоль строчек и ни тебе ухабов, ни резких поворотов, ни захватывающих дыхание падений в пустоту. Удобно, комфортно и ... слегка утомительно. А я настойчиво следую за Котовым и Арджем, потому, что люблю хорошую фантастику. А это хорошая фантастика, вдумчивая и поучительная. Этакий пёстрый букет из прозы подобного жанра, составленный с любовью к свои персонажам, умении двигать локомотив событий, грамотно увязывать события романа, при этом, добавляя в произведение незримую женскую ауру — ауру любви, семейного счастья и романтики. С уважением!
1. Логичность изложения — 8
2. Сюжет — 9
3. Тема, конфликт произведения — 9
4. Диалоги — информативность, живость, реальность — 9
5. Герои — верите им? Видите их? — 8
6. Стиль и язык — насколько вам хорошо читается — 9
7. Впечатление от текста в целом — 9
Свидетельство о публикации №219081200299