Рецензия - Лилия Дедова - Дикая работа

"В целом все мои книги и истории, независимо от жанра, это кладезь определённых идей и воззрений. Не столько авторских, сколько - персонажей" — это не я сказал, а Лилия Дедова. Значит буду читать и впитывать "кладезь", не самое плохое литературное занятие. И это, возможно, будет разгромная и злая рецензия, а может справедливый и мудрый разбор. И пусть автор "плюётся, кусается и брызжет ядом", рецензент настаивает на своём особом мнении.

Весьма позитивно воспринимаю иллюстрации, не так часто авторы расцвечивают свои опусы. На сколько они соответствуют содержанию частей, другой вопрос. Неплохая обложка, правда на мой вкус, шрифту тесновато, а название я уронил бы на тёмный фон нижней части мрачной фигуры самина. Интерпретация названия мне не очень понятна. "Дикая работа" в каком смысле? Например, заглавие "Хроники Арджа", как-то увязывается с реалиями романа и даже аллюзия возникает, а вот авторский вариант, на мой взгляд, не ложится. Строить ассоциативный ряд забота писателя, а не догадки читателя. 

Структура романа не повод задираться, но всё же скажу: в моём привычном понимании, архитектоника большого произведения делится на части и главы. Здесь, на АТ, как-то странно: глава — ведущий элемент разбивки, а в ней пронумерованные части. Не критично и всего лишь повод для рецензента слегка попенять автору за подобное новаторство.

Что касается логичности, то с большой долей вероятности могу допустить, что  два главных действующих лица Александр и Ардж, вписанные в особый мир фандопа, действуют в строгом соответствие явлениями действительности, прописанными в романе. Например, Котов, устав от постоянного стресса меняет обстановку, но в силу заложенных в его природе обязанности защищать слабых, ввязывается в войнушку на другой планете, а полосатый воин Ардж, влюбившись в "красавицу" Чирис, берёт её под своё крыло, попутно удочеряя Шэни. Другими словами, славные представители человечества, борются со злом, отстаивая добро.

Организация текста исполнена в классическом стиле, когда история постепенно обрастает разъяснениями, подсказками и не смердит ребусами типа "догадайся сам". Подобный подход мне нравится, пусть роман в стороне от высокохудожественной прозы, зато пользователю всё ясно и радостно. Как читатель, принимаю внятность текста, достоверность событий. Я так же отметил, что маховик авторского воображения после первых вялых глав,  плавно раскручивается, наращивая драйв и погружает читателя в насыщенный действием с неожиданными поворотами сюжет.   

Тема проста и затёрта фантастами до дыр: живут в космосе не только земные представители, но и самины — высокоразвитая раса нелюдей с жвалами, клыками, когтями, иногда перемежают речь рычанием и щёлканьем, особые такие иномирцы. Связь с праматеринской планетой по имени Земля была утеряна. Монстрообразные существа, притягивают внимание и заставляют переживать за максимально очеловеченных саминов. По авторской задумке они и есть наши земляки в планетарном масштабе, но двигающиеся по своему пути, параллельно с людским сообществом.


Симбиоз нескольких рас в высокотехнологичном мире далёкого будущего, не освобождает от вечных проблем борьбы за власть, но уже в масштабах галактики. Отсюда весьма правдоподобные и убедительные конфликты — войны, отвага, любовь, ненависть, верность и прочий стандартный набор из арсенала подобной тематики.

Отдельной строкой спешу отметить "насыщенность" произведения весёлыми нотками, заявленный юмор, рассыпан весьма неровно. Но как пишет автор: " Элементы комедии в книгу я включала, но в целом всё серьёзно". Не сомневаюсь в искренности Лилии Дедовой, вот только с юмором у меня плохо. Может и смешно, когда говорящий волк Белый, предлагает накормить обиженного хозяина полупереваренной пищей из своего желудка, может и заржал бы в полный рост над пикировками Анатолия и его бессмертного четвероногого друга, но в этот момент был не в настроении.

Интересно, что чётко разделяя людей и саминов по внешности и возможностям, автор подгоняет поступки и эмоции великанов с клыкам под человеческий психотип, то есть привычки, свойственные нам смертным. Привыкнуть к иномирцам непросто, но в конце концов я абстрагировался и принял "особенных" в свой воображаемый мир. Обстоятельно поведав историю взаимоотношений, густо развесив ярлыки хороших и плохих, Лилия подогнала вспыльчивого Арджа и его соплеменников в толерантные рамки. Вижу здесь определённую заслугу автора — глубокое погружение в образы. В тексте присутствуют другие инопланетные расы, всякие верки, заруты, аггелы, псиглавцы и даже "целебные"драконы, но ограничусь саминами и людьми. 

Удачны батальные сцены. Как только возникает динамика, во мне просыпается восторженный мальчишка и я втягиваюсь в подвиги Котова и Арджа. Кстати Дедова жалеет и хороших и плохих, сводя к минимуму убиенных персонажей. Тут не требуется межгалактическая труповозка, сошли с пробега считанные единицы лиходеев проклятых (если не считать мясорубку на Алуриум). И лиходеи у автора выпуклые, эталонные, естественно умные и коварные — Нароунд, Энтес, Сей-Ро, Рагган и прочие с нерусскими именами.   

Диалоги — подходят под все критерии, они живые, информативные, в них выжжены шаблонные обороты, а если слегка мусорят, то не режут глаз. Я бы добавил характерные элементы просторечия и приземлённости, что придаёт позитивную окраску коммуникациям.


    "- Ты меня кем-то назвал на берегу. Кто такой лох?

    -  Эм, - Александр задумался, пытаясь сформулировать, - ну, это такой тип –  неудачник, одним словом. Причём, свои неудачи он провоцирует сам.

    - Сам ты… лох, - проворчал самин, сердито уставившись в огонь.

Местами речь скатывается на говор простолюдинов, украшена сочными оборотами и предельно понятна для русского уха.

 

    Капитан, корабль на автопилоте! – бодро  сообщил по внутренней связи Сарами-Хан, довольно скалясь, в зелёных  глазах плясали озорные огоньки. – Можем брать пташку…

    - А пилот чем занят? – поинтересовался Капитан. - Может, он по нужде отошёл, а ты к нему в гости влезть хочешь.

    - В соседнем зале пляшет, - обиженно ответил Сарами-Хан. – Видимо, надоело зад просиживать, тренируется".

Редкие многопудовые монологи, несут много полезной инфы, оттого сглаживают занудство, но влияют на оценку. 

Отдельный абзац посвящаю разделу "Глава 10. Восьмой - часть 2. Совет". Тяжёлое испытание для читающего — объёмное, разнесённое почти на 35 тыс. знаков, утомительное мелодраматическое действо в зале Совета. Затянутости, штампы и "говорящие" глаголы, убивают. Плюс десятка два имён, да ещё каких, сжигают оперативную память. Разбалансировка. Мне терпения хватило, но усталось ума и глаз долго не отпускала. На ключевую сцену романа такой массив не тянет, зачем так много? Кроме того, не вдохновляют и мешают проникнуться заботами Аджа и его приёмной дочурки подобные предложения:


"Ардж уловил эманации страха, исходящие от него и раздражающие нервные  рецепторы Мисада, вынужденного находиться рядом с этим хлюпиком,  шарахающимся от собственной тени".

По мне, так желательна редактура.

Герои, блондин землянин Котов, наделённый особыми качествами и полосатый клыкастый великан Ардж, прямолинейны и последовательны. Они схожи в своём мировозрении, где должны царить справедливость, верховенство семейных ценностей, благополучие. В заданных обстоятельствах, главные герои вынуждены бороться с врагами и с честью выходить из безвыходных ситуаций. Классический пример сильных и непобедимых рыцарей без страха и упрёка. Эти хлопчики мне понятны, убедительны и вообще славные ребята. Отчего бы им не верить? Молодцы, возьмите с полки пирожок, а создателю высший бал за правдоподобность.   

"Спешл сенк" за реабилитацию, презираемой почти всем литературным людом, буквы "ё". Для меня это повод относиться с пиететом к Лилии, писателю уважающему русский язык. Текст романа "Дикая работа" можно сравнить с автомагистралью — двигаешься вдоль строчек и ни тебе ухабов, ни резких поворотов, ни захватывающих дыхание падений в пустоту. Удобно, комфортно и ... слегка утомительно. А я настойчиво следую за Котовым и Арджем, потому, что люблю хорошую фантастику. А это хорошая фантастика, вдумчивая и поучительная. Этакий пёстрый букет из прозы подобного жанра, составленный с любовью к свои персонажам, умении двигать локомотив событий, грамотно увязывать события романа, при этом, добавляя в произведение незримую женскую ауру — ауру любви, семейного счастья и романтики. С уважением!   

1. Логичность изложения — 8

2. Сюжет —  9

3. Тема, конфликт произведения — 9

4. Диалоги — информативность, живость, реальность — 9

5. Герои — верите им? Видите их? — 8

6. Стиль и язык — насколько вам хорошо читается — 9

7. Впечатление от текста в целом — 9


Рецензии