Психоархитектоника. Человек и Мир. Прообраз

Психоархитектоника.
Человек и Мир.
Опыт психологического философствования.

[Этот текст - всего лишь набросок четырёх глав восьмой части Психоархитектоники.
Поэтому я назвал его прообразом того, что я хотел бы написать в них.
Текст был опубликован мной на сайте психологов b17 с разными картинками,
но сюда больше одной картинки не влезает. Из-за этого мне приходится здесь отсылать вас
к разным частям и главам, где эти схемы присутствуют.]

В психологии большим философом был С.Л.Рубинштейн, написавший книги "Бытие и сознание" и "Человек и мир". Будучи студентом-психологом, я часто их перечитывал. Для меня С.Л.Рубинштейн и сейчас остаётся большим авторитетом. И я бы не решился писать на уже изрядно "избитую" им тему, если бы через свои эксперименты по моделированию психики не вышел на вопрос о том, как представить себе взаимодействие целостного человека и мира в рамках своей модели.

В этой статье я попытаюсь закончить краткое изложение СИМП* человека описанием того, как седьмой макроуровень психики замыкается на первый макроуровень, преобразуя иерархию в систему - некое единое целое, составленное из частей: элементов (психических состояний и процессов), их триад - уровней (структурно-функциональных комплексов), и психосфер - макроуровней (подобий целого, составленных из иерархии триад).

[*СИМП - системно-иерархическая модель психики. Аббревиатура была ссылкой на первый текст (на b17) с её описанием.]

Описываемая мной система тоже является своего рода сферой, которую древние признавали идеальной фигурой. И эта самая большая сфера вмещает в себя 7 сфер поменьше. Её можно понимать как то, внутри чего развиваются меньшие сферы - нулевым макроуровнем, с которого начинается развитие психики животных вообще, и человека - в частности. Её можно понимать и как то, к чему приводит развитие психики - к целостности более высокого порядка, чем первоначальная целостность. То есть, её можно считать восьмым макроуровнем, которым заканчивается движение информации по уровням и макроуровням психики. На этом, как все прекрасно понимают, движение не заканчивается, поскольку начинается новый виток развития.

Здесь иерархия психосфер может быть выражена линией, начинающейся из точки - нулевого макроуровня, описывающей круг и заканчивающаяся в восьмом макроуровне. Сама линия - это иерархия. А круг - система. Линия означает поступательность движения, круг - цикличность движения. Соответственно, новый цикл тем и отличается от старого цикла, что не повторяет движение внутри него в абсолютной точности. Таким образом, поступательность и цикличность создают спиралевидность движения. Это и есть развитие - иерархия систем, образующая систему более высокого порядка.

Это характерно как для внутреннего развития каждого человека, представляющего собой психофизическую целостность, систему, так и для внешнего развития - развития более объёмной целостности - сообщества и общества. Во внешнем для себя взаимодействии человека с природой и с себе подобными он черпает материал для своего внутреннего развития. Формы внешнего взаимодействия переходят во внутренние способы переработки энергии, вещества и информации. Это закон интериоризации. И он уравновешивается противоположным законом, законом экстериоризации - овнешнения внутреннего.

Вместе они являются двумя сторонами всеобщей рефлексии. Интериоризация - это самоуглубление целого, его дифференциация на части. Экстериоризация - самовыражение целого, его самораскрытие, самообнаружение, самопроявление, интеграция частей в новое целое. Понятно, что эти процессы одновременно противоположны и взаимосвязаны. Одно протекает через другое. Как и всем известные анализ и синтез - анализ через синтез и синтез через анализ.

Целостность, как восьмой макроуровень (центр) внутри нулевого макроуровня (поверхности сферы), символически можно изобразить в виде восьмёрки в нуле - нечто конечное, внутри которого содержится бесконечность. Примерно тоже самое выражает собой и Дао - единство противоположных сущностей - Инь и Ян. Только тут восьмёрка представляет собой два круга - две противоположности. Вполне наглядно это показано в самой системно-иерархической модели психики человека.

[Здесь в тексте на b17 была картинка, которую вы можете найти в графико-прозаическом эпиграфе: 
http://www.proza.ru/2017/02/05/1367 ]

Представьте, что в одном кольце восьмёрки находится плюс, нечто положительное, а в другом кольце - минус, нечто отрицательное. Это как пара электрон-позитрон, возникающая из единого поля и исчезающая при прямом столкновении друг с другом, аннигиляции. Они же образуют простейший атом - атом водорода, если между ними возникает посредник - протон, создающий вокруг позитрона особую оболочку из "льда" и "инея", состоящего из других полевых образований более мелкого масштаба. Эта оболочка мешает столкновению электрона с позитроном внутри протона, а при их сближении создаёт из электрона нейтрон. Сближение электрона и позитрона продиктовано стремлением восстановить полевое равновесие. Пара сблизившихся частиц, при сходе электрона со стационарной орбиты и "застревании" его во "льде" и "шубе инея" протона, образует нейтрон. И так далее.

Не буду глубоко вдаваться в физику творения мира, поскольку я в этом не специалист, а читающие эту статью пришли на этот сайт ради познания самого себя и своей психики. Интересующихся этим вопросом отсылаю по адресу:
http://dovgel.com/ontv.htm

Этот пример из физики можно оформить как тетраду:

     Поле     -   Позитрон  -  Электрон  -  Аннигиляция/Объединение.
Основание - Положение - Отрицание         -         Синтез

Объединение позитрона и электрона создаёт разные формы их взаимодействия: протон, нейтрон, атом, молекулы, вещество. Аннигиляция показывает, как крайности сходятся и уничтожают друг друга, отдавая свою энергию полю. Которое опять и опять порождает пары частиц. Физики называют это поле вакуумом. Одни философы - пустотой, шуньятой, другие философы - субстанцией. А верующие - богом. Я думаю, что эта пустота полна. Только человек её не видит, как не видит простым глазом электрические и магнитные поля, как не видит воздух, если он чист, но видит разнообразные проявления этих полей, воздушной и других сред. Противоречие между пустотой и полнотой и разрешается в рождении пар частиц.

Условимся здесь называть начало и конец, рождение и исчезновение пары частиц, творением. Творение - это творящая сама себя субстанция. Она есть причина самой себя, движущаяся самость, самодвижение.

Это примерно то же самое, что сказал К.Юнг о Самости:

"Самость есть не только центр, но и полная окружность, которая включает в себя как сознательное, так и бессознательное; самость является центром суммативной целостности, подобно тому, как ЭГО есть центр сознательного разума." (Юнг К.Г. Психология и алхимия.)

В этой самостоятельной и самодвижущейся Субстанции можно видеть Природу, а можно и Бога. Кому как нравится. Лично для меня это одно и то же, т.е. Единое Целое. В этом нет никакого дуализма, поскольку противоположности здесь НЕ представляются оторванными друг от друга. Они взаимосвязаны, как пара электрон-позитрон, и во взаимодействии друг с другом порождают многообразие форм существующего мира. Такое мировоззрение не является монизмом, дуализмом или плюрализмом. Скорее, оно есть монистический дуализм, дуалистический монизм, или плюралистический монизм - единство многообразия. Поэтому я считаю споры о существовании или несуществовании Бога напрасным времяпровождением, вредным для спорщиков, тем более, если они убивают друг друга в борьбе за верховенство своих взглядов (мнений и убеждений). Единое Целое, конечно же, существует. Как бы его ни называли.

[Вследствие такого своего мировоззрения я могу свободно общаться как с глубоко религиозными людьми, так и с атеистами. Я понимаю и тех, и других, и даже тех, кто в своём мировоззрении не определился. В интернетовских дебатах мне становится жалко верующих людей, если атеисты нападают на них и стараются их унизить оскорбляющими эпитетами, и стыдно за атеистов. Поэтому я бросаюсь защищать верующих и получаю моральные (скорее, аморальные) пинки и зуботычины со стороны фанатично верующих в несуществование Бога атеистов. То же самое я получаю со стороны столь же фанатично верующих в существование Бога, если начинаю защищать умеренных атеистов, способных самостоятельно размышлять над фундаментальными вопросами в жизни каждого человека. С умеренными я всегда договариваюсь. Фанатики с обоих сторон меня не любят (мягко сказано). :))]

Творение раздваивается на свои противоположные моменты - сотворение и растворение. Сотворение - это сгущение энергии, а растворение - разрежение, рассеяние. Возникшие электрон-позитронные пары являются сгустками энергии разного заряда. При аннигиляции энергия, содержащаяся в них, рассеивается, возвращаясь в полевую субстанцию.

Творением мы также называем результаты человеческого творчества (например, стихотворения). На творения Природы и Бога наслаиваются творения рук человеческих - вторая природа, искусственная среда, культура и цивилизация. И это причина, по которой мы здесь рассматриваем взаимодействие между Миром и Человеком. Причина, по которой физику сочетаем с психикой. Ведь сколько бы мы не говорили о внутреннем мире человека, о его психике, мы с необходимостью затрагиваем то, что происходит с ним при его взаимодействии с внешним миром, с природной и социальной средой. И это взаимодействие выражаем в таких словах, как: происхождение, сущность, явление, существование, бытие, становление, событие, судьба, случай, действительность, необходимость, возможность. Кроме того, мы связываем имена существительные в предложениях связками: есть, суть, является, было, будет, и т.п. Это такие вроде простые и часто применяющиеся в обыденном словоупотреблении понятия. И в то же время это сложнейшие философские категории. После многолетних размышлений я организовал эти категории в следующую иерархическую систему:

Ссылочка на картинку - 
http://www.proza.ru/2019/08/12/579

Здесь я заменил категорию "творение" на категорию "происхождение". Последняя категория означает "то, что происходит" - то, что про-ис-ходит, то есть, то, что ПРО-ходит ИЗ одной точки в другую. Ведь движение означает исчезновение из одной точки пространственно-временного континуума и возникновение в другой точке. Происхождение - это начало, генерация чего-то нового из старого материала, генезис.

Это может быть также генерацией новых идей в гениальной голове какого-либо мыслителя - то, что здесь-и-сейчас происходит в чьей-либо голове, в чьём-либо внутреннем мире. Идеи и мысли (мыслеобразы) рождаются и тут же умирают, рождаются и образуют устойчивые сочетания, взаимодействуя с другими устойчивыми сочетаниями уже существующих, произведённых раннее, идей и мыслей. Они тут же воплощаются в действиях и поступках. Но воплощение идеального в действительное, реализация идей, касается только человеческой реальности. Поэтому не следует понимать так, что и во внешнем, природном, мире происходит реализация чьих-то, например, божественных идей. Вряд ли существует гегелевская абсолютная идея, реализующая себя в мире. Считать так - значит проецировать человеческое творчество на весь мир, отождествлять человеческое воображение и мышление с процессами, происходящими во внешнем мире. От объективного идеализма недалеко и до субъективного идеализма, до солипсизма, и, вообще, до какой-нибудь формы сумасшествия.

Мир сам по себе - творец себя. То же самое можно сказать и о человеке. Человек - творец самого себя. Selfmademan - человек, сам себя сделавший и делающий. Это, конечно, если он - творческий человек. Если он не является в какой-либо мере творцом, то его преимущественно делает среда, природная и социальная. Это происходит, когда он бездумно копирует образцы поведения у других людей, подражая им в одежде, манерах, в речах и даже мыслях. Помните, кого называл плохим человеком граф Л.Н.Толстой: того, кто живёт своим чувствами и чужими мыслями.

Заёмные мысли - удобное средство для оправдания эгоистических поступков: всегда можно свалить ответственность на чей-либо авторитет. Мол, умные люди написали в энциклопедиях, что бога нет, а тут какие-то неумные люди утверждают, что он есть. А раз бога нету, нет и страха перед ним, можно творить, что захочется. Когда же случается трагедия, можно во всём винить судьбу, а не себя, вошедшего в острое противоречие (конфликт) со всем миром. Или же остаётся поверить, что бог есть, и он всё видит, поскольку он везде, даже в наших глазах, в нашем сознании и самосознании, в нашей совести. Бог всё видит - нашими же глазами. Поэтому от него ничего не укроется. Можно только попытаться забыть об увиденном, вытеснить его из плана самосознания. Но и это чревато нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, внезапно возникающим стремлением к смерти, которое медленно или быстро достигает своей цели.

Не подумайте, что это религиозная проповедь. Я - человек скорее сомневающийся, чем верующий. Поэтому никакого религиозного фанатизма вы от меня не дождётесь.  :))  Когда я говорю о Боге, я подразумеваю Природу. Когда говорю о Природе, подразумеваю Бога. Примерно, как Спиноза, которого обозвали дуалистом. Но я не дуалист, а, как уже и говорил, дуалистический монист. Для меня Природа и Бог - это Одно Целое, Единое, или Божественная Природа.

Гегель в "Науке логики" при построении своей философской системы отталкивался от категории бытия, которая в противоречии с противоположной категорией небытия (ничто) порождает их единство - становление. Вслед за ним и я считал, что бытие и становление - это первичные категории, достойные быть противоположными сторонами Творения. Долгое время для меня это было так. Бытие было на том месте, на котором вы в схеме видите сущность. А становление - на месте явления. У Гегеля бытие и становление порождали наличное бытие, т.е. существование всего сущего. Из него получались сущность и явление. Необходимость и возможность были двумя сторонами действительности.

Но недавно я пришёл к выводу, что существование, бытие и становление - это сфера спокойного движения. Сущность же во многих философских источниках определяется как субстанция, основа всего сущего. Сущность это не только essentia, но и substantia. Явиться же означает начать существовать. Явление - внешнее выражение чего-то внутреннего, стоящего за явлением. Если понимать творение (происхождение) как всеобщую рефлексию, то интериоризация - самоуглубление целого внутрь себя, дифференциация его на части, единство этих частей, и есть внутреннее содержание целого, его сущность. А то, как себя выражает целое, овнешняя своё внутреннее содержание, излучая свет, тепло и другие виды энергии, есть его явления, самообнаружение. Тем более, что существование (existentia) есть проявившаяся и выступившая наружу в разных формах сущность.

Существование - то, что существует здесь-и-теперь уже после того, как оно произошло. Существование - это вещно-предметный мир, реальность (от латинского res - вещь, предмет.). То, что существует достаточно продолжительное время в одном и том же виде есть бытие. Например, бытие какой-либо вещи в устойчивом состоянии, при котором вещь сохраняет свои характеристики долгое время. Бытие есть покой и постоянство существующего сущего, сохранность всякой существующей вещи или живого существа: растения, животного, человека. Бытием также называют пребывание чего-либо или кого-либо в одном состоянии, присутствие (нахождение) вещи или существа в определённом месте и времени.  Противоположно бытию становление - постоянное изменение в ту или иную сторону (в каком-либо направлении) того, что существует, эволюция или инволюция.

Постоянство и изменчивость - две взаимопроникающие стороны существующих вещей. Можно, конечно, отделить и оторвать постоянство и изменчивость друг от друга, как это делали рассудочно мыслящие средневековые схоласты. Тогда Бытие выглядит как царство Абсолюта, вечного и неизменного. А Становление - как царство Относительного, релятивного, временного и изменчивого. Но диалектическое мышление соединяет эти противоположности, находя их истину, их исток - Существование.

Понятно, что то, что существует, при своём взаимодействии с другими существующими усложняет сущность каждой существующей вещи или живого организма (стрелочка на схеме от Существования к Сущности). Поэтому существуют сущности первого, второго, третьего, n-ного порядка. Триада "Происхождение - Сущность - Явление" представляет собой, так сказать, кинетику мира. Триада "Существование - Бытие - Становление" содержит в себе спокойное, медленное, постепенное изменение существующего. Вследствие этого она есть нечто стабильное в мире, его статика. При взаимодействии этих двух уровней возникает мировая динамика - триада "Событие - Судьба - Случай".

Событие - это резкое изменение существующей ситуации. Два разрозненно и спокойно существующих бытия (объекта) встречаются, например, планета Земля и метеорит. Происходит событие - взрыв. Масштаб события зависит от соотносительных размеров двух объектов. Событие - встреча двух форм бытия, со-бытие. Это никакое не сосуществование, как писал Хайдеггер, поскольку исход события неоднозначен, и не всегда бывает мирным, мирным сосуществованием. К тому же сосуществование - это продолжительное спокойное совместное существование. А событие - это относительное кратковременное происшествие, при окончании которого решается чья-либо судьба: победить или быть побеждённым; погибнуть или остаться жить, но искалеченным; стать оправданным или осуждённым на заточение в тюрьме; выиграть или проиграть в футбольном матче или в какой-нибудь стычке; и так далее. Судьбой мы так же называем ряд событий, цепь событий всей жизни человека, приведшей его к тому или иному итогу.

В диалектике событие - это момент перехода количественных изменений в качественные, скачок, скачкообразное изменение: природные катаклизмы, катастрофы, социальные потрясения, государственные перевороты, революции, войны, и т.п. События в человеческой жизни обязательно несут в себе характеристику важности, значимости. События привлекают к себе интерес и внимание пребывающих вокруг него людей, и, тем более, участников самих событий.

Двумя сторонами событийности (события) являются закономерность (судьба) и случайность (случай). Всякий случай есть стечение нескольких (многих) существующих закономерных тенденций развития предыдущих событий. Судьба - это другое выражение сущности, находящейся внутри каждого человека. Случай - явление, при котором две судьбы соприкасаются, контактируют и/или конфликтуют друг с другом. То, что случилось, становится частью Действительности.

Рассудочно мыслящие люди противопоставляют и отрывают друг от друга понятия закономерности и случайности. При этом они либо склоняются к полной предопределённости всего происходящего в мире и в человеческой жизни (детерминизм), становятся этакими фаталистами, верующими в злой рок или в колесо Фортуны. (Они, кстати, часто заявляют, что ничего случайного нет. Хотя с ними время от времени что-то случается. И страшное, и нестрашное.) Либо они сводят всё к случайностям, не веря никаким закономерностям, доверяясь лишь дурно понятой свободе как произволу (индетерминизм, волюнтаризм).

Единство спокойного Существования и происходящих Событий есть Действительность. Действительность - результат взаимодействия встретившихся в событии существующих объектов и/или субъектов. Действительность - это также то, что происходит прямо сейчас как в виде спокойного существования и сосуществования, так и в виде резких скачков, событий, происшествий.

У Действительности, в свою очередь, тоже есть свои две стороны: Необходимость и Возможность. Необходимость - это своего рода обобщение происходящих из сущности законов бытия и закономерностей судьбы. Необходимость диалектически определяется через свою противоположность. Необходимость есть то, без чего обойтись невозможно. Необходимость требует, настаивает на том, что что-то должно произойти, иначе нарушится целостность целого. Необходимость в соматопсихике живого организма, например, человека, выступает как его потребность восполнить его чем-либо недостающим в организме, либо потребность выделить то, что его переполнило. Именно необходимость создаёт возможность это сделать. Также и потребность живого организма создаёт внутри него напряжение сил, способное удовлетворить эту потребность. Потребность и способность организма - это две стороны его склонности к какой-либо деятельности и её предмету.

Чтобы не углубляться в определения, лучше сравнить схему вверху со схемой, которую вы увидите здесь: 
http://www.proza.ru/2018/01/20/1331

Она взята из статьи о соматопсихике, первом макроуровне психической организации человека. Также можно сравнить с верхней схемой и схемы из других статей, вкратце описывающих образный интеллект, эмоциональный интеллект, социопсихику, словесно-речевой интеллект, волевой интеллект и психосферу творческого духа. Наверное, вы придёте к такому же выводу, что и я. Но, может, придёте и к другому.

Осталось только добавить, глядя на схему сверху этого текста, что статика триады "Существование - Бытие - Становление" дополняется динамикой триады "Событие - Судьба - Случай" до кинематики объединяющей триады "Действительность - Необходимость - Возможность".  В науке законы, действующие на уровне статической триады называются законами классической механики, или динамическими (вот где ирония!) законами. Закономерности, действующие на уровне динамической триады, называются статистическими законами, описывающими вероятностные события.


Рецензии