Черты характера России в образах героев романа

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РОССИИ В ОБРАЗАХ ГЕРОЕВ РОМАНА
 Ф. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»
 
Великие Записи, Священные Тексты отличаются от других философских, художественных или иных текстов тем, что они многомерны и включают в себя содержание трёх миров, а потому образы людей символичны и соответствуют Силам Космическим, а названия космических объектов – планет и звёзд, соответствует именам истинных героев всех времён, проявленных на Земле. Но отметим также тех писателей, кто овладели истинной философией, кто отмечен Учителями как достойные проводники наиважнейших мыслей, направленных человечеству. Их произведения не трёхмерны, но двухмерны.

 Образцом такого произведения, которое в определённой степени в своём отражении напоминает в своей сжатости, концентрации и символизме Священный Тексты, является роман Фёдора Достоевского «Идиот».

Мало кто задумывается о том, что главные герои этого романа: князь Мышкин, Настасья Филипповна, Рогожин выражают идею образца России предреволюционного периода. Меткий, прозорливый, наблюдательный взгляд Достоевского буквально раскрывает сущность России через человеческие личности. Так, например, Настасья Филипповна вполне согласуется с представлением и Бердяева, который указывал на женскую сущность России в противоположность Германии, обладающей мужской сущностью. Не случайно и Николай Рерих избрал в качестве олицетворения России женский образ – Настасью Микуличну.

 Но образ России, представленный через Настасью Филипповну, изображает не будущее России, долженствующей жить во Благо, но тот, который сложился на переломном этапе. Он получился бунтарский, непредсказуемый, дерзновенный. Но Настасья Филипповна, женский аспект России, потерявшей цель и смысл жизни, совершает поступки жертвенности, проявляет ярое презрение к богатству, являет самоотверженность во имя своего мужского аспекта, который раздвоился по той же самой причине – потери цели и смысла жизни.

Презрение к обывателям, чувствующим себя в благополучии, но лишённым желания менять свою жизнь, вызывает ответную реакцию со стороны толпы, лишённой будущего. Настасья Филипповна выражает именно сущность народа, а не накипь, проявляемую большинством населения уходящей России. Сущность такой России-Настасьи Филипповны, бунтарская, со смелым, горящим взором, говорящем о пылающем сердце. Её характер сложный и многообразный. Она ценит благородство, честность и порядочность той части России, князя Мышкина, которая содержит сохранившуюся чистоту. Она даже не обращает внимания на то, что князь Мышкин, определённый духовный аспект России, потерял способность умственного развития, а потому неповоротливый, наивный, непонимающий реальность психологии людей окружающего общества. Она прощает ему всё, так же, как и он ей взаимно. В то же время, оба персонажа старой России при взаимной любви и симпатии понимают, что у них нет будущего.

И те, и другие черты характера, которые они выражают, не имеют будущего в Новой России.
 


Рецензии