Дом, в котором жил Дворжецкий

      Тамара Анохина. Газетный переулок № 3.

   Проходит время, а память опять и опять притягивает…
   Ходила приватизировать дачу в БТИ и не удержалась, пошла по следам юности – там же рядом Газетный переулок № 3. Подошла и надолго «забылась». Я ведь не первый раз прохожу мимо, и всякий раз что-то тянет. Всё застроено богатыми офисами, банками, а этот домишко – стоит! Пока…

   И вспоминаются опять первые годы в ТЮЗе… Спектакли, спектакли… И одна из актрис взяла надо мной «шефство». Она хорошо шила. Вера Виноградова. И так она меня «одела» для Новосибирска, куда мы поехали на гастроли. Так стильно! Синее платье, резинка широкая – пояс, декольте и, как сейчас называют – «перелинка» с белым мехом. Кузьмин потом часто говорил об этом наряде:
   – Тамара, всё продумано было и всё очаровательно!
   Такою они меня, тюзяне, и запомнили: «Девочка с белым мехом, белочка». Смешно вспомнить.

   И жила Вера в том же доме, как оказалось, что и моя бывшая преподавательница по танцу Таисия Владимировна Рэй (по-простому «Туся»). Я очень старалась тогда, но поначалу не очень-то хорошо выходило… А в стороне на стуле сидел пучеглазый мальчик и улыбался. Как же я его невзлюбила! Оказалось – это её сынок. Она чуть грассировала: раз, два, три…
   – Владик, встань с девочкой в пару, – говорила она ему (1).
   Я отказалась наотрез – вплоть до ухода из кружка.

   Прошло время. Я уже стала работать в старом ТЮЗе, и днём гуляла с девочками в горсаду. Длинные аллеи сирени, а на месте нашего нового ТЮЗа стоял большой деревянный «Дворец» – филармония. Мы сидели на лавочке, и меня знакомят с девочкой: «Шура Малюх» (она тоже любит театр). И позже где-то из кустов сирени выходит тот пучеглазый мальчик. Он дружил с этой Шурой. Увидев меня, он сказал:
   – Так ты в ТЮЗе работаешь? Да, мама говорила…
   – Какая у тебя мама! – сказала я с восхищением: – Я ею с детства любуюсь!
   Действительно, она была очень хороша: светлая, глазастая и очень женственная…

   Так я о Газетном переулке… Подружившись с Верой, я – по приглашению – пошла к ней. Зашла во двор, там два длинных здания. Наше – налево, в нём деревянная лестница на второй этаж. Всё старое, ветхое. Это было театральное общежитие. Маленький дворик посерёдке, голубятня… (Я потом читала об этом у Владика в записях (2). Поднялась на второй этаж… Длинный коридор и комнаты, комнаты; а слева – кухня, куда я заглянула по ходу… А из неё вышел мой пучеглазый мальчик, и не сказав ни слова, пошёл по длинному коридору в его с мамой комнату.
   – Вера, это же Владик Дворжецкий. Они здесь живут?!

   Я часто ходила в этот дом, к Вере. Мы кроили, шили, вязали… Иногда – кивали с ним друг другу. Ничего о нём я не знала. Я ведь не лезла с расспросами…
   И только потом узнала, что он работал в драме, а затем – в кино. Кто-то из тюзан наших учился с ним…

   Я открыла для себя этого актёра в фильме «Бег». Грандиозная работа. Какая личность!
   Потом – другие фильмы. Я удивлялась, восторгалась. Когда его не стало, мне вдруг сделалось так пусто – в прямом смысле!
   Его мир околдовывал меня! Я жадно читала любую заметочку о нём, искала их… Бывает же так! Судьбы творческие прошли совсем рядом… мимо… Я ведь фантазёр, куда деваться… Как я ходила потом к тому дому, смотрела на окна Веры, Владика. И всё думала, думала…
   Вот двор, где ты так бедно жил… Тот же подъезд, та же лестница, где вечно пахло кошками… Вот твоя голубятня… (Как он хорошо в одной статье описал свой дом (3).
   Твой дом – история Омска. И пусть он стоит, хотя там уже перекорёжены и сломаны двери во двор. Сломают и его. А сколько там жило талантливых людей, я помню! Художник Третьяков… Многие театральные работники… Всё – уходит. Центр – застраивается. И там, где стояла твоя голубятня – стена дома и какое-то «крутое» кафе…
   Но есть ещё там островки старины – старообрядческая церковь на Сенной улице… И всё-таки идёшь, как по другому городу… по другой планете… У города – своё Лицо… Но хотя бы островки – должны, должны оставаться!
   Вот я и увидела этот «островок» – Газетный переулок, 3.


   // из книги Т. Анохиной "С того высокого российского бугра..." 2012 г. //
   _____________________

   (1) Ребёнком Владик много времени проводил на работе родителей, и конечно же, помогал маме – был партнёром её ученицам. Вероятно, знания балета, особенно мимики и постановки тела, пригодились Владу в актёрской профессии…
   Грассировать – это слабо сказано, Таисия Рэй не выговаривала много букв алфавита, но при этом могла всех ОЧАРОВАТЬ – в этом сын тоже был похож на маму…)))

   (2) Из дневника Дворжецкого:

   «Дом двухэтажный. Одна половина дома – каменная, другая – из дерева. Обе половины соединены аркой, под аркой – ворота. Ворота большие, железные, когда их закрывают, они скрипят, но закрывают их редко. Ещё на них можно кататься. В каменную половину дома ведёт мраморное крыльцо, под ним вход в подвал, в подвале кочегарка. Если подняться по крыльцу, то попадёшь в вестибюль, в углу которого будочка – там когда-то был телефон и сидел дежурный. Пол в вестибюле очень красивый: красный в шашечку и в каждом квадратике подобие цветка. Из вестибюля по мраморной лестнице можно попасть на второй этаж. Мрамор лестницы, зеленоватый с вкраплениями белых кусочков, очень похож на срез колбасы с кусочками жира и от этого кажется скользким. Он и на самом деле скользкий: редко кто из жильцов не падал, спускаясь по этой лестнице. Перила у неё были деревянные с медной решёткой из кованых листьев и завитушек…
   В доме, и в каменной и в деревянной половине, жили люди, которые так или иначе имели отношение к театру, – это было общежитие артистов. Это оно так называлось, но жили в нём и гримёры, и художники, и рабочие сцены, и даже кучер, который возил директрису театра Лину Семёновну Сомборскую».

   (3) Тамара Анохина, как свидетельствует данная статья, была очень творческим человеком и многое добавляла от себя, в частности о голубятне, потому что в опубликованном дневнике Дворжецкого голубятня не упоминается…

   ___________

   На фото – дом, от которого, к сожалению, вскоре ничего не останется, потому что омичам абсолютно всё равно, КТО там жил, и ЧТО он создал…


Рецензии
Восхищаюсь и преклоняюсь перед теми, кто увлечен идеей, темой... И последователен в своих увлечениях... Теперь восхищен Вами...
Успехов!!!

Михаил Полев   13.10.2019 02:59     Заявить о нарушении
Лучше восхищаться Гениями Искусства!.. Я просто, как искусствовед, объясняю то, что непонятно...

Светлана Шакула   13.10.2019 03:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.