Истопник

     Это случилось в далёкие годы моей университетской жизни. В те времена студенты третий трудовой семестр проводили на сельскохозяйственных полях,
помогая сельчанам в битве за урожай.
     На этот раз часть нашей группы разместили в старом деревянном здании
бывшей церкви. Мы, студенты аэрокосмического университета, усмотрели в этом нечто символическое. Помогать крестьянам в их благородном труде на благо
общества - дело святое.
     Итак мы на месте. Восемь парней. Мужская компания, без представительниц прекраснейшего пола, имеет свои особенности. Огорчительную - нет возможности
поухаживать за одногруппницами. Приятную - не надо тратить время и силы на
ухаживание за одногруппницами. Кроме того, можно без оглядки на политес
свободно беседовать на любые темы в любых выражениях. И, наконец, предаваться
чисто мужскому досугу - праздникам огненной жидкости.
     Руководитель от принимающей стороны провёл инструктаж, и прикрепил к нам
взрослую миловидную крестьянку в качестве кухарки. О! Она была настоящей
мастерицей. Варила божественно вкусный борщ, угощала свежим ароматным
деревенским хлебом, поила парным молоком с мёдом. Каждый день мы приходили
к ней в избу забрать эти райские угощения.
     После работы в поле или на сушилке зерна, мы уставшие, сытые и довольные
вели беседы о том о сём, пели под гитару, играли в карты, рассказывали
анекдоты, читали юмористические рассказы.
     Кроме полевых и сопутствующих им работ нас привлекали к посильной
хозяйственной деятельности - ремонту крыш, стен и ворот помещений для скота.
И к другим разовым работам.
     Однажды понадобилась помощь истопнику поддкрживать огонь для обогрева
огромного котла с водой. Жребий выпал на меня. Это предполагало работу ночью,
и я был рад смене обстановки и какому-никакому приключению.
     Истопником был сухощавый старичок, приветливый и разговорчивый. Ему было
приятно, что у него появился помощник и собеседник, с которым можно скоротать
время в непринуждённой беседе в перерывах можду колкой дров и поддержанием огня.
     Старичок ни о чём меня не распрашивал, и в большей мере был склонен
говорить сам. О прожитом, переживаниях, надеждах и тому подобном.
     Меня не напрягали его рассказы. В них было много поучительного. К тому же
меня всегда привлекала деревенская речь, экономная, точная и образная. Кроме
того, я привык общаться с людьми, намного меня старшими. Будучи третьим
поздним ребёнком я родился, когда моему отцу было 45 лет.
     Без привычки проводить ночь без сна поначалу было не привычно. После
смен я отсыпался в пустой тихой комнате, пока мои товарищи были на работе.
Со временем я освоился. И чувствовал вполне комфортно.
     Однажды в одну из таких ночей истопник завёл очедную тему. На этот раз
о своём здоровье, старческих недугах и связанных с ними переживаниях. В эту ночь было моя очередь следить за печью. Я сидел подле неё, и в какой-то момент
почувствовал томительную жажду. Свой запас воды у меня уже закончился.
Истопник рассказывал и рассказывал, не замечая, что повторяется. Старики
склонны говорить о своём здоровье. И это естественно. Есть такая болезнь -
старость. Она суждена всем, кто дожил до неё. 
     С своим отражением в зеркале не особо поговоришь, а тут такая возможность.
     Старик продолжал рассказ, и периодически отхлёбывал воду из своей фляги,
на которую я вожделенно поглядывал, сглатывая густую слюну.
     В какой-то момент он перешёл к тому, что всё бы ничего, что жить можно
и в старости, если бы не эта паршивая болезнь. Он долго говорил о прблемах, вызванных ею, так и не назвав своего недуга.
     Вдруг он остановился, посмотрел на меня, видимо почуя мою жажду, протянул
мне фляжку, и предложил отпить из неё. Я уже вконец изнемогал от жажды, и рука
потянулось было к фляге, и вдруг я практически машинально одёрнул её. Это произошло не осознанно, хотя в следующую секунду я всполнил о загадочной
болезни старика.
     Немного помолчав, он опять стал говорить об этой проклятой болезни. Наконец, я не выдержал и спросил его:
     Простите меня, уважаемый, но вы так много говорите о какой-то вашей
болезни. Так может быть вы скажите, что это?
     Его ответ ошеломил меня. Как будто окатили ледяной водой, а по спине побежали мурашки. Слава бога, что я не стал отпивать из его фляжки. Богу или
интуиции, или психосоматической реакции. Уж, не знаю.
     Ответ его был прост:
     - Сифилис.

 
 




         


Рецензии