Резерв или запас?

Человеку гражданскому (в особенности, женщинам) порой бывает трудно разобраться в военной терминологии. С армейскими господами-товарищами проблема еще и в том, что ответ на какой-нибудь простой и элементарный вопрос выходит уж больно казенно-сложным (а еще бывает, что и при помощи ненормативной лексики). Послушаешь и ужаснешься! Ну, как так можно говорить?
Собственно, многим ученым мужам нынче разговаривать нормально больно тяжело (а уж писать и тем более). Так и хочется ввернуть какое-нибудь эдакое, непонятное общественности, словечко (естественно, иностранное). Ну и попутно, естественно, блеснуть своими экстра-познаниями. «Вот, мол, я какой! Не чета Вам, плебеям!»
То ли дело раньше. И в Высочайших манифестах царь-батюшка не гнушался все как положено народу разжевать-объяснить. Причем доступно и понятными словами.
Вернусь к тому, с чего начал. Примерами затруднений (слов из армейского лексикона, не совсем ясных гражданскому лицу) являются понятия «резерв» и «запас». Как объяснить простым, рабоче-крестьянским языком, что означают эти два слова, не прибегая к разного рода специфическим терминам и заумным выражениям?
Скажу честно. Я и сам не сразу разобрался…

****

«Магия числа» (т.е. стремление к максимально возможному увеличению численности полевой армии) привела генералов всех мастей в итоге к определенному пределу, выразившемуся в материальных возможностях государства.
В результате, по достижении этого предела, во всех странах решили обратиться к формированию несколько иных войсковых частей. В разных странах эти войска именовались по-разному, хотя в литературе их принято называть резервными. Справедливости ради отмечу, что такое название было принято лишь в двух странах (Германии и России). В Австро-Венгрии, например, функции резервных частей выполняли ландвер и гонвед, во Франции их называли смешанными полками (regiment mixtes), в Италии – подвижной милицией.
Чем же в итоге они отличались от обычных?
Эти «иные» части имели более слабые кадры, потому что в мирное время поглощали меньше расходов, однако при мобилизации части быстро доводились до необходимого числа. Первоначально на них возлагались второстепенные задачи, как-то служба в тылу и внутри государства, однако в конце XIX века и эти, особые части, было решено использовать наравне с основными.
Такое решение выглядело несколько рискованным, ведь резервные войска обладали меньшим запасом прочности (попросту, были менее надежны). Тем опаснее казалось формировать из них крупные войсковые соединения (например, бригады или дивизии). Поэтому, в некоторых странах было решено выделить для резервных войск кадры из состава полевых войск и, таким образом, несколько подтянуть резервные войска в боевом отношении.

****

Запасные же войска появились в России лишь в начале XIX века. Правда, войсками их назвать можно было лишь с натяжкой. И выполняли они на тот момент довольно специфические функции.
10 октября 1808 года был опубликован документ под названием «О приеме рекрут, препровождении и содержании их в запасных рекрутских депо» .
В преамбуле к Высочайше утвержденному документу было сказано:
«Опыты прошедшего времени показали неудобство скорого распределения в полки рекрут после приема их. И весьма естественно, что человек, упражнявшийся в одном землепашестве, вдруг переменяя климат, образ жизни, занятия и удаляясь от семейства, подвергается болезни, или, по крайней мере унынию, которое также не редко наводит пагубные последствия».
В качестве положительного примера были приведены кантонисты (солдатские дети), «которые исподволь привыкая к солдатской жизни, сносят ее несравненно уже лучше, нежели рекруты».
В связи с этим, «дабы отвратить помянутое неудобство и хотя с пожертвованием сохранить людей толико нужных для службы» и предполагалось создать специальные учебные подразделения – рекрутские депо.
Таким образом, первоначальное значение запасных войск – обучение рекрут и подготовка солдат для действующих войск.
Однако, срок жизни этих новообразований был невелик. Угроза наполеоновского вторжения, большая и скорая потребность в живой людской силе свела «на нет» эту благую затею. И на четверть века о запасных войсках пришлось забыть.
Вернулся к этой идее уже Николай I изданием «Положения об увольнении нижних чинов военно-сухопутного ведомства в бессрочный отпуск» (30 августа 1834 года) . Этим Положением положено начало формированию запаса русской армии.
Но этот запас получил совсем иной смысл.
“Энциклопедия военных и морских наук» профессора Николаевской Академии Генерального Штаба генерала Г.А. Леера запасные войска характеризовала так.
«… Запасные войска назначаются на пополнение убыли в военное время в рядах полевых и резервных войск, поэтому в мирное время или вовсе не содержатся, или только в кадровом составе. Формируются или приводятся в состав лишь с объявлением мобилизации для всех родов оружия…»

****

Вам ясно? Думаю, не совсем. И те и другие (и запас и резерв) в мирное время могли иметь небольшую численность, и фактически начинали свою «жизнь» лишь с объявлением мобилизации.
Таким образом, несмотря на обилие всевозможных документов, тем не менее, до конца так и не было ясно, в чем же, собственно, состояло различие между резервом и запасом.

МОЖНО ЛИ ВЫРАЗИТЬСЯ КОРОЧЕ?

Можно!
12 мая 1843 года вышло новое «Положение о составе запасных войск и о складах для них обмундирования и вооружения» , в котором довольно подробно было изложено, для чего именно нужны были эти войска:
«§1. Войска запасные предназначаются: 1) Для пополнения в войсках действующих допущенного в них по мирному времени некомплекта. 2) Для усиления действующих войск сформированием для них, в случае надобности: а) резервных батальонов, эскадронов и батарей; 3) запасных батальонов, эскадронов и батарей».
Таким образом, запас пополнял действующие части и резерв!
В мирное время запасные войска состояли из нижних чинов, уволенных в бессрочный отпуск (§4).
§5. Сии чины причисляются к войскам для пополнения допущенного в них некомплекта и распределяются в резервные и запасные батальоны, эскадроны и артиллерийские батареи, на нижеследующем основании:
а) Для пополнения некомплекта назначаются нижние чины, находящиеся в бессрочном отпуску в тех самых губерниях, где корпуса армии расположены, или в губерниях, ближайших к расположению корпусов. В случае призыва, сии бессрочно-отпускные с мест сборов в губернских городах отправляются к своим корпусам.
б) Для первоначального сформирования резервных и запасных войск каждого корпуса назначаются бессрочно-отпускные нижние чины губерний, более или менее удаленных от пограничного пространства. С сею целью резервным и запасным войскам каждого корпуса назначен особый округ, состоящий из нескольких губерний, по соображению расстояния сих губерний от расположения действующих войск и от пунктов, определенных для первой и второй линии резервов. Бессрочно-отпускные ближайших губерний сего округа формируют резервные войска, отдаленнейших – запасные войска одного и того же корпуса».

Ну вот! Наверное, последняя фраза – это и есть главный вывод, который нам стоит сделать из всего вышесказанного:

РЕЗЕРВ – ЭТО ТЕ МЕСТНОСТИ,
КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ РЯДОМ, ПОБЛИЗОСТИ,
А ЗАПАС – ДАЛЕКО!


Рецензии