Яко с нами Бог. Общая Информация

                Автор: Мельников Федор Ефимович
   Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом — Федор Мельников (С. Лавров)

«Когда я со своей супругой стал усиленно изучать духовную литературу, то среди многочисленного чтения попалась брошюра «Яко с нами Бог». Прежде меня привлекали различные учения, в том числе эзотерические (Рериха, Блаватской и проч.), но после прочтения этой тонкой книжицы уже не было вопроса, где Истина. Брошюра так поразила, что стал я выяснять, кто ее автор. На обложке значилось С.Лавров – и никакого пояснения. Кто он – ученый, монах, писатель?

Пользуясь возможностями интернета, обращался в православные издательства, которые издавали «Яко с нами Бог», и везде получал один ответ: мы перепечатали с такого-то издания. Все ссылались друг на дружку. Наконец, подсказали мне, что в одной из радиобесед известный проповедник архим. Амвросий (Юрасов) признал свое авторство, пояснив, что псевдоним Лавров взял потому, что сам он из Троице-Сергиевой лавры. Казалось бы, поиски мои закончились… Но история возникновения этой замечательной книги оказалась куда интереснее, чем ожидал. В интернете случайно наткнулся на сообщение московского информационного агентства «Вертоградъ-Информ» «Старообрядцы обвиняют архимандрита Амвросия (Юрасова) в плагиате». Там же была приведена погромная, иного слова не подберу, статья старообрядца. Он утверждал, что на самом деле эту книгу написал Ф.Е.Мельников, старообрядец-полемист, а «никонианский» священник, мол, все из нее позаимствовал. Кто же тут прав?

На этот вопрос ответил сам архим. Амвросий: «В сороковых годах в одном из журналов Московской Патриархии был напечатан небольшой рассказ о том, как в селе Покровском выступал лектор-атеист. Назывался рассказ «Пчелка». К нам он попал в 1978 году. Один профессор-астроном (ныне он настоятель собора) привез 3-4 листочка сфотографированного текста. Я прочитал их. Рассказ очень понравился, и я все думал: как бы оживить его, приблизить к современности… Этот рассказ мог стать маленькой отдушиной для православных христиан. Мы взяли его «скелет» за основу, нарастили его, внесли свои изменения. В нашем варианте атеист Матюнин превратился в Матюхина (иронией хотелось поддеть его, вспомнилось «тюха-матюха»), немой Трофимушка заговорил (для него специально сочинили диалоги), написали много текстов для Матюхина, Демьяна Лукича, других участников диспута. Трехстраничная зарисовка превратилась в большой подробный рассказ. Многое включили из святых отцов, из современных писателей и исследователей. Написали вторую и третью части о том, как жить по воле Божией.

Первая книжка называлась «Как в селе Покровском похоронили атеизм». Книжку размножили на копировальной технике. Многие стали перепечатывать ее, кто на пишущих машинках, кто, как и мы, копировали… Нашлись добрые люди, издали брошюрку за границей. Брошюрка мигом разошлась по России… Она, подобно пчелке, разнесла свою весть о Боге по всей нашей огромной стране. Дело сделано, теперь можно рассказать о том, как это было…»
Самое замечательное в этой истории то, что сюжет книжки не выдуман – Федор Евфимович Мельников (1874 – 1960), сын священника Белокриницкой старообрядческой иерархии, действительно проводил в советской России религиозные диспуты. Публично он выступал на прениях с марксистскими идеологами (против Троцкого, Луначарского, Бухарина), результатом которых были изданные в 1935 и 1937 годах за границей труды «Современное безбожие, опровергаемое им самим (марксизм и атеизм)» и «О безбожнических и христианских догматах (двухдневный публичный диспут с большевистскими миссионерами безбожия)». Будучи заочно приговоренным к расстрелу Томским губернским нарсудом в 1920 году, он скрывался сначала на заимках в тайге, после – уже в 1925 году – ему удалось перебраться сначала на Кавказ, а затем, в 1930 году, в Румынию, где он прожил еще 30 лет. Там, в эмиграции, он и написал рассказ «Откуда произошла вера в Бога?», которая легла в основу современной книги «Яко с нами Бог». Что бы ни говорили против некоторые старообрядцы, это замечательный пример сотрудничества с традиционным староверием против безверия века сего.
                Ким ГРИЦЕНКО  г.Сыктывкар
Оглавление 
-1- От автора -2- Искусство защищать
    Часть первая. Диспут
    Начало диспута
    Пчелы
    Дарвинизм
    О природе
    Перерыв
    Непостижимая сила
    Книга природы… кто ее Автор?
    Путь к Богу
    Целесообразность в природе
    Разумное существо — Творец
    Колебания Матюхина
    Бегство Альтшулера
    Чудесная сложность организма
    Кто создал клетку?
    Планы и законы в природе
    Новый, переубежденный Матюхин
    Часть вторая. О Боге
    О Святой Троице
    Как возник мир
    Откуда произошел человек?
    О душе
    О вере
    О смерти и бессмертии
    О Воскресении мертвых
    Часть третья. Путь ко спасению
    Вступление
    О смирении
    Об осуждении
    О любви
    О целомудрии
    О скорбях и болезнях
    О покаянии
    О доброй жизни
    О дружбе с миром
    О Молитве
    О Церкви
    О Причащении
    О посте
    О Кресте и крестном знамении
    Что же требуется, чтобы быть другом Христовым?

                От автора

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Отк. 1:8)

После возвращения из космического полета Юрий Гагарин сказал: «Я был в межпланетном пространстве и не видел Бога. Значит, Бога нет». Некоторые рядовые люди приняли это заявление за истину: современная наука якобы опровергает существование Бога. Другие, видя, что Гагарин не долетел даже до Луны, заключили: вряд ли он был вправе заявить, будто исследовал все космическое пространство. Ведь для того, чтобы пролететь нашу галактику со скоростью света (300000 км/с), потребовалось бы один миллион лет и полтора миллиона лет, чтобы достигнуть другой галактики. А таких галактик биллионы! Принять за истину наивное рассуждение покойного Гагарина могут лишь люди, умышленно отвергающие Бога.

В противоположность им первая группа американских астронавтов, долетевших до Луны и сделавших на ней высадку, читала в орбите Луны 1-й стих Библии: «В начале Бог сотворил небо и землю», — и это чтение передавалось по телевидению во всем мире. Заключение Гагарина ни в коей мере не было принято ни другими астронавтами, ни, тем более, учеными. Так, ученый Бьерке говорит: «Современная наука не убила фундаментальные истины Библии. Я верю в Бога, я верю в Иисуса, и я верю в Библию».

Среди бесчисленного множества небесных светил, планет и звезд наша Земля — крохотная, незаметная пылинка, и на этой пылинке живет человек: здесь произошло его грехопадение и здесь совершилось его спасение. Сам Творец мира, приняв образ человеческий, сошел на землю и жил под человеческим покровом тридцать три с половиной года; но творение восстало против своего Творца и предало Его крестной смерти.

Что человек по сравнению с Богом? Ничто. Но и сейчас, как когда-то, он бросает дерзкий вызов Небу: в своем безумии он отрицает своего Творца и тем самым обрекает себя на вечную гибель.

Однако вера в Бога не может исчезнуть: она жила и будет жить в народе, пока существует мир; она живет в сердцах таких чистых людей, как Демьян Лукич — мудрый старец, с которым ты, дорогой читатель, познакомишься на страницах этой книги.
                Искусство защищать
Многим хорошо известна небольшая книжечка под названием «Яко с нами Бог», подписанная псевдонимом «С. Лавров» или другим именем. Популярность этого сочинения, которое убедительно сокрушает расхожие доводы «ученых» безбожников, направленные против «невежественных» верующих, огромна. Совокупный тираж ее ежегодных переизданий превышает миллион экземпляров,
  и спрос на книгу не сбавляется.

Однако не все знают имя настоящего автора, подлинное название этого сочинения и — главное — его первоначальный неискаженный текст. Действительное заглавие этой краткой апологии христианства таково — «Откуда произошла вера в Бога. (Публичный диспут в советской России)». Книга была написана знаменитым старообрядческим писателем и церковным деятелем Федором Ефимовичем Мельниковым (1874–1960) еще в 1920 г. во времена большевистских гонений на Церковь Христову в сибирской «тайге», как указал сам автор.

После опубликования в 1905 г. Именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату об укреплении начал веротерпимости такие многолюдные «прения о вере» стали отличительной особенностью духовной жизни дореволюционной России. К ним проявляли устойчивый интерес представители русского образованного общества. Один из них, редактор московской газеты «Русское слово» Александр Панкратов писал: «Выдающийся ораторский талант Мельникова поставил его в первый ряд русских общественных деятелей». До 1917 г. на лекции и публичные собеседования старообрядческого начетчика (начетчик — начитанный человек) с религиозными противниками, проходившие, например, в Политехническом музее, трудно было достать отнюдь недешевый билет. Столь велико оказалось внимание тогдашней публики к серьезным богословским дискуссиям. Господь всегда даровал победу защитнику христианства, который, постоянно помнил заповедь Спасителя: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12:12-11).

Воинствующие безбожники, терпя на диспутах поражение за поражением и видя свою немочь, вожделели сведения счетов. Старообрядческий епископ Иннокентий (Усов) свидетельствовал: «Публичные диспуты по религиозным вопросам советская власть допускала только до 1929 года. Но и тогда талантливые апологеты христианства, выступавшие на них, рисковали своей свободой, а иногда и самой жизнью. Немало их погибло в советских тюрьмах и на каторге».

Позже Мельников так вспоминал о той поре: «…Я был приговорен в советской России… к расстрелу за «контрреволюцию», каковой считалась религиозная деятельность… Меня не могли разыскать… в непроходимой сибирской тайге… Три раза приезжали большевистские отряды для розысков меня, и каждый раз уезжали ни с чем… С 1925 по 1930 (второй половины) я прожил на Кавказе, занимаясь там пчеловодством… Писать днем было опасно, ибо на пасеку заглядывали иногда красные власти… Я начал писать поэтому ночью, в своем походном шалаше, при тусклом свете керосиновой лампы. Но вскоре пришел ко мне ночью ближайший сосед-пчеловод и предупредил: «Опасное дело вы делаете, чоканье вашей пишущей машинки в ночной тишине очень далеко слышно и может заинтересовать проезжих, а проезжие могут быть красные. Тогда и вам достанется, да и нас не помилуют». Я прекратил ночную работу на машинке, стал писать днем. Писал я с большой опасливостью, чуть ли не каждую минуту выглядывая из своего шалаша: не едет ли кто к нам на пасеку, не идет ли подозрительный человек?.. Бог помог мне перебраться за границу (в Румынию) и привести сюда почти все мои сочинения, написанные на родине в опровержение безбожия…».

Общественное признание Мельникова в те годы огромно. Он много пишет, активно издается, часто выступает с публичными лекциями и беседами. Его произведения переводят на европейские языки. На них откликаются в Белграде и Иерусалиме, в Париже и Варшаве, в Кишиневе и Афинах, в Харбине и Нью-Йорке. Оксфордский профессор Николай Зернов включает его, единственного старообрядца, в свой авторитетный биобиблиографический справочник «Русские писатели эмиграции».

Мельников был одним из самых плодовитых древлеправославных авторов. Его перу принадлежат десятки книг и брошюр, сотни статей и выступлений в периодической печати. Произведения его многообразны и разножанровы: острая публицистика, источниковедческие исследования, исторические работы, богословские сочинения и мн. др. Издававшаяся им перед Второй мировой войной в Кишиневе противоатеистическая литература составила целую книжную серию «Опровержение безбожия». Близко знавший Федора Ефимовича знаменитый старообрядческий купец-меценат В. П. Рябушинский утверждал: «В основу этих писаний положены происходившие в советской России действительные события, в которых автор принимал сам участие. Дело в том, что Мельников всего 3–4 года тому назад, как бежал из СССР, а до того времени, он жил там и все время вел, с большой опасностью для себя, ожесточенную борьбу с большевистской идеологией».

Федор Ефимович прожил долгую плодотворную жизнь. Он дожил до глубокой старости, находясь до последнего вздоха под открытым наблюдением румынской чрезвычайки «секуритатэ». Преставился ко Господу 13 (26) мая 1960 года вдали от своей родной Черниговской губернии, в Мануиловском старообрядческом монастыре (Румыния), где и похоронен.

Жанр всех выпусков серии «Опровержение безбожия» традиционен для христианской апологетики — принародное собеседование, открытый диспут, живой диалог под пристальным наблюдением слушателей, следящих за ходом словесной схватки. Некоторые книги серии выдержали несколько изданий, были переведены на иностранные языки, стали практическими пособиями для многих защитников Христовой веры.

Возвращенная ныне читателю книга «Откуда произошла вера в Бога» выдержала за рубежом четыре издания: в 1938 г. в книгопечатне преподобного Иова Почаевского во Владимировой (Словакия), перед войной в издательстве YMCA — press и в переводе на сербский язык, а также в 1961 г. в типографии монастыря Св. Троицы Русской зарубежной церкви в Джорданвилле (США). Впервые в России подлинный текст сочинения, известного русскому читателю под названием «Яко с нами Бог», был выпущен в 2000 г. издательством «Церковь»; во всех предыдущих изданиях текст был искажен добавлениями, написанными в стиле, не соответствующим яркому, самобытному языку Федора Ефимовича.

Запоминающийся образ главного действующего лица книги «Откуда произошла вера в Бога», кроткого и добросердечного деревенского мудреца Демьяна Лукича, этого «второго я» автора, противостоит матерым воинствующим безбожникам Альтшулеру и Матюнину. «Невежественный» пчеловод, как в свое время неученые апостолы-рыбаки, сумел не просто отстоять веру Христову, но и обратить в нее вероотступника Матюнина. Апостол речет: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин., 5, 4).

Только этой победительной верой возможно истолковать чудо, преобразившее слепого безбожника в прозревшего верующего. Только заступлением Господним можно объяснить дарованное «необразованному» крестьянскому (читай — христианскому) апологету искусство защищать, что подтверждается словами Самого Бога: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21:15).

Книга «Откуда произошла вера в Бога» — первая из серии «Опровержение безбожия», которую предполагает выпускать издательство, чтобы предохранить читателя от «тьмы века сего» (Еф., 6, 12).


Рецензии