Эксперимент

На днях перебирал свой архив и сделал для себя два открытия. Первое заключается в том удивлении, которое испытал я, ощутив, что за 25 лет мною написано так много. Конечно, среди всего этого массива много шелухи, но попадаются и интересные вещички. Одна из них была написана ровно десять лет тому назад, получила серьезный резонанс среди читателей, которые даже по прошествии стольких лет иногда вспоминают этот материал, который получился «долгоиграющим» и  выходил в нескольких номерах.
Я считал, что текст «Эксперимента» уже утрачен безвозвратно, но нет – последняя часть была обнаружена среди всего прочего, так что сегодня я готов поделиться своеобразным раритетом.
Да, хочу немного добавить, что каждый выпуск «эксперимента»  состоял из двух частей. В первой были откровения молодой участницы, а затем в дело вступала «тяжелая артиллерия» в моем лице. В итоге такого контраста  получился очень, как мне кажется, интересный материал, который я представляю так, как он вышел в газете десять лет тому назад. 
Эксперимент
Наука выживать
Продолжается эксперимент, объявленный нашей газетой 1 июля. Суть его в следующем: корреспонденты «Любимого города» Владимир Третьяков и Гульзат Алпысбаева должны прожить один месяц на, так называемый, прожиточный минимум – 11104 тенге (29696 тенге или ок.5 тыс. руб. с 1 янв. 2019 г. (прим. автора).
Читайте откровения участников эксперимента в их дневнике наблюдений.

Владимир Третьяков

Понедельник, 14 июля
Новую неделю начал, имея на руках 3835 тенге. Если разделить их на оставшиеся 18 дней, то, получается, по 213 тенге. Булку хлеба и пакет молока я «растягиваю» на два, а то и три дня, и денег на питание мне хватит с лихвой – круп, макарон и других продуктов еще много. 213 тенге, если их рационально расходовать, в принципе, неплохие деньги. Это чуть больше, чем выделяют заключенным на общем режиме. Если не подводит память, то на питание там уходит по 193 тенге на человека.
Итак, откладываю 1780 тенге на хлеб и молоко, прибавляю еще 360 на сигареты («Тройка» крепче «Уинстона» и одной пачки на два дня хватает). Получается 2140 тенге. Остаток – 1695 тенге, это НЗ. 
Но вернемся к пище. Многие знакомые, прочитав в газете об эксперименте, при встрече интересуются, как я голодаю. Кто сочувственно, а кто-то и с сарказмом. Я не голодаю, ем нормально, но никаких запредельно дорогих деликатесов не позволяю. Живу по принципу разумной достаточности.  Еда  простая, неизуродованная излишком жиров, какую потребляли наши предки. «Щи да каша, вот пища наша», - говорили они, ухитрялись не толстеть и остаться здоровыми. Так почему бы и мне не пожить чуток их жизнью, а там, глядишь, втянусь, понравится.
Кстати, о весе. Контрольное взвешивание, произведенное на электронных весах, показало, что я потерял уже 2,4 килограмма! У меня два объяснения этому факту. Первое – влияет жара, при которой есть, просто не хочется. Второе – в такую погоду больше потеешь, отсюда и «усыхание».

Вторник, 15 июля
Сегодня астрономическая середина эксперимента. Из наиболее неприятных событий этого дня следует отметить уменьшение моего НЗ на 400 тенге. Вечером пришел представитель фирмы «Тазалык», собирающий деньги за вывоз сухого мусора, и пришлось с ним рассчитаться.
К особо приятным же событиям можно отнести факт некоторого спада жары, по причине прошедшего ливня. А еще, мне удалось  сохранить  деньги, отложенные на питание. Хлеба остается чуть больше половины булки, а в банке еще присутствует до полулитра молока. Сигареты так же есть.

Среда, 16 июля   
Кто-то однажды заметил, что если человек не знает хотя бы десяти рецептов приготовления блюд из черствого хлеба, то значит, он живет выше черты бедности. Похоже, я сейчас нахожусь на более высокой ступени социальной лестницы, ибо до черствого хлеба у меня пока дело не дошло. Даже напротив, пополнив запасы продовольствия (булка хлеба и пачка сигарет), к ужину приготовил роскошные макароны по – флотски. Тут ничего сложного нет, лишь бы все необходимые продукты были под рукой. Макароны отвариваются в подсоленной воде, а параллельно с этим жарится фарш. По идее, мясо для него предварительно должно быть сварено, но и сырое сгодится. Фарш должен быть именно поджарен, а не стушен, так что, сковороду закрывать нельзя. Огонь лучше сделать побольше, а мясо не забывать  постоянно помешивать. Так из него быстрее выйдет лишняя влага. Когда цвет мяса приобретет приятный темно коричневый цвет, а вкуснейший аромат заставит всех окружающих, буквально, сходить с ума, самое время снимать сковороду с плиты. Макароны к тому времени уже готовы, и можно присоединять к ним фарш. Я сделал это специальной дырявой ложкой, так что на сковороде осталось порядочно жира. На нем поджарил репчатый лук. Довел его до золотистого цвета, а когда накал страстей от непередаваемого аромата достиг своего апогея, прибавил на сковороду изрядную порцию кетчупа Чили. Тут, главное, лить от души, не руководствуясь какими-то рецептами. Но и перебарщивать нельзя. Короче, чувствовать нужно. После этого тщательно все перемешал, а спустя минуту – полторы, полученную массу высыпал в кастрюлю с макаронами. Опять перемешал и только после этого торжественно произнес нестареющую кино – историческую фразу: «Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста!»
А еще мне в этот день вдруг, и даже как-то неожиданно для самого себя захотелось малосольных огурцов. Было два пути удовлетворить собственную прихоть. Первый из них - простой, но затратный – купить банку искомых овощей в магазине, потратив на это бешеные деньги, которых бы мне хватило на что-то другое, более полезное. Поэтому я выбрал второй, более сложный способ получения соленых огурцов, то есть, приготовил их сам.
Специи имелись. Лист вишни, смородины и хрена удалось набрать во время  визита в дачную местность. Признаюсь, «загнал козла», а в оправдание своего незаконного действия могу сказать, что все эти ветки торчали сквозь доски, находясь за пределами дачных участков. Так что, за свою добычу с нейтральной полосы, я не должен нести слишком сурового наказания.
Приступаю к засолке огурчиков. Они уже помыты и ждут. Готовлю рассол. На литр воды - столовая ложка соли, чайная ложечка сахара. На дно кастрюли - лист вишни, смородины, хрена, лаврушки и зонтик укропа. Добавляется несколько горошин перца (можно и молотого), пара – тройка плодов гвоздики и зубчик чеснока. Заливается рассол, сверху кладутся огурчики. Жидкость должна покрыть их полностью. Сверху немного уксусной эссенции.  В момент закипания, гасится огонь. Все, через три час я уже хрумкал первым, непередаваемо ароматным огурчиком.

Четверг, 17 июля
День прошел как-то подозрительно спокойно. Тратиться вообще не пришлось, но вспомнилось, что еще не приходил счет за электричество. Тут уж неизбежно придется отдать «штуку», деваться некуда. Кроме того, в этом месяце я еще не покупал газ.  Если он погаснет (а это всегда происходит, в соответствии с «законом подлости», неожиданно), то нужно  выложить еще  тысячу тенге. Видимо, я рано обрадовался своему высокому положению на социальной лестнице, и блюда из черствого хлеба все же неизбежны, как крах мировой социалистической системы (старая шутка, слегка перелицованная современными юмористами).

Пятница, 18 июля
Хлеб, молоко, сигареты – это все, что позволил себе купить в этот день. Макароны «добиты», а значит, нужно готовить что-то свежее. А не побаловаться ли, нет, не плюшками, а, скажем, вкуснейшими пирожками? Решено, ставлю тесто. Стакан молока, стакан теплой воды, ложка дрожжей, немного сахара и соли, пара яиц. Десять минут вся эта мешанина настаивается в кастрюле, а потом в нее всыпается стакан муки. Закрываю крышкой и полчасика занимаюсь чем-то другим.  После того, как опара поднялась, в нее нужно добавить еще стакан муки и перемешать, а спустя еще полчаса, повторить операцию. Полученное тесто потом вымешивается и кладется в холодильник на  «отлежку», а когда приходит время, используется для жарки лепешек, пирожков, беляшей и пиццы.
Все это я успел сделать утром, так как проснулся очень рано. Придя на работу, узнал, что с понедельника меня «выгоняют» в отпуск, так что, эксперимент придется завершить. Стало даже немного грустно, как будто теряю нечто значимое. Впрочем, у меня еще есть в запасе два выходных дня, после чего, можно будет подводить какие-то итоги.
А на вечер у нас были пироги. С рисом, зеленым луком и яйцом. Такие же, какие когда-то жарила моя бабушка, светлой памяти, Прасковья Филипповна.

19 и 20 июля, суббота и воскресение
Эти дни не были отмечены чем-то особенным, кроме обычного отдыха. Немного гулял, смотрел телевизор, строил планы на отпуск. Затрат, кроме запланированных, не было. Пришла пора ставить точку.

Необходимое послесловие
За 11 дней до конца эксперимента у меня осталось 2910 тенге. Даже если учесть самый плохой расклад, при котором мне необходимо будет уплатить за газ и электричество, оставшейся суммы вполне хватит на то, чтобы не протянуть ноги.
Эксперимент завершен, я доказал, что на 11104 тенге, рассчитанных как минимальный прожиточный уровень, в принципе, прожить (точнее, выжить) можно. Но можно ли считать данный эксперимент чистым? Наверное, нет, ведь он проходил в середине лета, когда поспевают овощи и фрукты, а цена на них падает. Во-вторых, это время самое жаркое, и потребность в еде не так ощутима, и имеется возможность разгрузить и очистить организм.
Нет, для того, чтобы понять, какая сумма все же необходима для нормального проживания, эксперимент нужно проводить круглый год. Зимой траты существенно возрастают, за одно только отопление приходится отдавать существенные деньги, да и электричества «нагорает» гораздо больше, чем летом.
Еще один изъян «минималки» - в ней конкретно учтены лишь затраты  на питание, а статья непродовольственные расходы (4504 тенге) совершенно не расписана. Не сказано, сколько нужно отдать за коммунальные услуги, а сколько человек может потратить на лекарства. По своему опыту я почувствовал, что денег на полный курс лечения даже пустякового недуга мне не хватило. А ведь у живущих на минималку людей, большинство из которых старики, болячек побольше! Ничего не говорится и о том, какие средства должны выделяться на одежду, обувь. А кино, театр, газеты, ведь не хлебом же единым жив человек!? А еще, многие ветераны не отказались бы попутешествовать, посмотреть мир, как это делают их западные ровесники.
Да, все люди хотят жить лучше. И ведь страна у нас не самая бедная, а  количество бедных в ней, почему-то почти не уменьшается. Одним бублик, а другим – дырка от бублика.   
Сегодняшняя «минималка» больше похожа на подачку. Наверняка, это понимают  государственные мужи, подсчитавшие, что 11104 тенге в месяц достаточны для достойной жизни. Остается надеяться, что они способны понять и то, что всесторонняя защита интересов всех граждан страны - есть первейшая задача государства. А других-то задач у него, собственно, и нет.
                               


Рецензии