Жизнь только начинается

«Жизнь только начинается»

   На черном фоне, на котором идут титры производителя фильма и режиссера, за кадром как будто каплями падают отдельные ноты сквозной мелодии детской песенки «Голубой вагон».

    Интершум. Слышен голос воспитательницы, которая поет: «Пухлые щечки, плюх, плюх, плюх…» В кадре крупно обаятельное лицо малыша с раскосыми глазами, главного героя, Захарушки. У мальчика синдром Дауна. Воспитательница, стоя сзади, его пальчиками нажимает на его же щечки и поет. Малыш застенчиво улыбается. У него только-только начали проявляться эмоции.
    Следующий кадр. Парень на коляске в своем магазине обслуживает женщину-клиента. За кадром автор читает тест. На этом тексте идет смена планов: дети в классе, колясочники играют в подобие регби, мальчик с ДЦП играет в классе сценку из спектакля.
 
    « - Как вы ведете себя, когда видите слепого человека, инвалида- «колясочника», ребенка с синдромом Дауна или подростков,  общающихся на «языке жестов»? Разглядываете, пытаетесь помочь или спешите перейти на другую сторону улицы? А ведь люди с ограниченными возможностями составляют десятую часть населения планеты. По прогнозам экспертов эта цифра будет постоянно расти.
      В фильме вы увидите примеры социальной адаптации инвалидов к сложным  условиям жизни, интеграции в общество, благодаря  силе воли, помощи родных людей, деятельности государственных и благотворительных организаций. Инклюзивное образование в России и Чешской республике, его плюсы и минусы - в объективе вашего внимания».

    Все на фоне музыки лейтмотива фильма. Вторая героиня «Железная Жанна» передвигается на костылях по двору. Следом крупно лицо чешской девушки с ДЦП, распятой ладонью она трогает клавиши ноутбука. Случайный, как будто смотр колясочников в метро. Пражская марионетка на улице, подчиняясь ниточкам, играет на гитаре. Лицо мальчика за стеклом трамвая, он уезжает.

    Титр фильма «Жизнь только начинается» появляется и остается некоторое время, пока идет смена кадров.
    Музыка фона усиливается, приобретает краски.
    Крупно старинные часы ратуши на площади Старого места в Праге. Они отсчитывают время.





-2-

    Жанна Арутюнян (второй герой нашего фильма), только после парикмахерской, стриженная и уложенная, с подведенными бровями, армянская женщина. На заднем плане – портрет Дамы в очках с накрученной шляпой на голове.
    - Ты ощущаешь себя человеком с ограниченными возможностями?
    Снисходительно улыбаясь, она отрицательно качает головой:
    - Нет. Нет, абсолютно. Да, я на костылях, ну и что с этого? Кому не нравится, пусть не смотрит!
    - Твоя болезнь тебя не озлобила?
    - Я ее не чувствую, просто. Мне некогда чувствовать.
    Ноги, костыли в одной руке, медленно, опираясь на перила она спускается с невысокой железной лестницы.
    Идут фотографии: счастливое детство и потом, она с мамой, она в ретроавтомобиле, симпатичная молодая задумчивая. За кадром текст:

    « - Жанна - женщина  «далеко бальзаковского возраста»,  за свою жизнь прошла  все «круги ада», но остается веселой, стойкой, хулиганистой. «Железная Жанна», так называют ее соседи, еще в детстве  решила, что не только должна сама состояться, но и помогать всем, кому это необходимо».
 
    - Один счастлив, что он Мерседес купил, другой – холодильник, третий… потребности-то разные у людей. Одинаковых людей не бывает. Я считаю, даже бедный человек бывает счастливым. (Крупно глаза Жанны, в них покой и согласие). Я занята, я все время занята, то читаю, то что-то делаю, я всегда нахожу какую-то работу.
    Как родился ребенок, ребенку надо уделять внимание, внимание. А когда он пойдет в школу, он будет наравне.
   
   Детские руки с карандашами, раскрашивают машинки на раскрасках. Оба брат и сестра сидят за столом и работают.
   Веселое с грустинкой лицо Данила через стекло лоджии, он машет нам ладошкой.
   За кадром текст:
   « - Брат и сестра – Данил и Ангелина, глядя на них,  не подумаешь, что у кого-то задержка психического развития с речевыми нарушениями. Ангелина абсолютно здорова, а у Данилы проблемы стали появляться после 2-х лет. Для родителей инклюзивное образование – это огромное испытание, да и для Данила тоже. Вроде и устранение дискриминации в образовании, мальчик учится в обычной школе, но общество здоровых людей не готово принять «особенных» детей на равных. Это – боль родителей и проверка их любви к своему ребенку.




-3-

   Крупный план, лицо мамы. Она тревожно и внимательно смотрит на собеседника. Его не видно, он задает вопросы:
   - Когда они сами друг с другом, он веселее, более активен?
   - Да. Веселее, еще и ругаются, дерутся. Все как у обычных детей. А так, он очень стеснительный. Он даже сейчас вас стесняется. (Мы были в семье во второй раз). Иногда он за себя постоять не может, постоянно хожу, разбираюсь за него. Сейчас он в третьем, потом в четвертом  будет, коррекционном. А дальше он в пятый идет, общеобразовательный.
   - С дефектологом вы контактируете?
   - С классным руководителем. Она психолог, говорит, что мальчик - сообразительный. (Данила стоит на лоджии, смотрит на улицу через окно, похоже, что это его любимое место в квартире).  Он все понимает, но ему трудно высказать свою мысль… Нас волнует и армия и все волнует, мы хотели его в военную школу отдать по возрасту, но не берут таких детей туда. Он любит спорт, на баскетбол пошли, но он зажигается, а потом резко все прекращается.

   Игрушечные машины аккуратно выстроены на полке в шкафу. Титр: Даня Еськов. Он показывает и называет:
   - Вот это ауди четыре, а это ауди… не знаю (и с досадой хлопает себя ладонью по лбу).

    - В школе все хорошие дети. Вот он даже первую четверть закончил, три троечки было, а  в этой уже с троек перешли на четверки. О чем-то же это говорит. Значит, справляется с программой. Но все зависит от городского психиатра, он принимает решение, куда ребенку идти.

    Руки Дани ловко чистят мандарин, он быстро забрасывает дольки в рот.

    Начальник Управления Образования города Пятигорска Васютина Наталья Алексеевна. Ухоженное красивое лицо, взгляд требовательный и твердый.
    - Насколько дорогой инструмент обучения инклюзив?
    - Счастье, что мы об этом заговорили. До определенного времени мы даже о таком понятии не знали. Конечно, все новое требует финансовых затрат. С 2009 года, когда мы начали осуществлять инклюзивное образование в городе, нам было выделено около 6 миллионов рублей. На эти деньги мы оборудовали помещения в 14 школе, где обучается основная масса детей с ограниченными возможностями здоровья, и решили самую важную проблему, которая существовала: дети-инвалиды попали в социум. Это – то, чего им не хватало.





-4-

    - Захар, смотри, вон там – птички.
    Захар во дворе детского сада. Он одет в красный пуховик с меховой опушкой. На голове у него красная вязаная шапочка с надписью Найк. Он недовольно мычит.
    Ольга Савенко, мама Захара, – симпатичная женщина среднего возраста. Видно, что ей приходится делать все самой, чтобы не потеряться в этом мире.

    - В канун Рождества я просто у Девы Марии попросила ребенка и в конце января я узнаю, что беременна. А через два года, получается в год и три месяца, в канун рождества он у меня пошел. Я не могу сказать, что это совпадение. И теперь у нас есть традиция – на 6-е января мы каждый год ходим в церковь с ним. (Захар уже сидит за рулем деревянной машины под цвет куртки. Доволен.)
    - Это счастье?
    - Самое большое для женщины, неважно какой он. Все равно – он у меня есть.

    Благообразный молодой еще батюшка в кадре, священник Андрей Раснянский, над правым плечом у него старинный список Девы Марии с Христом. Говорит нелегко, как будто формулируя мысли, от этого они кажутся еще честнее:

    - Каждому человеку Господь дает свой крест, но он дает крест по силам. Значит, вы его сможете пронести. Значит, вы сможете доказать любовь к этому маленькому человеку и любовь к Богу.
    Очень тяжело видеть, когда мать, которая выносила этого ребенка под сердцем, отказывается от него. Это очень больно и очень страшно. Но я надеюсь, что Господь даст вам, дорогие родители, у которых есть такие особенные дети, силы, крепости и, конечно же, любви для воспитания этого дорогого для вас и для церкви, и для общества человека.

   На мелодии хрустальных колокольчиков Захар на коленях воспитательницы с ее помощью хлопает в ладоши и счастливо улыбается. Следующий план: он возится с игрушками, укладывает куклу в кроватку, рядом играют другие дети. Ощущается тепло родного дома и защищенного детства.

    Светлана Старцева, дефектолог МБ ДОУ № 4 г. Пятигорска на фоне плотной зелени живого уголка:
    - В связи с тем, что медицина у нас пошла вперед, мы сохраняем и даем возможность родить тем, кто раньше не мог родить. Естественный отбор мы отключили совершенно. Мы детей выхаживаем, даем им жизнь, теперь еще бы





-5-

подключить образовательную среду и социальную, а то мы «А» сказали, а остальные 32 буквы алфавита остались там…
    Первый год – диагностический, мы решаем, что с ними дальше будет, вернее, они решают, что мы им можем дальше предложить, какой образовательный маршрут. Часть этих детей у нас побудет год-два и пойдет дальше в ортопедическую, массовую, возможно, речевую школу для детей с нарушением речи, а большую часть ждет специальная школа 8-го вида для детей с умственной отсталостью.

    Плавный переход все в тех же джунглях живого уголка. Галина Коновалова, воспитатель МБ ДОУ №4 г. Пятигорска:
    - Раньше боялись таких детей показать, я бы так сказала. Считали, что это, может быть, позор, держали их дома. Это я знаю точно по некоторым примерам. Сейчас – наоборот, родители стремятся с любой тяжестью дефекта попасть в коллектив детей. За все время я один раз только встретила случай, когда родительница стеснялась, не хотела, чтобы показывали ее ребенка. (Игрушечный малыш сидит на краешке полки).
    Наша задача настроена на то, чтобы игры были совместными, особенно отобразительные игры, там, где мы играем в семью, в куклы: «Ты помоги, ты принеси то, ты сделай это…»
     Захар у стойки с игрушечным желтым микрофоном. Смотрит на него снизу вверх, тянется губами и поет по-своему: «Бя – бяо». Потом снимает микрофон со стойки, по-хозяйски твердо держит, как будто нажимает на кнопку, прижимает к губам и уже вовсю заводит; «Б-бя-ба-ба, б-бя-ба-ба-у».

    Прага, Чешская республика. Узкая улочка Старого города, наполненная людьми. Веселая музыка. Панорама вверх вдоль высоких стен на башню ратуши с часами. На них - без двадцати пяти два. Вацлавская площадь, праздные люди среди рождественских торговых павильонов. На заднем плане сам король на постаменте.

    За кадром звучит текст:
    «Серьезным фактором адаптации инвалидов являются взаимоотношения со здоровыми людьми.  Но,  как показывает зарубежный и российский опыт, инвалиды не могут в полной мере реализовать себя в обществе, потому что здоровые люди не хотят или психологически не готовы с ними общаться. Инклюзивное образование призвано решать эту проблему.  Оно реализуется в некоторых дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах Пятигорска, столицы СКФО. Эта работа созвучна и перекликается с работой, которую ведут наши земляки-ставропольчане в Чехии».





-6-

    Ребята-колясочники готовятся к схватке в регби. С ними – группа поддержки: девушки без всяких изъянов.
    В кадре Давид, председатель общества колясочников, говорит по-русски:
    - Спригнул воду. Спригнул, спригнул – и артистически показывает, проводя ребром ладони по затылку, что случилось.   
    На экране эпизод игры. Девица несется в коляске с мячом к воротам.

    Ярослав Филсак - продавец в магазине одежды, один из ребят, игравших в регби. Это его девушка в красном платье горячо болела за его команду. Рядом с ним Эдуард Арзуманов,  наш переводчик и организатор съемок в Чехии:
    - Он обычный мальчишка со двора. Влез на электрический столб, когда ему было 12 лет, его ударило током, поэтому у него ожоги на руках, он упал и поломал спину.
    - С девушками взаимоотношения?
    - Говорит, что у него с ними все нормально.
    В кадре панель с тумблерами и кнопками – пульт дистанционного управления магазином.
    - Этот магазин – так называемое тест-рабочее место для людей, у которых недавно случилась эта травма. Здесь они учатся, как дальше жить и работать.
    В магазин зашла клиентка, Ярослав двигается в коляске по магазину и обслуживает ее.
    Эдик переводит:
    - У них начал работать новый проект. Они (речь идет об Ассоциации инвалидов Чехии) дают квартиры людям, которые стали инвалидами, для того, чтобы те могли попробовать, как им стоит переделать свою квартиру.

    Панорама серого здания в одном из районов Праги. Вход оборудован пандусом, девушка на каталке катится по коридору и въезжает в свою квартиру.
    Йилка Рудолфова она родилась с  ДЦП.
    - Когда, в каком возрасте, почувствовали неудобство от своего положения?
    - У нее было отличное детство (переводит Эдуард Арзуманов). Ей это практически никак не мешало, она ходила в детский сад здесь в этом Центре, потом ее интегрировали в обычную школу, она говорит, там было все отлично, и учителя и подход. Она не чувствовала большой разницы. Сейчас работает в области образования, в институте, организованном Министерством Труда и соцобеспечения. Ее специализация – реализация проектов Европейского фонда в области трудоустройства и дальнейшего образования инвалидов.








-7-

    Красивое девичье лицо, умные глаза и только, когда она начинает говорить, мышцы лица и руки перестают ее слушаться, они стараются помочь ей выразить свои мысли и не знают как!

    - Родители живы-здоровы?
    - Родители живы. Но развелись.
    - Она их любит?
    - Любит, но она рада, что живет отдельно.

    Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск. Зима. Центральная оживленная улица с трамваями. За кадром мелодия  той же детской песенки.
    Жанна Арутюнян:
    - Ну, я не родная дочь (ударение делает почему-то на первый слог). Да, меня взяли. Мама всю жизнь меня лечила (фото: маленькая Жанна с огромным бантом на голове, рядом - приемная, оказывается, мать. Они очень похожи). Куда она только меня ни возила.
    - А почему она тебя взяла, больного ребенка, она могла взять здорового?
    - Она не знала. Меня из роддома взяли, у меня все нормально было, а потом выявилось, что врожденные недостатки, потом травмы были, ну, десять операций.
    - А ты не искала родителей или родных?
    - Зачем они мне нужны (чешет нос, отворачиваясь)!
    - Ты даже не знаешь кто это? Знаешь? А кто?
    - Она приходила, но я не общалась. Мать есть мать (это она о своей не родной, но настоящей).Она меня вырастила, и квартиру оставила и все, она – мать. А зачем мне эта путаница в жизни, правильно?

    Как-то сразу, в стык вступает дефектолог Ганна Шварцова. Переводит за кадром София Арзуманова:
    - Когда она только начинала работать, у нее был ребенок, который бал парализован и не разговаривал. Ей сказали, она только училась этой специальности, что если стимулировать мышечные центры, малую моторику, то этот ребенок постепенно начнет разговаривать. Через два года работы с этим ребенком он действительно начал говорить...
    С родителями отношения хорошие. Они, обычно, говорят, каким они хотели бы видеть развитие своего ребенка, а я им говорю, что возможно и что невозможно. Если я считаю, что это невозможно, они могут выбрать другого педагога. Иногда бывает так, что я вижу, что ребенок может даже больше, чем родители ожидают от него.
   






-8-

    За последние двадцать лет произошел огромный скачок в отношении к таким детям, толерантность развилась очень сильно. Если раньше они находились в специальных интернатах, то сейчас они ходят в театр, на выставки, просто по улицам и большинство людей научились их принимать, и детей тоже. Хотя еще есть люди, которых это удивляет.

    Станция пражского метро. Подсмотренный сюжет: через стекло видно, как по пандусу вкатываются и въезжают на платформу колясочники. Грузятся в вагоны и это не одна команда, каждый из них сам по себе. Панорама бульвара, гуляющий народ, огромные мыльные пузыри, которые могут накрыть человека целиком. Уличный джаз-банд зажигает.

    Йилка Рудолфова. Мышцы лица стараются опять помочь ей, но не могут.
    - Какие книги любит? Кафку читала?
    - Кафку читала. «Перемены» (переводит Эдуард).

    Мы оказываемся в странной атмосфере: в полумраке помещений с кровавыми отблесками, где отдельными бликами светятся лица ушедших на фотографиях на фоне необычных музыкальных и звуковых пассажей. Музей Франца Кафки. Абсурдность человеческого существования и абсолютная реальность человеческого страдания.
    Текст за кадром:
    - «Всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы. У всех у нас не одно тело, но одно развитие, а это проводит нас через все боли в той или иной форме…
    Только люди, пораженные одним недугом, понимают друг друга», писал Франц Кафка, выдающийся писатель 20 века, живший в Праге. Сам он всю жизнь страдал туберкулезом.

    Йитка Рудолфова голосом Эдуарда:
    - Она хотела бы пожелать на личном уровне всем хорошего  настроения, не раскисать и не терять надежду. А на уровне государства, чтобы изменился подход, чтобы люди с ограниченными возможностями тоже могли состояться в жизни, чтобы для этого была правовая, административная основа.
 
    Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, СОШ №14.
    В классе идет спектакль, в главной роли очень эмоционально играет театральная звезда школы мальчик с ДЦП.






-9-

    Карел  Панчоха, директор Института исследований инклюзивного образования, г. Брно:
    - Есть школы, которые очень открыты. Если директор верит в подобный подход, видит, что это может работать, проводит для родителей рекламные кампании, мы ему помогаем. Но есть и школы, которые, наоборот, очень закрыты.

    Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, СОШ №14.
    Родительница на встрече задает директору вопрос:
    - Значит, у вас есть программа Ф-71, как ее медики называют, и по такой программе вы обучаете детей? (Искреннее удивление на лице мамы). Почему же нам сказал наш главный психиатр, что у нас в городе вообще (подтверждает рукой) нет такой программы.
    Почему меня это так беспокоит? У меня ребенку 14 лет. Я билась с семилетнего возраста и в Ставрополе и здесь. Мы сами, что можем, чему можем, тому и учим. Я понимаю, что время потеряно, но хотя бы что-то. Нам не нужны высшие учебные заведения, все эти аттестаты, нам нужно элементарно научить ребенка самому простому: читать, писать…

    Карел Панчоха:
    - Исправить ситуацию можно не через разные информационные кампании, а чтобы родители сами приходили в эту школу и видели, как обучаются дети с ограниченными возможностями, что школа может дать качественное образование и их детям.

    Наталья Абалдуева, председатель Совета женщин г. Пятигорска:
    - У нас при женсовете есть организация, которая называется «Живая нить». Наших мамочек очень волнует вопрос, какими их дети выйдут в жизнь. И мы ежемесячно проводим Семейные Гостиные. Приглашаем на них наших ведущих специалистов, у нас юристы, у нас медики, транспортники, чтобы мамам не ходить и не терять время. Ответы на свои вопросы они получают здесь.

    Очередная Семейная Гостиная в СОШ № 14. Показывается реальный  дистанционный урок биологии, посвященный теме «Строение семян».
    За кадром текст:
    «- Дистанционное обучение способно ликвидировать различные барьеры для максимального раскрытия потенциала ребенка. Конечно, ничто не заменит живого человеческого общения, но такой вид получения знаний достаточно эффективен. В Пятигорске так обучаются 46 человек».





-10-

     Начальник  Управления Образования администрации г. Пятигорска Васютина Н.А.:
    - Как и в достаточных ли объемах финансируется инклюзивное образование?
    - Из трех источников. Большая часть – из федерального бюджета, меньшая – из краевого и местного. Сказать, что этих средств достаточно, нельзя на 100%. И, вместе с тем, мы многое сумели за эти семь лет сделать. Установили лифт в 14-й школе, дети теперь могут передвигаться по всей школе, приобрели инвалидные коляски, оборудовали кабинеты дефектолога, психолога, логопеда.  Много закуплено компьютерной техники для дистанционного обучения. Сделан очень серьезный шаг вперед в этом направлении.

    Школа №14, учитель показывает с объяснением элемент урока по художественному образованию. Вместе с детьми работают и гости Семейной гостиной: приглашенные мамы со своими детьми, руководители органов городского образования. Живые яркие краски, с которыми работают дети, создают положительную эмоциональную атмосферу.
    Мелодия клавесина сопровождает неумелые попытки больных детей создать прекрасное.

    Чешская республика, Прага. Кривая средневековая улочка, большая полукруглая дверь. За ней – музей Я.А. Коменского. Входим внутрь, дальше интерьеры выставочных залов, огромная старинная фотография урока в чешской школе.
    Текст за кадром:
    « - Так как мы воспитываем людей, а не попугаев, то они должны быть постоянно руководимы ясным светом ума» - писал Ян Амос Коменский, чешский педагог, гуманист, религиозный деятель.

    Гелена Водюрова, ассистент-исследователь института инклюзивного образования. Она сидит со своей маленькой дочкой, у которой свои заботы и дела, например, есть из коробки конфеты.
    - Сейчас – время перемен. Со следующего года изменится законодательство, начнется реализация нового Закона об образовании, где уже детей перестанут разделять на категории ограничения, а будут осуществляться программы поддержки и детям и школам. Дети с легкими ограничениями будут учиться с остальными детьми.
    - Естественно, это вызывает бурную реакцию в обществе и педагогическом сообществе. Есть и поддержка и негативное отношение. Но это является шагом вперед.







-11-

    Чешская республика, Карловы Вары.  Панорама центральной улицы вдоль  речки с высокими берегами, одетыми в гранит. Улица Тисовая №13. Здесь в этом особнячке живет уже знакомая нам педагог-дефектолог Ганна Шварцова:
    - В Карловарском крае в наш Центр попадают все дети, которые имеют специальные потребности. Деятельность Центра финансируется из Министерства через краевую администрацию. Раньше были специальные школы и такие дети не могли находиться в обычных школах. Сейчас наш Центр является частью обычной школы. Родители могут теперь выбирать, или поместить своего ребенка в специальное заведение, или мы должны довести этого ребенка до такого уровня, чтобы он пошел в обычную школу.
    Карловарский край отличается от других регионов республики тем, что здесь особое внимание уделяют работе с «особыми» детьми. Он не так густонаселен как Прага, например.
    Фактически интеграция этих детей возможна с трех лет, когда он приходит в детский сад. Но еще до этого возраста есть специалисты социальной службы, которые посещают эти семьи и рассказывают о проблемах, которые могут испытывать эти дети…
    Чешские учителя всегда отличались креативностью. Они всегда старались приспособиться к особенностям ребенка, еще до того, как узнали какой у него диагноз и как это называется. Знали, что у ребенка есть проблемы и старались приспособиться, найти способы, как его учить.

    Проездка по гористому живописному городу, очень похожему на наш Кисловодск. Голубь сидит на парапете моста, Утки в холодной воде – не мерзнут. Коляска, запряженная парой белоснежных лошадей с ушами в розовом шелке, неспешно меряет экскурсионный маршрут.

    Задумчивая мелодия саксофона переносит нас в Пятигорск. Вечер, огни зажглись вокруг ледового катка на площади. На заднем плане Новогодняя елка. Дети катаются на коньках. Малыш держится за пингвина. Зябко.

    Начальник  Управления Образования администрации г. Пятигорска Васютина Н.А.:
    - На Ваш взгляд учителя психологически, методически готовы работать с особенными детьми, насколько они компетентны?
    - Вообще, с 2017 года вводится профессиональный стандарт педагога и обсуждаем мы его уже в течение двух лет. Этот стандарт обязывает учителя быть готовым работать с любой категорией детей, то есть  - здоровый это ребенок или это ребенок с ОВЗ, одаренный это ребенок  или это ребенок





-12-

неуспевающий. Естественно, что с «особыми» детьми работают специалисты: учителя-дефектологи, получившие специальное образование; учителя-психологи, психологическая помощь этим детям очень нужна.  Сказать, что это на сто процентов выполнено, я не могу, но большинство педагогических кадров к этому готовы.
   
    Спортзал СОШ №14 г. Пятигорска. Старшие дети, все в желтых майках, работают с мячом.
    Учитель физкультуры:
    - Дети у нас еще занимаются дополнительно, готовятся к параолимпийским играм.
    Паренек с синдромом Дауна  с гордостью и даже снисходительностью показывает, как он легко отжимается от пола. Второй отчаянно молотит боксерскую грушу. Становится не по себе.

    Директор  Сергей Тарасенко рассказывает гостям Семейной Гостиной о школе, показывает выставку поделок:
    - Дети своими руками сделали и вышивки и картины, и психологи с ними работают по развитию мелкой моторики. (Далее продолжает с гордостью). Вот это все дети, мои дети могут. Мои!

    Швейный класс. Здесь девочки получают профессию. Учительница рассказывает об успехах. Девушки, уже старшеклассницы, стесняясь, показывают свои обновки, пошитые своими руками. За кадром остаются тревоги и неприятности этих девочек, не всегда способных постоять за себя в жестком мире.
    И армянский стоит паренек сбоку, ему просто нравится шить.
    
    Священник Андрей Раснянский говорит трудно, переживая:
    - Инклюзивное образование поможет детям здоровым проявить свою любовь к детям особым. Оно развивает доброту, развивает в первую очередь любовь, о которой говорил Христос, ведь Евангелие есть книга любви. А для человека, который в чем-то нуждается, иногда важно даже просто слово.
    У Бога нет разделения на здоровых, на больных. Для него важен каждый человек!

    Вид вновь отстроенного Кафедрального Собора. Золотые купола на мелодии хрустальных рождественских колокольчиков.
    Наш герой Захар, загадочно улыбаясь, хлопает в ладоши с помощью воспитательницы. Мягкие игрушки на полке. Жизнь все-таки начинается.




-13-


Какой она будет? Он машет руками, радостно кричит и пальцы воспитательницы на контражуре превращаются в солнечные лучи.
    Старцева Светлана, дефектолог:
    - Перспективы? Это будет хорошо, в его случае достижением, если он сможет усвоить программу и будет обучаться во вспомогательной школе 8-го вида. Это будет хорошо. Там он получит основы образования, основы социализации, но, как правило, эти дети целиком зависят от близких. И задача близких и наша – социализировать этого ребенка, чтобы он уютно чувствовал себя в этом мире, умел себя обслужить, умел понять, что ему предлагает мир, и умел выжить в нем. Комфортно жить, получив еще какие-то знания.

    Захар сидит в своей любимой деревянной машине во дворе детского сада, вязаная красная шапочка сползла на глаза.

   
    Начальник  Управления Образования администрации г. Пятигорска Васютина Н.А.:
    - Есть ли проблемы с  родителями здоровых детей? Как они относятся к совместному обучению?
    - Конечно же, особенно на первом этапе введения инклюзивного образования, проблемы были. Но мы видим, что ситуация меняется. Я наблюдала случай, когда споткнулся и упал мальчик-инвалид, подбежали все дети, которые были рядом, все пытались помочь. У нас есть одна девочка в 14-й школе, которая является официальным тьютором слабослышащего мальчика. И мне самой было удивительно, как же мама не возмущается, что эта девочка в течение всего урока пересказывает мальчику то, что он не дослышал. На что мама мне сказала: «Вы знаете, я даже рада этому». Говоря нашим педагогическим языком: инклюзия рождает милосердие.

    Захар, держась за мамину руку, немного косолапо уходит от нас. Колокольчики звенят грустно-грустно.

    Жанна Арутюнова:
    - Когда ты плачешь?
    - (Молча качает головой) Я, честное слово, не помню, чтобы я плакала. Мама у меня была грозная женщина (фото ее с букетом роз), ух, ругала меня, но я никогда не плакала.







-14-

    - Каким цветом ты раскрасила бы свою сегодняшнюю жизнь? (фото: Жанна на белом мотороллере на улице большого города. Настоящая невеста).
    Задумалась:
    - Ярким.
    - Каким?
    - Ну, ну, такой нежно-голубой цвет. Голубой,  да, голубой. Красный нет, красный нет. Голубой (и восторженно смотрит на собеседницу).

    Далее на видео с видами Пятигорска и Чехии и титрами звучит детская песня «Голубой вагон» и заканчивается словами: «Лучшее, конечно, впереди».
   


Рецензии