Погружение в цвет. Часть 13

- Женя, поразительно! – голос Ольги звучал безразлично.
- Могу предъявить результат моего пребывания в Богшане. Я нарисовал картину и на мой взгляд она прекрасна, - без долгих предисловий выдал Евгений.
- Безусловно, ради меньшего ты врядли торчал бы в деревне, - лениво подтвердила Ольга.
Её бесцветный голос не отражал чувств. На самом деле, Евгений был уверен, что женщина заинтригована.
- Привезу картину, оценишь, - пообещал он. – Её и другие.
В трубке висело молчание. Ольга взвешивала, какие выгоды из этого можно извлечь.
- Хорошо, вези, - наконец смилостивилась она. – Покажем Василькову. Он как раз на днях говорил, что обновляет коллекцию в своей галерее. Если ты и вправду хорош – станешь открытием Василькова.
Сердце Евгения забилось чаще. Васильков был не только известным художником и владельцем одной из самых известных галерей страны. Он был опытным бизнесменом и хитрым прощелыгой, способным влиять и играть мнением людей.
Стать открытием Василькова – значит обеспечить себе место в скупом на гостеприимство мире искусства.
- Буду в Киеве завтра, - пообещал Евгений.
- Завтра? Ты как-то к славе не спешишь, - послышалось насмешливое.
- Краски не просохли, - пояснил мужчина.
- Ладно. Я поговорю с Васильковым…
- А сама прежде не хочешь глянуть, за что хлопочешь? – делано удивился Евгений.
- Какая разница, - тускло ответила она. – Главное, чтоб Васильков одобрил… Ну, всё, пока.
Она отключилась, а Евгений подошел к краю террасы и выглянув во двор вдохнул полной грудью воздух зарождающегося лета. 1 июня – отличное время для старта. Он блаженно потянулся и застыл, почувствовав чье-то присутствие. Лиза стояла в дверях с подносом, над которым поднимался пар от свежезаваренного кофе.
- Договорился с художниками? – чуть приподняв бровь спросила девушка. – Они заинтересованы? Услышала, что ты собираешься в Киев завтра.
Евгений рассмеялся немного смущенно и взял поднос из рук Лизы.
- Садись, - предложил он, кивнув в сторону плетеного кресла. И нахмурился, сообразив, что девушке врядли понравится его план действия.
- Жена устроит мне встречу с Васильковым завтра, - тем не менее без обиняков заявил он.
- Это тот, у которого выставочный зал? – поразилась Лиза и прикусила палец вспоминая название: «Арена Арт Абстракшн»? Такие три большие буквы А?
- В общем, да, - кивнул Евгений.
- Так это же чудесно! – оживилась Лиза и захлопала в ладоши. – А… твоя жена имеет вес в этих кругах? – осторожно поинтересовалась она.
Евгений снова кивнул, выжидающе глядя на девушку.
- Это мило, что она поддерживает тебя, - зябко передернула плечами та и отхлебнула кофе. – Значит, верит в твои возможности.
Она отвела глаза, а Евгений рассмеялся.
- Думаю, она поддерживает себя. Ей приятна мысль быть женой известного художника. А уж если Васильков возьмется за дело, он меня таковым и сделает.
- А он возьмется? – с опаской спросила Лиза.
- Да, он любовник моей жены. Уверен, захочет оказать ей приятную услугу.
Девушка ошарашено глянула на него и резко поставила чашку на круглый столик.
- Реальность не похожа на мир фей, в котором мы с тобой прожили месяц? – насмешливо спросила она.
- Не похожа, - спокойно согласился Евгений.
В глазах Лизы разгорался огонь.
- Выходит всё это – твоя одержимость идеальной картиной ради того, чтобы блистать на светских тусовках и принимать слащавые поздравления? – задыхаясь от негодования вопрошала она. – Всё это ради пустой мишуры? К этому ты стремился?
- Будь я хоть трижды гениальным художником, Лиза, без этой, как ты выразилась «мишуры» я останусь никем. Я буду рисовать картину за картиной и сбрасывать её в пустоту. Прозябать в нищете, - с холодной непреклонностью пояснил Евгений. – Я уже жил так. И знаю, к чему это приводит.
- О, - Лиза взмахнула рукой, - Я уже представляю, как ты с разодетой женой будешь появляться на выставках. «В ней моё вдохновение», - скажешь ты пафосно, а она будет жеманно поджимать губы…
Горечь и разочарование сквозили в каждом её слове.
- Не накручивай себя, - посоветовал Евгений сухо. – Я всего лишь хочу попробовать представить свои работы миру. И это нормально. Ну, представь себе актера, играющего день за днем в пустом театре. Я должен быть чем-то вроде этого?
- Нет, не должен, - согласилась Лиза и поникла. – Конечно, иди за мечтой. Я даже порадуюсь, если услышу о твоих успехах.
Евгений тяжело вздохнул и сел на стул рядом с девушкой. Ему хотелось что-то сказать, ободрить её, но все слова, приходящие на ум, казались глупыми и неуместными.
-  Мы ведь ничего не знаем о будущем. Давай не рисовать его в черных красках, - как можно мягче попросил он.
- А давай! – неожиданно заявила девушка и решительно поднялась. – В конце концов, сегодня ты закончил работу над прекрасной картиной. Давай же праздновать!
Эта вспышка насторожила Евгения.
- Что же ты предлагаешь? – спросил он напряженно.
- Предлагаю…, - протянула Лиза беспечно – предлагаю отставить кофе и достать коньяк.
- Ранним утром? – удивился Евгений.
- О, какой ты правильный, - съязвила Лиза.
- Ты же хотела посмотреть все картины? Мы можем…
- Этим ты займешься завтра, - решительно оборвала его девушка. – А сейчас праздновать! К черту условности! Неси коньяк!
«Эка её понесло»! – подумал Евгений растревожено.
- Никакого коньяка! – твердо проговорил он. – Мы поднимемся на чердак, снесем вниз все картины и посмотрим их вместе. Хочу слышать твое мнение.
- Да, зачем оно тебе? – нервно веселилась Лиза.
Евгений встал и вытянув девушку из кресла сгреб в объятья. Лизу трясло, как в лихорадке.
- Мне важно твое мнение, - проговорил Евгений медленно, чтобы смысл сказанного дошел до девушки. – Вчера, сегодня, завтра, всегда, оно будет для меня важно. Забудь о Василькове, о моей жене… они лишь полезные мне фигуры. Моё вдохновение, моя муза – ты.
- Хорошо, давай посмотрим картины, - подавленно согласилась Лиза и высвободилась из его объятий.
- Так-то лучше, - вздохнул Евгений с некоторым облегчением. – Пошли покажу тебе «секретную комнату» синей бороды.
На чердаке царила чистота и порядок. Старый шкаф, пару массивных сундуков и сломанный стул – в общем классика.
- Буквально пару месяцев назад здесь пахло пылью и сухой травой. Паутина гроздьями свисала с балок и мостами перекидывалась через кипы вещей, - рассказал Евгений и распахнул большое, играющее радужными стеклами окно. – Я говорил, что совсем недавно сделал капитальный ремонт? Я много лет не был в этом доме, а когда наведался ужаснулся! Пришлось всё переделывать. Думаю, ещё пару лет и пришлось бы вообще этот дом сносить. А! Вот в этом сундуке – хранится прошлое. Картины, альбомы с фото, всякие мелочи.
- Я думала все художники рисуют на чердаках, - призналась Лиза, прикоснувшись к крышке сундука. Казалось, она успокоилась и теперь с любопытством разглядывала новую территорию. – Я бы вообще здесь жила, - заключила она.
Евгений улыбнулся. Это точно было бы в её духе.
- Думаю ты нашла бы общий язык с домовым, - сказал он и распахнул крышку сундука. – Вот и они. 
Картин, завернутых в мешковину было всего с десяток. Это удивило Лизу.
- Это всё?
Евгений смутился.
- Я раздарил большую часть, считая их бездарными и бесполезными, - признался он, - Это было очень давно. Хорошо, хоть лучшие работы оставил… Правда, однажды, я чуть не порезал их на клочки… Вовремя сестра пришла…
Он глянул на Лизу. Её лицо было скрыто сероватой вуалью чердачных сумерек.
- Покажи те, что есть, - потребовала она и тут же спохватившись смягчилась. – Не терпеться их увидеть. Давай снесем их вниз.
Вместе они перетащили картины в гостиную, и Лиза поспешно принялась срывать с них мешковину. Её рвение позабавило Евгения.
- Ты словно клад рассчитываешь там найти, - отметила он и чуть отошел, предоставляя девушке самой разбираться с картинами.
- Дай мне какой-то ножик, - попросила девушка озабочено.
Евгений потянулся к комоду и протянул Лизе складной нож, некогда подаренный отцом.
- Не порежь картины, - попросил он. – И сама осторожно – он очень острый.
Девушка покрутила нож в руках.
- Красивая вещица.
- Это подарок, - пояснил Евгений и отвернулся, не желая говорить больше.
Лиза быстро освобождала картины «из плена» и расставляла в комнате, подолгу задерживалась возле каждой и внимательно разглядывала.
- Как ты их рисовал? – спросила она резко. – Женщины вдохновляли тебя?
- Да, - подтвердил Евгений её догадку.
- Мог бы не отвечать, - с обидой бросила Лиза.
- Могла бы не спрашивать, - пожал плечами Евгений.
- Хорошо, - сосредоточенно глядя на одну из картин сказала Лиза. – Вот это кто? Ты помнишь чьи это цвета?
- Зачем ты спрашиваешь? – раздосадовался Женя. – Чтобы снова обидится? Я не помню, Лиза. Такие мелочи…
- Мелочи? – удивилась она.
- Это была женщина. Я не вел их учет. Блондинки, брюнетки? Они могли задерживаться всего лишь на день или неделю. И это было очень давно, - с напором закончил он и поморщился. Расспросы Лизы были ему неприятны. – Может мы все-таки поговорим о картинах?
- Вот эта мне особенно нравится, - ткнула Лиза пальцем в полотно.
Нежные сиреневые гроздья. Лепестки кое-где оживают и превращаются в крылья крохотных бабочек. Капли росы или дождя, срываются с листьев. А где-то там, на заднем фоне скрытый этим праздником весны неясный голубой силуэт большого города, слившийся с темными небесами.
- Фиолетовый, белый, желтый, темно серый, слоновая кость и изумрудный, - машинально отреагировал Евгений.
Сирень, озеро, лодка.
«Тебе нравится моё платье»?
Евгений вздрогнул от внезапно нахлынувших воспоминаний. Лиза напряженно глядела на него.
- Эта действительно недурна, - рассеянно промолвил Евгений и подошел к окну. – Ты не могла бы посмотреть их без меня? Завтра я просто запакую их и увезу Василькову.
- Значит тогда ты не смог пристроить свои работы? – рассуждала Лиза, не слыша его. – Потому теперь решил пойти другим путем и использовать связи жены. Очень уж скользкие связи. Твоя жена, наверное, красивая женщина?
- Красавица, - подтвердил Евгений бесстрастно. – Может прекратим этот разговор? По-моему, и так всё очевидно.
- А какие цвета у этой картины? – Лиза указала на первое попавшееся в поле зрения полотно.
- Лазурный, бело-розовый, индиго, весенняя трава, лиловый, горчичный - мимолетом глянув на картину ответил Евгений.
- Поразительная память! – восхитилась Лиза. – А имен моделей ты не помнишь? А их лица?
- Не помню! – разозлился Евгений и не выдержав, схватил девушку за руку: - Ты меня достала! Поехали отсюда!
- Куда ты меня волочишь? – сопротивлялась Лиза.
- Куда-нибудь подальше, лишь бы прекратить это копание в моей памяти.
Евгений буквально забросил Лизу в машину и помчал в сторону леса.
- Я покажу тебе старый карьер. Занимательное место, - нервно сообщил мужчина.
- Ты слишком гонишь, сбавь скорость, - обеспокоенно заметила Лиза. – Хочешь въехать в дерево?
- Нет, хочу показать тебе карьер, - повторил Евгений уже спокойнее и чуть сбавил скорость. – Я вспомнил вдруг об этом месте ночью, когда рисовал. Карьер очень старый, говорят на его дне, под огромными известняковыми блоками до сих пор лежат тела рабочих. Их завалило лет 50 назад.
- Как мило, - буркнула Лиза. – Нам далеко ехать?
- Нет, карьер за лесом. К нему ведет старая дорога, так что идти пешком не придется.
Лиза рассеянно глядела в окно на зелено-коричневую путаницу леса. По обочине грунтовой дороги буйно поднималась трава, цвели полевые скромные цветы. Над ними порхали ленивые бабочки и вились шмели. Первый летний денек выдался погожим и теплым.
Дорога увела в сторону от леса и теперь бежала среди невозделанных лугов, убегавших до самого горизонта. Несмотря на заверения Евгения путешествие тянулось уже минут двадцать, но никаких признаков карьера не наблюдалось. Луга сменились полями, промелькнула и исчезла небольшая деревенька. Наконец вдали замаячила стена деревьев.
- Вон в той посадке и прячется карьер, - сообщил Евгений.
Дорога ныряла в неухоженные заросли. Мужчина притормозил у самой зеленой стены, с сомнением глядя на густую поросль бурьянов.
- Выходи! – распорядился он. – Давай лучше пройдемся. Тут недалеко.
Лиза с некоторой опаской покинула машину и поплелась вслед за Евгением.
- Ну что же ты? Тебе же всегда нравились лесные прогулки? – подбадривал он её. – Мы все окрестности обошли.
Неприглядный лесок скрывал воистину грандиозное зрелище. Старый карьер ржаво-бурыми ступенями уходил на огромную глубину. Среди зелени, успевшей захватить территорию, проблескивало голубым. Там была вода. Только вот спуска к ней с огромной высоты не наблюдалось. Карьер напоминал необъятный рукотворный каньон, залитый солнцем. Ветер гулявший здесь вольно трепал волосы Лизы. Она подошла к самому краю обрыва и раскинула руки. Мелкие камешки посыпались из-под ног.
- Ну, как? Нравится?
Евгений подошел сзади и обнял девушку за талию.
- Здесь совсем никого нет, - удивилась она. – Обычно в таких местах полно шашлычников.
- Нечего здесь шашлычникам делать. Лес заросший, к озерцу не спуститься. Тебе не кажется, что место это мертвое? Я вот даже птиц не слышу.
- Да-а-а, - протянула Лиза. – Как-то жутковато даже.
- Я заблудился как-то в детстве. Мне было лет 15. И забрел на этот карьер.
- Забрел? – поразилась Лиза. – Да он же километрах в двадцати от твоего дома.
- И тем не менее, я оказался именно тут, - улыбнулся Евгений. – Примерно, как ты на своей дороге с воронами. Знаешь, этот карьер до чертиков напугал меня. День тогда был пасмурный, мне казалось, что мрак на небо тянется именно отсюда.
- И как ты добрался домой?
- Вышел на дорогу, а там меня подобрала какая-то попутка.
- Дома, наверное, все с ума посходили? Искали тебя?
Евгений смутился.
- Нет… тогда уже нет…
Спустя всего пару дней после этого случая он нашел тело мамы на кухне.
«Зачем я вообще повез её на этот чертов карьер», - мысленно досадовал Евгений.
Лиза ни о чём не спросила. Она блуждала взором по карьеру и казалась погруженной в собственные мысли.
- В таких местах я чувствую себя свободной. Иногда мне даже кажется, что я могу летать, - отрешенно проговорила она и схватившись за руку Евгения чуть отклонилась назад, нависая над огромной ступенькой старого известняка.
- Как думаешь, я разобьюсь, если упаду отсюда? – хрипло спросила она.
- Если повезет, только покалечишься, - сдержанно ответил Евгений, и схватил её за запястье свободной рукой. – Осторожно. Здесь сыпучая почва, - предупредил он.
- Ты будешь ещё рисовать картины со мной? – спросила она с интересом.
Мужчина растерялся.
- Но… я не знаю.
- Вот сейчас, какие цвета ты во мне видишь? – не унималась Лиза. Её глаза стали колючими.
- Не провоцируй меня, хватит! – вмиг вспыхнул Евгений.
- Я так и думала! – с горьким торжеством проговорила девушка. – Ничего ты больше не видишь. Так отпусти меня, прямо сейчас.
Она чуть повернула голову заглянув вниз.
- Отпусти…
Евгений резко притянул девушку к себе. Внутри него все клокотало от злости.
- Я уже с трудом переношу твои выходки! Хочешь, чтобы я отпустил? Отпущу, но только тогда, когда сам захочу этого. Не по твоей указке.
Он оттянул девушку подальше от ненадежного края известковой пропасти.
- Что с тобой происходит, объясни? – постарался говорить миролюбиво мужчина.
- Ты нарисовал картину, о которой мечтал и знаешь, что делать дальше. А я не могу представить наш завтрашний день, - жалостливо призналась она.
- Так живи сегодняшним, - раздраженно посоветовал Евгений.
- Давай уедем отсюда! – Лиза с жаром вцепилась ему в руку. – Подальше от этого места, от домов, полей, лесов. Уедем туда, где нас ничего не связывает с прошлым. Возьмем с собой твою картину и сбежим ото всех…
- Максимум куда мы можем уехать, это мой дом в Хуторках, - сухо прервал её Евгений. – Правда, вероятно, я ещё сегодня захочу сбежать из него в Киев.
Холод в его голосе заставил Лизу отстраниться, отдернуть руку.
- Чтож, поехали в Хуторки, - согласилась она, растеряв все эмоции. – Как скажешь.


Рецензии