Рецензия на стих Андрея Попова Лечись, сынок!

Рецензия на стихотворение Андрея Попова "Лечись , сынок!"

- Лечись, сынок! – сказали мне старушки,
Что на скамейке во дворе сидят. –
Вон Достоевский побывал в психушке,
Ему вкололи новый препарат.

Он стал здоровым. Верится в такое
С большим трудом. Но, говорят, смогли.
И подлечили всех его героев,
Поправили и души, и мозги.

И я узнал: правозащитник модный –
Раскольников, Князь Мышкин – шоумен,
Верховенский – теперь слуга народный,
И поднимает Родину с колен.

И я поверил, может быть не сразу,
Жизнь изменилась явно и тайком –
Учителем стал Дмитрий Карамазов,
Считается отличным физруком.

И к жизни Свидригайлова вернули.
Застряла пуля у него в виске.
Он вышел из больницы, бывший шулер,
И мэром избран в тихом городке.

Полифония умерла.
Частушки
У нас в чести. Особенно весной.
Зато любого вылечат в психушке,
Будь ты хоть Достоевский, хоть Толстой.

Бытовой пласт «комедии восприятий» , через который начинается стихотворение и которым автор приглашает взглянуть на ситуацию, позволяет легко прочитывать понимание и не понимание глубинной духовной ловушки, в которой живет наш современник. И начиная именно с этого бытового восприятия, автор ведет читателя к кошмару духовной катастрофы. Гораздо большей, чем на первый взгляд кажется... А теперь давайте всмотримся по уровням — бытовому, общественному (социальному со всеми атрибутами статусности), идеологическому и духовному. По этажам стиха...

Бытовая часть — скамейка, всезнающие старушки, общеизвестное — новые препараты. - ведь «говорят»...

Общественный - «И подлечили всех его героев,..» - держись, то есть — все социальные слои спасутся новым препаратом и новым подходом. И по лицам восстановлены эти «Мертвые души» ХХI века — Раскольников,Верховенский, Свидригайлов, князь Мышкин, Карамазов на службе у отечества. Поднимают Россию с колен То есть, уважаемый, поэт ( а с ним и читатель) могут не сомневаться — герои все при делах. И хуже не стали. Только лучше — физруки, правозащитники, шоумены..

Ладно. Бог с ними — с этими уровнями, которые не больше, чем фон, конечно, и не больше, чем прием, показывающий взгляд на проблему смыслов жизни, смыслов в жизни и смыслов спасения. (Если этот, главный и последний смысл, для читателя ещё актуален, конечно..). И вот тут начинает главное — идеологическая и духовная карикатура, сарказм, апокалиптическая абсурдность всего правильного за счет волшебной палочки — нового препарата.

Страшно не то, что «полифония умерла» (или её убили, обессмыслив новым препаратом). Страшно то, что НЕТ У ЧЕЛОВЕКА БОЛЬШЕ БОРЬБЫ ЗА ДУШУ. Ему теперь «помогут». Его теперь сделают «счастливым и полноценным членом общества». Дьявол нашел ключ — новый препарат. (Ну он же не ЛСД, не «герыч», не кокаин — он же либеральный!). Да... Только либеральная концепция — это СВОБОДА внутреннего выбора и с нею «свобода духовной борьбы». А «новый препарат» - это «миро Антихриста». Ты был физруком, шоуменом, правозащитником, но... Но, понимаешь, брат, был ли Ты? Была ли твоя борьба? Где твои труды? Где здесь твоя жизнь?
Нет её. Есть частушки.

… И самый проклятый вопрос — если человек имеет право на счастье, то право на несчастье за ним ещё сохранено? То есть право ошибаться и идти своим путем, без «счастливого препарата» у него осталось ещё? Или уже всё — приказано быть счастливым. И баста.
… чуть-чуть вам Фауста в унылую ленту сообщений в социальных сетях.

(бесспорно, "Лечись , сынок!" - одно из самых жестких, самых ключевых по глубине внутреннего конфликта стихотворений Андрея Попова)


Рецензии