Образование в России при Николае II-цифры, факты

    НА ФОТО: МГУ им .М.В. ЛОМОНОСОВА.  Главное здание МГУ — центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на ЛЕНИНСКИХ  горах. Самая высокая из семи построенных сталинских высоток. Высота-183,2 м,со шпилем-240 м, этажность центрального корпуса-32. Высота основания над уровнем моря-194 м.
Построено в 1949-1953 годах по проекту архитекторов Бориса Иофана, Льва Руднева, Сергея Чернышёва, Павла Абросимова, Александра Хрякова и инженера Всеволода Насонова. Над скульптурным оформлением фасадов работала мастерская Веры Мухиной. До 1990-х годов здание было самым высоким в Европе.

    В последние годы среди множества политических партий и движений набирает силу и монархическое движение. Цель этого движения состоит в том, чтобы «доказать» народу: выход из тупика, в который завели страну коммунисты, состоит не в развитии демократии, т.е. народовластия, а в форме власти, якобы спасшей русский народ от бедствий в течение веков,— в форме самодержавия.

      При всех разногласиях среди сторонников возрождения монархии их объединяет одно - стремление как можно шире распространить среди русского народа идею самодержавного правления, сделать ее притягательной. В этих целях всячески превозносятся успехи дореволюционной России во всех сферах жизни, особенно экономической.
     Прилагаются большие усилия, чтобы сделать привлекательным образ последнего царя Николая Второго. Средства разнообразны: пропаганда на разного рода сборищах, манифестации с плакатами и портретами царя, публицистические статьи на страницах газет и журналов, в том числе и демократических, в различного рода листках, НА КАНАЛЕ РОССИЙСКОГО ТВ "СПАС",ДРУГИХ КАНАЛАХ и т.д.

       Новым моментом в монархической пропаганде ЯВЛЯЕТСЯ попытка «научного» обоснования преимуществ монархического строя России в экономическом и социальном отношениях. 
     Важным показателем жизни населения является образование народа любой страны. Для этого мной взята информация их двух источников.

ПЕРВЫМ источником информации явилось издание: «Житие Святых Царственных мучеников»:  Народное образование при Николае 2-м: "В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Российской Империи было не менее 85 %. Накануне войны уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству Российская Империя занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году.

      Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране было 130 тысяч школ. Перед революцией проведен закон о полной бесплатности образования, причем, не только обучения, но и жизни во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет - в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся".

     ВТОРЫМ источником, раскрывающим уровень образования российского населения является Научно-просветительский журнал  «Скепсис».

     В основу этой статьи В ЖУРНАЛЕ  "СКЕПСИС" взяты данные перепечатки брошюры Исполнительного бюро Общероссийского монархического фронта, изданной в Нью-Йорке в 1958 г. Как сообщается на обороте обложки, издание осуществлено при содействии МПК «Вече».
        Вот полное название произведения: «Б.Л. Бразоль. Белая книга России. Царствование императора Николая II. 1884—1917. В цифрах и фактах. Ответ клеветникам, расчленителям и русофобам» (Товарищество русских художников. Москва, 1990). В заключение   к 16-страничной брошюре автор утверждает, что он привел «беспристрастные цифры», а также «неоспоримые факты».
 
      Предлагаемая "СКЕПСИСОМ" работа является попыткой проверить, насколько приведенные В.Л. Бразолем факты неоспоримы, а цифры беспристрастны.

     Бюджет Министерства народного просвещения, пишет Бразоль, за 1894—1914 гг. вырос с 25,2 млн до 161,2 млн руб. при значительном росте числа учащихся.

   Но соответствовал ли этот рост потребностям народа в условиях мирового прогресса? Ответить на этот вопрос можно только путем сравнения с другими странами, чего автор тщательно избегает. Что касается основы основ всякой цивилизации — грамотности народной массы,—ПРОВЕДЕНО сравнение (см. табл. 13).

      Как показывают цифры, начальных школ в России относительно числа жителей было ВТРОЕ МЕНЬШЕ, чем в странах Запада.
     Число школьников было в 3,2 РАЗА МЕНЬШЕ, чем в «просвещенных»(Норвегия, Швеция, Греция, Швейцария, Дания, Голландия и Бельгия.), и в 2,3 РАЗА МЕНЬШЕ, чем в «обездоленных» странах Европы(«Обездоленные» — Италия, Испания, Болгария, Венгрия, Румыния и Сербия).

      Столь же значительно, в 4 и 1,8 раза отставала Россия и по количеству учителей. Только по числу учащихся на одного учителя Россия была впереди «обездоленных» стран.

      НАЧАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  в ЦАРСКОЙ России понималось властями чрезвычайно узко, как умение читать, писать, считать и знать наизусть несколько молитв, начиная с «Отче наш».

       Поэтому ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ЧИСЛО НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ БЫЛО ОДНОГОДИЧНЫМИ («одноклассными»).
ДВУХКЛАССНЫХ  ШКОЛ БЫЛО МАЛО, (например, в 1903 г. двухклассную школу окончили лишь 9% школьников). Грамота для женщины-крестьянки считалась излишней роскошью.

Таблица 13. Начальное образование в России и странах Европы в 1910—1914 гг.*
А).Просвещенные: Норвегия, Швеция, Греция, Швейцария, Дания, Голландия, Бельгия.
Годы:               1910-1914;
Население :   тыс.чел.-30870,3
Начальных школ:     51407;
Школ на 1000 жителей: 1.7
Жителей на 1 школу:    601
Школьников, тыс.:        4114,3
В % к населению:        13,3
Учителей:                66102
Учителей на 1000 жителей: 3.6 (по учителям расчет сделан без Норвегии и Швейцарии за отсутствием данных об учителях).
Учеников на 1 учителя:41

Б).Обездоленные: Италия, Испания,
Болгария, Венгрия, Румыния, Сербия.
Годы:                1910-1914г.г.
Население, тыс.чел.:        89837,0
Начальных школ:             146207
Школ на 1000 жителей:       1.6
Жителей на 1 школу:        614
Школьников, тыс.           8641.3
В % к населению:            9,6
Учителей:                145327
Учителей на 1000 жителей:    1.6
Учеников на 1 учителя         59

В)Россия.
Население, тыс.чел.       169120,
Начальных школ:            100295
Школ на 1000 жителей:       0,6
Жителей на 1 школу:         2586
Школьников, тыс.            6980,5
В % к населению:             4.1
Учителей:                154183
Учителей на 1000 жителей:    0.9
Учеников на 1 учителя:        45
* Рассчитано по: Энциклопедический словарь «Гранат». Т. 50. С. 75, 76, 155, 156. В число «просвещенных» вошли Норвегия, Швеция, Греция, Швейцария, Дания, Голландия и Бельгия. По учителям расчет сделан без Норвегии и Швейцарии за отсутствием данных об учителях.

«Обездоленные» — Италия, Испания, Болгария, Венгрия, Румыния и Сербия.

* ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОТЧЁТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РОСПИСИ И ФИНАНСОВЫХ СМЕТ ЗА 1912 ГОД.СПБ.1913.С. 275.*
составляли лишь 28,4% всех школьников. Учащихся заставляли зубрить азы, но не учили думать, чтобы легче было управлять этими «грамотными».

Что касается постановки высшего и среднего образования в России, не имея под рукой статистических данных,МОЖНО СОСЛАТЬСЯ на авторитетное мнение предпоследнего российского министра народного просвещения графа П.Н. Игнатьева. Во «всеподданнейшем докладе» от 13 июня 1916 г. он писал царю:

«Изучая далее вопрос... я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление, это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях... По статистическим данным, некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40% общего числа преподавателей...».

Министр ходатайствовал об увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, т.е. новых университетов, чему противился последний самодержец. Известна  резолюция НИКОЛАЯ ВТОРОГО на одном из докладов министра народного просвещения:
"Я СЧИТАЮ, ЧТО  РОССИЯ НУЖДАЕТСЯ В ОТКРЫТИИ  ВЫСШИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, А ЕЩЕ БОЛЬШЕ В СРЕДНИХ ТЕХНИЧЕСКИХ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ШКОЛАХ, НО ЧТО С НЕЁ ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО  СУЩЕСТВУЮЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ.
ПРИНЯТЬ ЭТУ РЕЗОЛЮЦИЮ ЗА РУКОВОДЯЩЕЕ мое указание»- ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ВТОРОЙ.

ПО ДАННЫМ ВИКИПЕДИИ ЧИСЛО УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ СОСТАВЛЯЛО 12.
Университетская идея впервые реализовалась в России в 1725 году в виде учреждённого в Петербурге Академического университета. Но первым образцом классической для России университетской формы явился основанный в 1755 году Московский университет.
Всего в истории Российской империи существовало двенадцать императорских университетов:
1.1 Императорский Московский университет
1.2 Императорский Дерптский (Юрьевский) университет
1.3 Императорский Виленский университет
1.4 Императорский Харьковский университет
1.5 Императорский Казанский университет
1.6 Императорский Санкт-Петербургский университет
1.7 Императорский Александровский университет
1.8 Императорский университет Святого Владимира
1.9 Императорский Новороссийский университет
1.10 Императорский Варшавский университет
1.11 Императорский Томский университет
1.12 Императорский Николаевский университет
В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. Таблица № 28, с. 254)

LIVEGOURNAL: Университеты СССР: Тбилисский, Днепропетровский, Воронежский, Крымский (Таврический), Самарский, Иркутский (Восточно-Сибирский), Ташкентский (Туркестанский) университеты были основаны в 1918 г.

Ереванский, Бакинский, Латвийский университеты были основаны в 1919 г.

Уральский (Свердловск) университет был основан в 1920 г. Потом расформирован, в 1931 г. восстановлен.
Белорусский университет был основан в 1921 г.
Литовский (Каунас) университет открыт в 1922 г.
1923-1933, 1935-1939 – университеты не открывались, зато во множестве открывались педагогические институты, ставшие основой третьей (1960-70-е) и четвертой (1990-е) волны университетов.
Узбекский университет (Самарканд) был основан в 1933 г.
Казахский (Алма-Ата) университет был основан в 1934 г.
Петрозаводский (Карело-Финский) государственный университет был основан в 1940 г.
В 1941-1944 гг. была война.
Ужгородский университет был основан в 1945 г.
Кишиневский университет был основан в 1946 г.
1947-56 – В ПОСЛЕВОЕННЫЕ  ГОДЫ не было основано университетов.
Таджикский университет был основан в 1947 г.
Туркменский университет (Ашхабад) был основан в 1950 г.
Киргизский университет был основан в 1951 г.
Якутский государственный университет был образован в 1956 г.
Дальневосточный (Владивосток, восст. 1920) - 1956 г.
Башкирский, Мордовский, Кабардино-Балкарский и Дагестанский университеты были основаны в 1957 г.

Новосибирский университет был основан в 1959 г.
В 1960-64 гг. университетов не открывали.
Донецкий университет был основан в 1965 г.
В 1966 г. университетов не открывали.
Калининградский, Cеверо-Осетинский (Владикавказ) и Чувашский (Чебоксары) университеты основаны в 1967 г.
Полоцкий университет был основан в 1968 г.
Cамарский, Гомельский и Красноярский университеты были основаны в 1969 г.
Калмыцкий (Элиста) университет, Ярославский и Краснодарский (Кубанский) университет основаны в 1970 г.
Тверской (Калининский) и Удмуртский (Ижевский) университеты были основаны в 1971 г.
Симферопольский, Сыктывкарский, Марийский, Чечено-Ингушский и Карагандинский университеты основаны в 1972 г.
Ивановский, Тюменский, Кемеровский и Алтайский университеты основаны в 1973 г.
Омский университет основан в 1974 г.

Челябинский и Нукусский (Каракалпакский) университеты основаны в 1976 г.

Гродненский государственный университет был основан в 1978 г.
Абхазский государственный университет (Сухуми) был основан в 1979 г.
Волгоградский университет был основан в 1980 г.

В 1990 г. в СССР был 71 государственный университет. В них обучалось 658 000 студентов («Народное хозяйство СССР за 1990 г.» стр. 221).

ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ ЦАРСКОЙ РОССИИ  И СССР КАЖДЫЙ ЧИТАЮЩИЙ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О "преимуществах" монархического строя РОССИИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ ПРИ СССР.


Рецензии
Здравствуйте , Марьша . Вы не упомянули Нижегородский университет. С уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   12.10.2020 09:26     Заявить о нарушении
Я не упомянула потому, что этого Университета не было.
"Новгоро́дский госуда́рственный университе́т и́мени Яросла́ва Му́дрого (сокращённо НовГУ) — российское высшее учебное заведение, расположенное в Великом Новгороде. Крупнейшее в Новгородской области государственное образовательное учреждение.

Образован в 1993 году на путём объединения Новгородского политехнического института (НПИ) и Новгородского государственного педагогического института (НГПИ). В 1997 года в состав НовГУ вошла Новгородская сельскохозяйственная академия (НГСА). В апреле 2017 года стал одним из региональных опорных университетов[1][2][3].

....Однако в конечном итоге основные ресурсы были направлены на развитие образования в Санкт-Петербурге. Так в 1788 году высшие классы Новгородской духовной семинарии по инициативе митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) были на 11 лет переведены в Санкт-Петербург, чтобы поднять уровень Александро-Невской семинарии, которая в 1797 году была преобразована в духовную академию. Таким образом, в Новгороде за всё последующее царское время не появилось ни духовной академии, ни светского вуза. В XIX веке Новгородская духовная семинария имела мало принципиальных отличий от других духовных семинарий страны. Однако и тогда она обладала уникальными традициями и замечательной по богатству библиотекой[4].

Марьша   12.10.2020 13:55   Заявить о нарушении
Я думала про Великий Новгород.
Но забыла о Нижнем Новгороде.
Да,Вы правы!
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) основан 17 января 1916 года как один из трех Народных университетов России и стал первым высшим учебным заведением в Нижнем Новгороде.

Марьша   12.10.2020 14:10   Заявить о нарушении
80 процентов жителей империи не знали грамоты, потребовалось в 20-х 30-х голах культурная революция, чтобы выйти из полного африканства России. Автор? Кроме денег в банках Британии — 400 миллионов рублей золотом, то есть 4 400 тонны золота, у Николая Романова были вклады во Франции и США. Он приготовился бросит разорённую им страну, армию без еды и танков, и жить припеваючи за рубежом. Если бы английский король Георг V не отказал ему в приёме, так бы и произошло. Но королю хотелось получить золото родственника и обезглавить Россию наверняка. За Романовым кроме баснословных зарубежных вкладов числилось земельных угодий и лесов размером с Францию, сотни домов, дворцов, заводов, у Романова были акции банков и фабрик, и железных дорог в России и за границей, он был в доле с Нобелем в нефтедобыче в Грозном и Баку, и так далее. В 1940 году, гитлеровцы, вскрывая депозитарии ряда французских банков из группы барона Ротшильда, обнаружили драгоценности царя. Всего царские капиталы стоили в золотом эквиваленте примерно 10 000 тонн золота, больше, чем долг России в тот момент — 7700 тонн золота. Бриллиантовую корону-тиару одной из родственниц царя украли агенты англичан после революции. Сейчас в этой короне, принадлежащей русскому народу, заплатившему за неё кровью и слезами, в ворованной, ходит английская кровавая королева — мародёр, показывая логику и своего деда — человека всего в крови — Георга V. Во время нахождения Николая Романова под стражей, было несколько попыток его убить неизвестными группами. Если бы Уралсовет — народный выборный орган власти Урала, где большинство было за эсерами, его не убил, всё равно его убили бы другие. Способ уничтожения трупов царской семьи был крайне выгоден деловым партнёрам бывшего царя, им было выгодно, чтобы смерть нельзя было доказать, тогда никто из наследников не мог бы заявить права не свою долю и вступить в наследство. Тоже касается бесследного исчезновения Михаила Александровича, имеющего следующую очередь царствовать власть и золото. Его охраняли в качестве личной охраны офицеры из “Белого креста”, в частности, печально известный по октябрьском боям в Москве лейб-гвардии Волынского полка полковник Трескин. Как у такого кровавого пса украли из под носа Великого князя, совсем не понятно, если только не предположить, что Трескин сам это и организовал по приказу “демократов” Алексеева и Деникина.

Андрей Геннадиевич Демидов   18.10.2020 22:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.