Научили вас на свою голову

«Ученье – свет, а неученье – тьма», говорит нам старинная русская пословица. «Учиться, учиться и еще раз учиться» завещал нам великий Ленин, который совсем недавно «озарял» наш путь согласно Государственному гимну СССР.
Однако ж, в прошлом далеко не всегда и во всем ученье было «светом», а уж в нынешнем-то веке разного рода «умники» в результате своими митингами (!) пытаются (о, ужас!) расшатать устои и разрушить скрепы!
Видать, не тому обучились…
Армия, равно как и общество, постоянно находилась перед выбором (прям, как у Чернышевского, извечный вопрос – «Что делать?»).
С одной стороны, в связи с развитием науки техники и широким внедрением в войска технических новшеств, армии требовались грамотные специалисты. А с другой, в армии, где требовалась дисциплина и строгое выполнение приказов начальства, еще в XIX веке крайне негативно относились ко всякого рода «умникам, привыкшим торчать в академиях». И такое отношение, заметьте, было к офицерам! А уж, об умниках из низшего сословия и говорить нечего… Неизвестно чему их там научат!
Помните, как негодовал профессор Преображенский:
- Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?

****

Как хорошо было иметь дело с обыкновенным деревенским парнем, которого едва-едва оторвали от сохи! И видел-то он в своей жизни только поле, корову, да соседскую девку, на которой его сородичи успели его обженить от разного соблазна подальше (как раз накануне призыва в армию). Иными словами, не успел еще получить дозу облучения всякой «революционной заразы», которую так активно распространяли в городах.
Армейское начальство бежало как черт от ладана от заводского и фабричного элемента. Так, рапорт Начальника Главного инженерного управления в Главный Штаб от 29 июля 1906 года за №722, просто «крик души»:
«… Главное инженерное управление отзывом от 19 мая сего года за №13008, просило о назначении в Главный инженерный склад 36 новобранцев…
Принимая во внимание исключительное значение Главного инженерного склада, как центра хранилища значительного количества шанцевого инструмента и разного технического имущества, и дабы возможно лучше изолировать команду склада от всякого влияния фабричного и заводского рабочего элемента, начальник Главного инженерного склада просит распоряжения, чтобы в предстоящем в сем году назначении новобранцев … были все без исключения из постоянных деревенских обывателей…»
Боится за пропажу шанцевого инструмента господин генерал. Прям как Тоня Кислицына (героиня Надежды Румянцевой) в чулюкинском фильме «Девчата» (1961 г.)
- Отойдите от кухни, а то … а то у меня ложки пропадают!
Шибко грамотные представляли собой весьма неблагонадежные элементы. «Много знаешь – плохо спишь» - такое было хорошо известно.
Пока в России были церковно-приходские школы, крестьяне охотно отдавали детей учиться. Многочисленные реформы 60-70-х годов XIX века привели в частности к тому, что часть школ были переданы из ведомства Священного Синода в Министерство народного просвещения (МНП), где превалировало «гражданское» образование. В результате некоторые крестьяне … просто перестали водить детей в школы. На вопрос корреспондента, разъезжавшего по деревням, почему родители не отдают детей учиться, крестьяне отвечали:
- А что толку-то от такого ученья? Учат… учат… Что они изучают-то там? Слоны, обезьяны какие-то… Баловство одно и трата денег ненужная!
Действительно, кому было нужно знание обезьяны, например, в глухой сибирской деревушке. И видеть-то ее никогда не видел (а многие так и не увидели до конца жизни). Для крестьянина важными были лишь знание молитв и азбуки с арифметикой.

****

Дилемма…дилемма… Спрашивается, зачем тогда надо было учиться?
Порой и наличие профессии (т.е. ремесленных знаний) не гарантировало удовлетворения армейского командования. Вроде бы и знания есть… Ан нет! Не те!
Об этом свидетельствует рапорт Начальника Штаба Варшавского военного округа ген.-лейтенанта А.В. Самсонова в Главный Штаб от 17 января 1907 года за №1073
«… На укомплектование саперных частей войск назначены в большинстве случаев новобранцы мастеровые, причем нередко мастерство их не имеет никакого отношения к саперному делу, например, позолотчики, часовых дел мастера и т.д.
Между тем, такие новобранцы из мастеровых нередко малосильны и не возмужалы, вследствие чего являются малоспособными для саперной службы, требующей при земляных работах сильных людей.
Кроме того, такие новобранцы представляют из себя малонадежный элемент в нравственном отношении, а потому переполнение ими саперных частей нежелательно…»

Ну вот. И этим не угодили…
Армейское командование требовало людей «исключительно хорошо грамотных и развитых». Ну, если со вторым все было более или менее хорошо, то с первым всегда возникали проблемы.
Собственно, проблема обучения остается острой и в настоящее время.
Особенно, для молодежи –

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?


Рецензии