Джозеф Байерли - американский солдат Красной Армии

Несмотря на охлаждение российско-американских отношений, интерес двух стран друг к другу не угасает. Особая тема – годы Второй мировой войны, которые дали поразительные примеры взаимной помощи и сотрудничества двух союзников по антигитлеровской коалиции – СССР и США.
 Их главные персонажи – не только известные по учебникам истории крупные политические и военные фигуры прошлого, но и простые люди. Один их таких примеров – удивительная история американского солдата-десантника Джозефа Байерли, который принял участие в войне с нацистской Германией в составе двух союзнических армий – американской и РККА.
СССР и США вскоре развели по разные стороны баррикады ветры Холодной войны, но для ветеранов Великой Отечественной Джозеф Байерли навсегда остался своим – GI, сражавшийся плечом к плечу с советскими солдатами.

Парень из Мичигана

Джозеф родился 25 августа 1923 года в многодетной семье Уильяма и Элизабет Байерли в небольшом городке Маскигон, расположенном на берегу одноимённого озера, в американском штате Мичиган.
Будущий десантник окончил среднюю школу в июне 1942 года. Джозеф хорошо учился и хотел поступить в католический элитный университет Нотр-Дам в городе Саут-Бенд, в соседнем штате Индиана, но  пошёл в армию, стремясь попасть на войну, которая уже не один год полыхала на другом континенте. Много позже он так объяснял свой поступок: «У меня два старших брата уже служили в армии, и я понимал, почему. Как ни молод был, а понимал, что Гитлер – всем нам смертельная угроза». 

Служба в армии США. 101-я дивизия

Пройдя жесткий отбор, Джозеф поступает в подразделение, чьей основной функцией были диверсионные операции – 506-й парашютно-десантный полк «Кричащие орлы», специализирующееся на радиосвязи и подрывных работах.
Девять месяцев прошли в тяжёлых тренировках в учебном центре в городе Токкоа (штат Джорджия). Байерли быстро осваивал тонкости десантного дела, оказался одним из лучших, заработав за время обучения прозвище «Прыгучий Джо» за пристрастие к прыжкам с парашютом, в общем, в перспективе он обещал стать отличным диверсантом.

Навстречу судьбе

Семнадцатого сентября 1943 года в гавань Ливерпуля прибыло британское военное транспортное судно «Самария». На его борту находился и 3-й батальон 506-го парашютного полка 101-й американской воздушной десантной дивизии. Вместе с другими десантниками на британский берег ступил и техник-сержант 4-го класса Джозеф Байерли, которому только месяц назад исполнилось 20 лет.
На Альбионе шла подготовка к высадке в Нормандии.  Джозеф Байерли дважды вылетал на особо секретные миссии, связанные с переброской золота французскому Сопротивлению и оба раза успешно возвращался назад.
Словом, к лету 1944 года, когда планировалась высадка в Нормандии, Байерли подошёл уверенным в себе десантником. Однако в июне 1944-го военная удача ему изменила.

Операция «Оверлорд»

Операция «Оверлорд» (открытие Второго фронта в Европе), начавшейся 6 июня 1944 года стала не только морским, но и воздушным десантом, во Франции десантировались сразу двадцать тысяч парашютистов. Группа, в которую входил Байерли, предназначалась для захвата переправ в немецком тылу. Однако она ещё не успела начать выполнение задания, как уже оказалась под ударом.
Самолёты с десантом на борту прошли пляжи Нормандии, начали подходить к району высадки в глубине Франции — и в этот момент их нащупали прожекторы с земли, а затем в небо потянулись трассы зениток.
Военно-транспортный самолёт «Дуглас С-47», в котором находился Байерли, попал под жестокий зенитный огонь. Два «Дугласа», летевшие рядом, от прямых попаданий зенитных снарядов взорвались на глазах Джозефа. Приземление вышло неудачным – Джозеф сел на крышу церкви деревушки Сен-Ком-дю-Мон, сильно ударился. Отыскивая своих,  Джозеф
решил попытаться вредить противнику теми способами, которыми может. Обнаружив неподалёку электроподстанцию, наш подрывник благополучно её уничтожил, но, когда он спасался от погони, случилось непредвиденное: Байерли свалился прямо в замаскированный немецкий окоп на головы изумлённых солдат вермахта. Десантник попал на прицел сразу дюжины стволов. Шансов нет, это плен.

Узник

Затем были семь месяцев допросов; семь немецких лагерей и тюрем и два неудачных побега.
Первым  концлагерем  для Джозефа стал шталаг ХII A в пригороде Лимбурга, затем IV D под Аннабургом, IV B в Мюльберге и, наконец, III C под Кюстрином.
О своем настроении на фотографии, сделанной в шталаге XII A, Джозеф поведал своему сыну уже после войны, когда тот спросил, о чем отец думал, когда его фотографировали: «Успею ли я убить фотографа, когда он отвлечётся».
Примерно за месяц до освобождения Парижа Джозефу «повезло» пройти по его улицам в составе колонны пленных под улюлюканье французских коллаборационистов, где он сумел попасть даже в кадры пропагандистского немецкого фильма. С парижского вокзала всех военнопленных в вагонах для скота отправили в Германию.
Джозеф Байерли -военнопленный. Июль 1944

Побег

Про его первый побег, к сожалению, мало что известно, но второй был практически удачным. Прибыв 17 сентября 1944 года в шталаг III C, находящийся в восточной Германии, Байерли узнал от советских военнопленных, что Красная армия уже воюет в Польше. Он понял, что, если и бежать, то надо бежать на восток. Здесь в шталаге он нашел себе друзей Брюера и Куинна. Они подкупили немецкого охранника, который в одну из октябрьских ночей сделал вид, что не заметил, как беглецы перерезали проволоку и скрылись в лесу. Джозеф с товарищами сумел забраться в вагон поезда с зерном для лошадей. Поезд шёл, как они думали на восток.
Каково же было их разочарование, когда поезд остановился. Невозможно представить, но три американских десантника оказались в столице нацистской Германии. Разрушенное бомбардировками гигантское депо было безлюдным. Беглецы незамеченными спрятались в люке канализационной системы.
 Через несколько дней в поисках воды они наткнулись на пожилого железнодорожника, который угостил их колбасой и пивом и, накрыв брезентом, на телеге перевез в какой-то подвал, где благополучно… сдал в руки гестапо.
Здесь их  приняли за американских шпионов. Спасло беглецов то, что их уже искало военное командование (лагеря военнопленных находились в ведении вермахта). Поэтому вермахт «заступился» за трех американских десантников, отправив их обратно в шталаг III C.

Я – американский товарищ!

Но узники не оставили мысли о побеге. На этот раз они решили воспользоваться фермерским фургоном, который привозил в лагерь огромные бочки со свеклой, репой и кабачками. В один из январских вторников беглецы незаметно заняли места в пустых бочках на телеге и оказались за территорией лагеря. Но двигаясь под уклон, фургон налетел на камень и… бочки опрокинулись, по беглецам открыла огонь охрана на сторожевых вышках. Брюер и Куинн были смертельно ранены, а Байерли, петляя, как заяц, добрался до леса и пробежал несколько километров по руслу ручья, чтобы сбить со своего следа лагерных овчарок.
Как вспоминал сам Байерли, он две недели шёл на восток. Рано утром американец проснулся от грохота танковых моторов и громкой чужой речи – сквозь щели сарая он увидел краснозвёздные танки и советских солдат. К русским он вышел с поднятыми руками и повторял только одну фразу: «Я – американский товарищ!».
 И тут Байерли пришлось дважды изрядно удивиться. Во-первых, танки, которые он увидел, М-4 «Шерман» были американскими. Во-вторых, танкистами, которые воззрились на него с не меньшим изумлением, командовала молодая женщина с офицерскими погонами на плечах. Насчёт личности дамы, в ближайший месяц командовавшей  американским   десантником, до сих пор нет стопроцентной уверенности. Обычно предполагают, что это капитан Александра Самусенко из 1-й гвардейской танковой бригады. Девушка, к 23 годам дослужившаяся до должности замкомбата в танковой бригаде, со сложной и трагической жизненной историей — сама по себе яркий персонаж той войны, и позднейших авторов версия о встрече Самусенко и Байерли притягивала как магнит.
Однако, увы, эту версию приходится отвергнуть: «Шерманов» в 1-й гвардейской бригаде не было. Судя по всему,  американский   десантник  воевал в 1-м механизированном корпусе Семёна Кривошеина — там имелись ленд-лизовские машины, да и боевой путь корпуса хорошо соответствует тому, что описал Байерли. А таинственная девушка-офицер так и остаётся неизвестной, сам Джозеф не запомнил непривычное имя и назвал её в воспоминаниях просто «Майор».

 Служба в РККА

Его, не имевшего по понятным причинам документов, хотели немедленно отправить в тыл. Дальше всё, казалось бы, просто: эвакуация через Одессу и возвращение в США. Политрук немного говорил по-английски, так что коммуникацию удалось наладить. Однако как только Байерли объяснили дальнейшую программу, он возмутился: «Я не освобождённый из плена. Я бежавший из плена. Я хочу присоединиться к вам, идти на Берлин и убивать нацистов. Ведь мы союзники? Значит, должны вместе воевать».
До Берлина оставалось семьдесят километров, и Джозеф, горел желанием с оружием в руках встретить американские войска, наступавшие с запада.
Последовал короткий оживлённый спор на тему того, что делать со строптивым американцем. Между тем тот решил делом доказать свою полезность приведя в порядок установленную на американских танках  рацию и обеспечив связь. Этим  Джозеф окончательно сломал ледок недоверия. Когда же оказалось, что он отличный диверсант-подрывник и пулеметчик, его принадлежность к батальону стала восприниматься как само собой разумеющаяся.
В составе советской танковой бригады, служа на американском танке, нося советскую форму и являясь американским гражданином, он, наверно, был для окружающих  его солдат живым воплощением идеи боевого братства союзников и надежд на вечный мир между странами, не зависимо от политического строя и идеологии, но, конечно же после капитуляции общего врага- Германии.
Последняя кампания Великой Отечественной шла в сложных условиях: на дорогах постоянно встречались завалы, в городах — баррикады. Всевозможные искусственные и естественные преграды приходилось устранять отлично знакомым Джозефу способом. По-русски Байерли не говорил, но некоторые офицеры разговаривали по-английски. Во время наступления идущая на запад колонна постоянно освобождала пленных, в том числе американцев. Те, конечно, изумлялись выбору соотечественника, но сами всё же ехали в эвакуацию.
В конце января 1945 года батальон, в котором воевал Байерли, освободил лагерь  для военнопленных шталаг III С, из которого он сбежал. Как же поразились его бывшие товарищи по плену, когда увидели Джозефа в составе РККА в советской военной форме. В лагере удалось освободить военнопленных множества наций — русских, американцев, англичан, даже итальянских антифашистов — тысячи людей. После этого последовал любопытный эпизод: заданием Байерли как подрывника стал аккуратный взлом при помощи тротила сейфа с лагерной документацией и ценностями. Байерли с величайшей осторожностью подорвал замок. Лагерное начальство скопило изрядные богатства: доллары, фунты, франки. Танк, на котором ехал  американский   десантник, несколько дней шёл по Германии с притороченным к нему мешком денег.

До германской столицы не дошёл

 Байерли участвовал в завершающей стадии Висло-Одерской операции, одной из крупнейших побед Красной Армии во всей войне. Финальной целью корпуса стал захват плацдарма за Одером напротив Берлина. Почти сразу после освобождения концлагеря плацдарм удалось занять, однако атаки русских сменялись контратаками немцев, и на одерских плацдармах шло жестокое сражение. Вермахт пытался разбить плацдармы и выдавить   Красную Армию обратно за Одер. Сражение за плацдармы стало одним из последних, где нацисты активно использовали авиацию. И именно пикирующие бомбардировщики положили конец военной карьере Джозефа Байерли.
В начале февраля 1945 года  во время налёта пикирующих бомбардировщиков «Ю-87» танк, на котором воевал американец, был повреждён, а сам он получил серьёзное ранение. Врачи подобрали подрывника без сознания, истекающего кровью. Он очнулся уже  в советском госпитале в городе Ландсберге (сейчас это польский город Гожув-Велькопольски).

Встреча с маршалом Жуковым

В один из февральских дней госпиталь навестил маршал Г.К. Жуков. Ему доложили о том, что среди раненых есть  американский  солдат и маршал захотел увидеть Джозефа.
Байерли вспоминал: «Я пытался встать — ведь маршал! Но кто-то сказал: «Лежите, вы же ранены». Я очень стеснялся: мне, сержанту, и в нашей армии с генералами говорить не доводилось, а здесь — сам Жуков! Но маршал был очень приветлив.
 Жуков спросил: «Каким ветром занесло тебя, сынок, из Нормандии в Польшу?», а затем, выслушав  историю Джозефа, добавил: «Союзники закончат войну плечом к плечу, и если Гитлер думает иначе, ему стоило бы видеть этого молодого американца, сделавшего смелый выбор сражаться вместе с нами».
 Байерли попросил маршала помочь отправить его на родину, а также подтвердить его личность, так как документов, имеющих силу, у него не было. Американцу было выдано официальное письмо за подписью Жукова.
«До сих пор не знаю, что там было написано, но действие она производила магическое. Вот представьте себе, иду я по разрушенной Польше в оборванной униформе  американского   десантника, зная по-русски только «Я —  американский  товарищ», «Я тебя льюблю», а тут — патруль. Меня цап! А я им — письмо. Они тут же под козырёк и, если попутка попадалась, тут же подсаживали, или место в поезде сразу находилось. Так до Москвы и добрался. Последний раз застава НКВД остановила прямо перед Москвой. Офицер говорил по-английски, он прямо в американское посольство меня и доставил. Это было в  конце февраля 1945 года. Жаль только, тот офицер письмо Жукова отобрал. Сказал, мне оно больше не понадобится. Очень жаль».

Возвращение домой

В посольстве США к земляку с необычной военной биографией отнеслись радушно. Но через день всё изменилось – срочной телеграммой посольству сообщили, что Джозеф Байерли  был убит ещё 10 июня 1944 года и, мало того, подозревают в нем немецкого шпиона, который использует его данные.
И до того, как по отпечаткам пальцев подтвердили его личность, Байерли содержался под охраной морских пехотинцев в московской гостинице «Метрополь».
До родного города, морем через Одессу, Каир, Италию,  Нью-Йорк Байерли добрался 21 апреля 1945 года.
Неизмерима была радость родителей – ведь они уже получили «похоронку» и денежную компенсацию в семьсот долларов, в католической церкви города Маскигон 17 сентября 1944 года по нему отслужили панихиду, а в местной газете был опубликован некролог.
Четыре дня спустя русские и американцы встретились на Эльбе.
 В октябре 1946 года Джозеф Байерли женился на Джоанне Хэловел. Венчание проходило в той самой церкви, где по нему служили панихиду.
9 декабря 1953 года сообщалось о награждении Джозефа Байерли медалью «Бронзовая звезда» за выдающиеся заслуги в сухопутных действиях во время Нормандской кампании.
 Трудовая деятельность Джозефа Байерли проходила в компании «Брансвик корпорейшн» по  производству оборудования для бильярдов и боулингов, где он проработал 28 лет. На пенсию Байерли ушёл с должности начальника отдела доставки.

Эстафетная палочка Джозефа Байерли

Джозеф Байерли навсегда сохранил теплое отношение к русским. Это редкий случай, когда простой американец имел позицию, отличавшуюся от идеологии американского правительства.
Исходя из своего личного опыта, он рассказывал американцам о том, какую реальную роль Советская армия сыграла в событиях Второй Мировой войны.
Впоследствии «американский товарищ»  пять раз приезжал в СССР / Россию (с 1979-го по 2004 гг.), много раз встречался с советскими ветеранами. Байерли стремился найти своих сослуживцев по танковому батальону 2-го Белорусского фронта, но все его попытки успехом не увенчались. Вероятнее всего, они погибли в кровавом наступлении на Берлин в апреле 1945 года.
Рассказы Джозефа Байерли серьезно повлияли на карьеру его сына Джона, родившийся в 1954 году, который сначала стал ведущим специалистом по России в госдепартаменте, а потом - в 2008–2011 годах послом США в России.
В своих интервью Джон Байерли неоднократно подчёркивал, что пример отца оказал сильнейшее влияние на его дипломатическую работу в Москве. «Моя миссия – это эстафетная палочка отца, которую он передал мне, чтобы сотрудничество между нашими странами продолжалось» – сказал в одном из интервью Джон Байерли. 

Награда

В 1994 году за уникальную службу во время войны Байерли был награжден памятными медалями на церемонии в честь 50-летия открытия Второго фронта. Мероприятие проходило в Белом доме в Вашингтоне. Награды вручали президент США Билл Клинтон и Президент России Борис Ельцин.
9 мая  2004 года на параде на Красной площади в Москве можно было видеть необычного ветерана. На его груди поблёскивали американские «Бронзовая звезда» и «Пурпурное сердце» — и «Красная звезда» и «Красное знамя». Это был Джозеф Байерли, американец, сражавшийся в рядах Красной армии.

Герой двух наций

Джон Байерли очень гордится тем, что его отца называют «героем двух наций». Хотя сам Джозеф Байерли, по словам сына, всегда говорил, «что истинные герои — это те, кто с войны не вернулся…»
Американского солдата, воевавшего в составе Красной Армии, не стало 12 декабря 2004 года. В апреле 2005 года Джозеф Байерли был похоронен с почестями на Арлингтонском военном кладбище, на этой торжественной церемонии присутствовал посол России в США Юрий Ушаков.
Джозеф Байерли оставил на этой земле троих детей, семь внуков и одного правнука.
Молодой десантник из Мичигана в свое время и подумать не мог, что станет общим символом борьбы советского и американского народов с фашистским злом.
Значение боевого братства невозможно переоценить, и это должно сыграть свою роль в нормализации американо-советских отношений.


Рецензии
Очень правильно и интересно. Буду читать. Советую прочитать мою статбю про фальсификат неоисториками Великого Праздника, на моей странице, пригодится.
С уважением историк и журналист НСЖУ Панько.

Николай Панько   10.11.2019 13:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.