Будет Бог всяческая во всех. О ком это сказано?

Слова Св. Писания "Будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28) в святоотеческой традиции понимаются в том смысле, что Бог будет всем лишь в «сынах Царствия», в спасшихся праведниках в Царствии Небесном: "Бог не есть Бог мёртвых, но живых" (Мф. 22, 32). Приведу несколько примеров.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: "То, что говорится о блаженном пребывании святых в будущей жизни, т.е. чтобы Бог был все во всем (1 Кор 15, 28)".
(Седьмое собеседование аввы Серена (первое)).

Св. Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский: "Тогда закончится борьба между добром и злом, между жизнью и смертью, и Церковь земная вольется в Церковь торжествующую, в которой "будет Бог всяческая во всех" (1 Кор. 15:28). (Проповеди).

Преп. Иустин (Попович):
«И как триединая сущность, как Пресвятая Троица Бог будет «все во всем»: всё во всех мирах, всё во всех богоподобных и боголюбивых существах.
…Упорствующему грехолюбцу не нравится то, что существует Бог, потому что Бог не любит грех, не хочет греха, осуждает грех. Зачастую грех настолько сужает и ослабляет умное зрение человека, что тот не видит в мире сем ни Бога, ни диавола, но – лишь себя: человека. Это новый вид демонизма, сатанизма, выдуманный человеком. Вообще говоря, это новый вид идолослужения, и причем самого бесстыдного: низкопоклонства перед человеком. Здесь человек гордо заменяет собою Бога и диавола, отрицая и того, и другого. И лишь на Страшном Суде он узрит всю страшную для него истину: истину о том, что для него, на самом деле, диавол был все и вся, а для людей Христовых и христолюбивых Бог был и остался всем и вся и на земле, и на небе». (Догматика Православной Церкви. Эсхатология)

Св. Феофан Затворник: "Бог дал человеку свободу и не хочет нарушать ее, не хочет против воли входить в него и действовать в нем".

Протоиерей Валентин Свенцицкий: "...после Страшного Суда, когда окончательно определится душа человеческая в свободном произволении своём к добру или злу, - как следствие этого свободного самоопределения принявшая зло как окончательное своё состояние, - она будет пребывать в ужасающем, непостижимом для нас состоянии вечной смерти. Во всём будет Бог. Всё бытие будет заключено в нетленное Царствие Божие. Всё придёт в безусловную гармонию. А что вне Бога, то не будет бытие, а как бы его отрицание, не будет жизнью, а противоположностью ей - вечною смертью".
(Диалоги).

Блаж. Феофилакт Болгарский, изъясняя стих «а негодного раба выбросьте во тьму кромешную» (Мф. 25, 30) говорит, что здесь Господь говорит о полном и окончательном лишении грешника Божией благодати:

«Кромешная тьма, будучи удалена от света Божественного, потому самому и составляет самое тяжкое мучение. ... Удалившись от света правды, грешник и в настоящей жизни уже находится во тьме, но так как здесь еще есть надежда на обращение, то по этой причине эта тьма и не есть тьма кромешная. По смерти же будет рассмотрение дел его, и если он здесь не раскаялся, то там окружает его кромешная тьма, ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лишение божественных благ. Пока грешник здесь, то хотя он и немного получает божественных благ, - говорю о чувственных благах, он все еще раб Божий, потому что живет в дому Божием, между творениями Божиими, питаемый и сохраняемый Богом. А тогда он совершенно отлучается от Бога, не имея участия ни в каких благах: это и есть тьма, называемая кромешною, сравнительно с тьмою здешнею, но кромешною, когда грешник не отсекается совершенно». (Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея)

Определение Синода Московской Патриархии от 24 августа 1935 г. об учении протоиерея С.Н. Булгакова: "Нельзя, однако, забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с «градом Божиим» и «вне» его (Откр. 22, 15) на веки останется область отвержения, «смерть вторая» (21, 8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обОжение тех, кто будет со Христом. «Бог будет все» лишь в «сынах Царствия», все во всех, чья воля сознательно и всецело отождествилась с волей Божией. Это и есть бытие в Боге".


Рецензии