Фридрих Ницше и маркиз де Сад

Маркиз де Сад вошёл в историю романа как автор описаний чрезвычайной жестокости. Жестокость эта имеет сексуальный источник. Герои его романов терзают свои несчастные жертвы. Так они удовлетворяют свои извращённые сексуальные потребности. По имени маркиза де Сада названо соответствующее сексуальное извращение. Садизм есть удовлетворение сексуальных потребностей в жестокой форме. Романы маркиза де Сада фактически запрещены или полузапрещены.

Но герои де Сада не так просты. Жестокие персонажи его романов пытаются оправдать свою негуманность. Это оправдание жестокости у маркиза де Сада идёт от приписывания гуманности религии. Свирепые герои романов маркиза де Сада уверяют себя в разрешённости жестокости в силу отрицания религии по причине атеизма. В этих объяснениях видно происхождение романов де Сада. Эпоха Просвещения отвергла религию, провозгласила атеизм. Маркиз де Сад приписывает этому атеизму эпохи Просвещения отрицание гуманности.

Рождение гуманности маркиз де Сад приписывает религии. Отрицание религии приводит в этой жульнической концепции к отрицанию гуманности к оправданию жестокости. В реальности только атеизм и стал основой гуманности. Религия же всегда приводит к отрицанию разума. Разум же и есть основа гуманного отношения человека к человеку. Разумное отношение к религии и породило атеизм. Маркиз де Сад умудрился приписать негуманность атеистам, то есть создателям гуманности.

Романы маркиза де Сада оказались клеветническим обвинением правоверного католика против атеизма. Он написал очень религиозные романы с фантастическими описаниями несуществующего атеистического ада. Атеистическое общество в описании маркиза де Сада представляется адом, где черти-атеисты в сексуальных целях жестоко терзают свои жертвы. Уничтожение религии по маркизу де Саду ведёт к освобождению в человеке скрытых до того сексуальных извращений. Маркиз де Сад приписывает человеку врождённые половые отклонения самого жестокого характера. В религии никаких сексуальных извращений маркиз де Сад не видит.

Философ Фридрих Ницше решил теоретически оправдать жестокость. Для этого он отринул обычную мораль. Эту мораль гуманности он приписал христианству. Христианство же по Фридриху Ницше родилось из философии Сократа. Досократовская философия и искусство описывались Фридрихом Ницше в качестве новой, правильной морали. Эта новая, ницшеанская мораль не гуманна, не скована ложными сократовскими и христианскими запретами. Только немногие сверхчеловеки могут жить по этой новой морали.

Фридрих Ницше был атеистом. Однако, он приписывает христианству некую гуманность. Этим он показывает себя не атеистом, а тем сыном лютеранского пастора, которым он был в действительности. В реальности учение Сократа было одним из атеистических учений. Сократ был даже казнён за атеизм. Христианство родилось вовсе не из философии Сократа.

И для маркиза де Сада, и для Фридриха Ницше выход из христианства в атеизм является выходом из  гуманности в жестокость. Это прямо противоположно реальности. Выход из религии в атеизм есть выход из жестокости в гуманность. Принцип гуманности и атеизма предполагает единую мораль для всего общества, без его разделения на кучку жестоких властителей и на толпы терзаемых ими рабов. Фридрих Ницше был психически больным человеком. Он в силу своего этого нездоровья стал отождествлять себя с героями романов маркиза де Сада. И садизм, и ницщеанство оказались очередной клеветой на атеизм, на гуманность и на разум.    


Рецензии