От Соломона до Сталина

Римский император Нерон был первым и, пожалуй, единственным за всю историю правителем, который считал себя, прежде всего певцом и лицедеем.
Он пел, играл на кифаре, исполнял трагические роли и сочинял стихи. Его считают поджигателем Рима. В момент пожара он, наблюдая за стихией огня, пел. По мнению многих это было верхом кощунства.

Нерон написал несколько песен, отдавая предпочтение сексуальным темам («Аттис», «Вакханки»). Его песни, подобно современным музыкальным шлягерам, распевались не только в Риме, но и в Греции, куда он выезжал "на гастроли". За теплый прием он даже предоставил Греции большую независимость. Его боялись и подобострастно льстили – ведь  он был к тому же психически неуравновешен.
После Великого пожара в Риме, когда народ начал возмущаться его правлением. Император использовал христиан в качестве "козлов отпущения", обвинив их в пожаре. Начались страшные христианские казни. Нерон приказывал прибивать христиан гроздями к кресту и сжигать живьем. Часто горящие люди становились источником света на пиршествах императора. Под дикие вопли жертв Нерон мило беседовал со своими гостями. В его правление в Риме казнили Святого Петра.
Однако
Нерон не был первым и единственным. Многие земные правители были неравнодушны к поэтическому творчеству.

Царь Соломон (Х век до н.э.), автор величайшего поэтического произведения – поэмы «Песнь песней», включенной в Ветхий Завет.
Центральная героиня «Песни» –  девушка Суламита. У нее смуглая кожа и рыжие волосы. Она одета в хитон и сандалии. В нее влюблен царь Соломон, но она любила молодого пастуха, за что страдает от царских стражников. По роду занятий Суламита крестьянка, она стережет виноград, вспоминает и ждет возлюбленного:

1:1. Да лобзает он меня лобзанием уст своих!
Ибо ласки его лучше вина.

1:2. От благовония мастей твоих имя твое –
Как разлитое миро;
поэтому девицы любят тебя.

Афинский архонт Менекрат во II веке до нашей эры с удовольствием писал комедии и обрел этим славу большую, чем военные победы. Только жаль, что из его произведений ничего не сохранилось.
 

Ричард I Львиное Сердце  –  король-трубадур, английский монарх, знаменитый рыцарь и интересный поэт.
Король писал стихи на двух языках, был хорошо образован. Сидя в взаключении писал элегиии. Строки короля впечатляют:


"Чего ещё нельзя у нас украсть? –
Вот, эти мысли!.. Жаль, они грустны...
И песню, что могу я написать,
Чтоб стали сердца жалобы слышны...
Друзей так много! –  Все они бедны,
Чтоб выкуп за мою свободу дать...
Что ж, рыцари с печалью не дружны...
Но кто велик в плену не унывать?
Уж год второй моя неволя длится.
Послушай мои жалобы, темница.
----
Что может в мыслях узника родиться?
Ты слышишь мои жалобы, темница?..."

Иван Грозный писал стихари и музыку к ним. Ее можно послушать и сейчас. Но он никогда этим не хвастал.

Петр I  попытался писать стихи в юности, но сразу бросил – отдал предпочтение военному делу.

Екатерина II писала пьесы. При этом, сама императрица считала себя «не владеющей творческим умом». Хотя Вольтер с удовольствием рецензировал пьесы императрицы и порой лестно отзывался о ее талантах.

Иосиф Сталин в юношеские годы не только писал, но даже печатался:

ЛУНЕ

Плыви, как прежде, неустанно
Над скрытой тучами землей,
Своим серебряным сияньем
Развей тумана мрак густой.

К земле, раскинувшейся сонно,
С улыбкой нежною склонись,
Пой колыбельную Казбеку,
Чьи льды к тебе стремятся ввысь.

Но твердо знай, кто был однажды
Повергнут в прах и угнетен,
Еще сравняется с Мтацминдой,
Своей надеждой окрылен.

 Я грудь свою тебе раскрою,
Навстречу руку протяну
И снова с трепетом душевным
Увижу светлую луну.
Тбилиси. «Иверия» 1895 г. №123  (на груз. языке)

Для шестнадцатилетнего юноши вполне прилично. Стихотворение за подписью «Сосело» было помещено в сборник лучших образцов грузинской литературы:

«Ветер пахнет фиалками,
Травы светятся росами,
Все вокруг пробуждается,
Озаряется розами.... »

Но, когда грузинский меньшевик Влас Мгеладзе напомнил ему об этом, Сталин охарактеризовал свои поэтические опыты – «юная дурь».
Интересно, что вскоре Мгеладзе быстро уехал из Москвы в Тбилиси, а на все воспоминания о юности Сталина было наложено табу.


И вот здесь мне хотелось бы отметить явную несуразность:
 
Практически все ВЕЛИКИЕ не считали себя Поэтами, а все нынешние стихотворцы считают себя ВЕЛИКИМИ.

 


Рецензии