О чае и чайхане

Чай не пьёшь - откуда сила, чай попил - совсем ослаб!

На Востоке, на Востоке,
Что за небо без луны?
На Востоке, на Востоке,
Что за жизнь без чайханы...

     *****

Мир вам, которые любят чай и чайхану!

Как-то услышал песню "Чайхана", о чае и чайхане ... и вспомнились мне чаепития из моей жизни.

     - Зелёный чай -

В Ташкенте любят зелёный чай. Даже в жару горячий зелёный чай хорошо утоляет жажду. Замечательно чаёвничать в чайхане, особенно у родника, арыка, канала или сая. Вспомнил студенческие годы...

Мы учились во вторую смену, поэтому я ел, как правило, 2 раза в день. Мы в общежитии поздно вставали, т.к. поздно ложились. Да и экономнее было...

Но в редкие выходные, когда я не уезжал в Красногорск к друзьям и родителям, ходил в чайхану, позавтракать: чайник зелёного чая, маленькая узбекская лепёшка или половинка её и пара конфет или других сладостей. Вкусно было и романтично..., успокаивало, а стоило копейки. Чайник чая - 5 коп. Весь завтрак - 20 коп.

Есть у меня и другие воспоминания о чае. Поделюсь тем, что вспомню...

     - Самовар -

Есть у меня 2 самовара, но никогда не пьём из них. Быть может пили 1-2 раза: с заваркой, из стакана, с лимоном и сахаром... Вкусно, красиво. Но вырос в Узбекистане и привык пить чай из чайника, из пиалушки...

     - Чай из мелиссы -

Мы с Ниной на завтрак всегда пьём чай. Особенно мне нравится лёгкий, с тонким ароматом, чай из листьев мелиссы, которая растёт у нас на огороде.

Родовое наименование лат. Melissa происходит от греч. "медоносная пчела". Греческое название «Melissophyllon» (melissa + phyllon) — дословно «пчелиный лист», так как замечено, что мелисса является хорошим медоносом и излюбленным растением пчёл, за что в народе траву прозвали маточник, медовка, роевник, пчёльник. Растение легко узнать по сильному запаху лимона, отсюда пошло название лимонная мята.

     - Цейлонский чай -

Были мы с Ниной на чайных плантациях Шри Ланки. Видели и весь процесс создания Цейлонского чая. Цейлонским чаем называют чай, который выращивается на острове Шри-Ланка, ранее - Цейлон.

Шри-Ланка занимает третье место в мире по производству чая, после Китая и Индии, и является одним из крупнейших экспортёров на мировой рынок с долей 23 % от мирового экспорта. Основная часть производимого на Шри-Ланке чая приходится на чёрный и зелёный чай.

Там, на месте производства чая, купили мы целый килограмм лучшего Цейлонского чёрного чая для себя, по дешёвке. Купили и в подарок друзьям. Долго пили мы этот вкусный чай...

     - Мата чай -

Был я в Парагвае с небольшой группой христиан, знакомился с христианскими проектами меннонитов. В одной из колоний меннонитов жили мы в меннонитской семье..., описано в рассказе "Индия, Парагвай и Бразилия - христианские проекты. 2"

Есть в Парагвае такой обычай, пить вместе мата чай, из одной трубки, по очереди. Хозяин дома, в котором я жил, пригласил однажды несколько мужчин из своей церкви, пообщались...

Он приготовил мата чай и они стали по очереди пить его из одной трубки. Предложили и мне, но я не стал принимать участие в этой церемонии. Эта церемония мне показалась негигиеничной...

Мате - тонизирующий напиток с высоким содержанием кофеина, приготавливаемый из высушенных измельченных листьев и молодых побегов падуба парагвайского.

Мате рекомендован как средство, снижающее разрушающее действие неврозов и депрессий, которое влияет на общее психоэмоциональное состояние - улучшается настроение, повышается активность, но при этом действует мягко, одновременно снимая такие симптомы, как бессонница, чувство тревоги, суетливость, эмоциональная неуравновешенность и нервозность.

Во многом это связано с подавлением выделения гормона адреналина. Не нарушает цикл сна. Многие люди отмечают, что им требуется меньше времени для того, чтобы выспаться, после того, как они пили мате.

Организм погружается в стадию глубокого сна, что позволяет снять напряжение и усталость, бывающую вследствие беспокойного сна и бессонницы.

Быть может это совместное чаепитие имеет смысл, т.к. условия проживания в Парагвае трудные, часты психические заболевания и депрессии.

Эту традицию совместного питья мата чая меннониты переняли у индейцев, с которыми им было необходимо подружиться.

     - Чёрный чай -

Чёрный чай пьём мы с Ниной редко, любим больше зелёный, который также любят и пьют в Ташкенте. А вот к плову, который я делаю всё реже, пьём именно чёрный чай. Не знаю, почему...

В 1992 году я познакомился с мормонами во время путешествия по США, которые возбудили во мне интерес к религиям, к поиску Бога (рассказ "Мой путь к вере, к Богу"). Я не стал мормоном, но стал христианином. Кто не нашёл Бога в Иисусе Христе, не найдёт Его никогда...

Интересно, что мормоны не пьют не только алкогольные напитки, но не пьют также кофе и чёрный чай. У них есть пророки, которые говорят им, что нужно и что не нужно делать.

    - Чифир -

Вспомнил хлопок. Был один раз студентом на хлопке, по собственному желанию (рассказ "Хлопковые воспоминания студента"). Этого раза хватило, т.к. были мы на хлопке 2,5 месяца.

Некоторым студентам (городским, я жил в общежитии) так захотелось домой... Решили напиться чифира, чтобы повысилось давление и их, "ненормальных", отпустили бы домой. Напились и пошли к врачу...

Сам я никогда не пил чифир, так что не могу поделится опытом. Но видел его действие на однокурснике. У него и так глаза большие, но после чифира они чуть было не вылезли из орбит...

Чифир или чифирь — напиток, получаемый вывариванием высококонцентрированной заварки чая. Обладает психостимулирующим действием, в некотором роде является наркотическим средством, вызывающим зависимость.

Иногда "чифирем" в переносном смысле называют просто очень крепко заваренный чай, чтобы подчеркнуть его крепость.

Эффект наступает через 10-15 минут после употребления и может продолжаться несколько часов. Он выражается в изменении психического состояния: наступлении возбуждения, угнетённости, тяжести в голове, притупленности внимания, изменении сознания. Эффект схож с действием других лёгких психостимуляторов. Употребляя чифирь, можно нанести серьёзный вред здоровью.

     - Красноярский чай -

Шутка, всем известен Краснодарский чай...

Краснодарский чай - самый известный сорт российского чая, самый северный промышленно выращиваемый чай в России. Утратил звание самого северного промышленно выращиваемого чая в мире в 2012 году, когда в графстве Корнуолл (Великобритания) были собраны первые 10 тонн английского чайного листа.

Однако, я не ошибся в названии чая, а просто вспомнилась одна командировка в 1980 году в Красноярск. Так вот, задумал я привезти в подарок для Нины из командировки чай. Зашёл в магазин, но чая в Красноярске не было вообще никакого, нe только Краснодарского...

Кто помнит ту пору, когда всё начало пропадать и пропало, тот знает о чём я говорю. Как же так? - думал я. Ведь в уставе компартии СССР сказано, что в 1980 году мы войдём в Коммунизм ("Рай" для неверующих. Правда, Библия называет это "ад". Почему? Да потому, что это желание общества (коммунистов) жить без Бога и верующих людей. Это и есть - ад...).

Однако на деле получалось - всё "бесплатно" (почти), но ничего нет в магазине...

    - Русский чай в Азии, Водка-чай -

По крайней мере один раз, я пил очень интересный чай в Туркмении, в командировке.

Пригласили меня на свадьбу. Гостей было много, а европейцев мало. Посадили нас, европейцев, на полянке под деревом. Принесли чайку в чайнике. Налили в пиалушки, чай оказался белым, но крепким и "ароматным"...

Короче это была тёплая 40-градусная водка, в 40-градусную жару. Однако чем можно удивить бывшего студента, со стажем 5 лет в студенческом общежитии (и позднее 3 года в общежитии от предприятия)? Всегда пил и ел всё с благодарностью и с удовольствием. Дал мне Бог крепкий желудок и хороший аппетит...

    - Ройбуш чай -

Пьём мы с Ниной с удовольствием и чай "Ройбуш". Он вкусен с молоком...

Когда я был в ЮАР, то узнал, что растение из которого делают чай Ройбуш растёт только в южной Африке.

Ройбуш - это национальный африканский напиток, приготовленный из листьев растения rooibos ( лат. Aspalathus Linearis ). Утром ройбуш взбодрит и поможет проснуться, днем успокоит и поднимет настроение, вечером расслабит и поможет хорошо выспаться.

Пили с Ниной вчера Ройбуш чай перед сном, сидя на террасе, любуясь нашим участком и слушая тишину...

Уже стемнело, но свет мы не включаем, любим естественный свет. Луны и звёзд вполне достаточно, Господь обо всём позаботился...

    - Японская чайная церемония -

В интересном путешествии по Японии, за год до ядерной катастрофы, принял я участие в японской чайной церемонии. Интересно однажды это увидеть, но второй раз вряд ли бы пошёл...

Длительная церемония, было жарко и хотелось просто попить чай. А в конечном счёте мы получили так мало чая...

Чайная церемония ( "путь чая", "искусство чая") - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране.

Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

    - Жасминовый чай, Китай -

Когда мы с Ниной ходим в китайский ресторан, поесть по-китайски, то заказываем непременно Жасминовый чай. Да и путешествуя по Китаю, тоже пили лишь Жасминовый чай. Китайская еда мне очень нравится..., Жасминовый чай тоже.

Жасминовый чай или чай с жасмином - чай с добавлением цветков жасмина. Ведет свою историю со времен империи Сун (960—1279). В качестве основы жасминового чая обычно используется зеленый или белый чай. Чай с цветками жасмина имеет утонченный сладкий аромат. Это самый популярный душистый чай в Китае.

    - Чай Владлена Алимова -

Мои первые командировки, которые прошли в Туркмении, мне запомнились и чаем, который заваривал Владлен Алимов, руководитель группы РЗА, фирмы САО ОРГРЭС. Он заваривал чай в 3-литровой банке... Но такой вкусный, неповторимый! Мы пили его на подстанции. Жаль, что Владлена уже нет среди нас...

    - Мамин чай -

В 1981 году приехала ко мне в Ташкент сестра из Берлина с племянниками. Они ещё были маленькими, 5 и 9 лет. Поехали вместе в Красногорск к родителям. Мама угостила нас чаем. Он был горячим...

Мама налила чай в блюдечко и показала как пьют горячий чай. Детям этот приём очень понравился. Они раздув щёчки дули на чай в блюдечке и громко пили из них...

Ох и рассердилась же сестра на маму... А мы все: отец, мама, Нина и я давились со смеху.

     - Чай с копчённой рыбой -

Из рассказа "Самое короткоe путешествие" (Полёт с 5-го этажа, был 22 дня в больнице с переломанными ногами):

"До него или после него на этом месте был другой сосед, тоже с поломанными рёбрами. Ему повезло, было сухое время (у нас крыша протекала). Принесла ему жена однажды копчённую рыбу и термос с чаем. Он предложил и мне, я не отказался. Что ещё делать? Лишь усмехнулся - копчённая рыба с чаем...

Велико было моё удивление - в термосе оказалось... пиво! Из бутылки пить пиво не разрешили бы, в больнице не разрешают пить алкогольные напитки. А так никто на нас не обратил внимания. А термос был большой и мы с соседом становились всё веселее... Все удивлялись, глядя на нас."

     - Чай с блинами и оладушками -

Красота и вкуснота! Вспомнил Ялту, август 2018 года. Взбаламутил одноклассников отметить 50-летие со дня выпуска в Крыму (см. повесть, 13 частей: "50 лет выпуску! Встреча в Ялте, 2018. Содержание"). На завтрак, в гостинице Бристоль, я лакомился всегда чаем с блинами и оладушками...

     - Чай изо льда -

Закончу воспоминания самым "пустым" чаем... Остались мы раз в горах Тянь-Шаня на перевале без воды. Растопили лёд в кастрюльке и пили...  Таким "чаем" не напьёшься, описано в рассказе-приключении "Воспоминание школьника о 9-дневном походе".

     *****

Фантазия у меня богатая, прожил уже достаточно долго - мог бы писать и писать о чае, но всему бывает конец в этом мире... Достаточно и о чае, а то начну отходить от темы и перейду от чая на напитки...

P.S.: Если у вас появилось желание понаслаждаться чаем, то приезжайте в Ташкент, закажите в чайхане чайник зелёного чая с маленькой узбекской лепёшкой и конфетами-карамельками... С этого я и начал. И закажите песню про чай и чайхану на востоке... Песня называется "Чайхана", а поёт её "Ялла".

На Востоке, на Востоке,
Что за небо без луны?
На Востоке, на Востоке,
Что за жизнь без чайханы...


Рецензии