ПМВ в исторической памяти ч. 6

Пример - с мая по август, достаточно продуманная операция Юго-Западного фронта, известная как «Брусиловский прорыв» (в дореволюционном варианте - «Луцкий прорыв»). Благодаря стратегическому гению командующего (был назначен с марта 1916 г.) Юго-Западным фронтом ген. от кавалерии Алексея Брусилова, русские войска нанесли тяжёлое поражение армиям Германии и Австро-Венгрии и заняли Восточную часть Галиции и всю Буковину. Свой вклад в этот успех, в составе 41-го армейского корпуса, бывшего в авангарде наступающих армий, внесла и Дикая дивизия. В знаменитом Брусиловском прорыве в июне 1916 г. на Юго-Западном фронте достойное участие приняли и кубанские казаки. В авангарде русских войск были сосредоточены 22 пластунских батальона. В составе 4-го кавкорпуса 8-й армии были задействованы 1-й Линейный и 1-й Екатеринодарский казачьи полки. После того, как к ним присоединились части 1-й Кубанской казачьей дивизии, корпусу удалось прорвать фронт у Косихновки. Летом 1916 г. в ходе боя на р. Стоход командир пехотной бригады обратился за помощью к начальнику казачьей дивизии: «Не поможете ли своими казаками поднять наши цепи? Наша атака захлестнулась». Вот как пишет об этом в своей монографии О.В. Агафонов: «Кубанцы – две сотни, и с ними пулемёты на вьюках. Серые черкески, за спинами алые башлыки, чёрные бараньи шапки с красными тумаками, алые бешметы и погоны – ничего «защитного». Развернулись широкою лавою, целый полк прикрыли. Впереди на нарядном сером коне командир сотни, ещё дальше впереди на гнедом коне командир дивизиона. Легко, спорою рысью, как на смотре – чисто равнение.

По луговой мокрой траве спорою рысью идут горские кони, не колышутся в седлах казаки. Им навстречу немецкие батареи открыли ураганный огонь, застрочили кровавую строчку пулемёты, котлом кипит огонь винтовок – чистый ад с Любашевского берега. По брюхо в воде бредут кони через главное русло. Стих огонь немцев, в их рядах замешательство, слишком непонятна и дерзновенна казачья атака. Наша пехота встала и с громовым «ура» бросилась за казаками в воду. Стоходненский плацдарм был занят...». Небывалая до той поры в жизни человечества война, была грандиозной, планетарной, военной катастрофой. В кровавой бойне были попраны все законы морали и нравственности, в том числе воинской. Людей травили газами, сжигали огнемётами, втихомолку подкравшись, топили суда и корабли из-под воды, топили и сами подводные лодки. Людей убивали с воздуха и в воздухе. Появились бронированные машины – танки, и тысячи солдат были раздавлены их стальными гусеницами. Такого ещё не было в прежних войнах, даже самых истребительных. Танк - слово английское и означает «ёмкость, бак». Боевая машина на гусеничном ходу с мощным орудием и надёжной защитой (бронёй) была способна преодолевать проволочные заграждения и противостоять пулемётному огню. Иногда утверждают, что на полях ПМВ господствовал пулемёт. Однако это совсем не так, потому как тогда властвовала артиллерия, ставшая «богом войны». Ни одна операция, ни один бой за 52 месяца и 2 недели боевых действий не были выиграны без мощного артогня. Россия послала на фронты до 16 млн. чел., то есть около половины всех трудоспособных мужчин.

Согласно официальным данным, русская армия по сравнению с армиями других участников военных коалиций понесла в этой войне самые большие потери, составившие более 60 процентов от общей численности её вооруженных сил, то есть больше, чем побеждённые (год спустя) Германия и Австро-Венгрия. Конкретно на боевые потери пришлось 28 процентов, фактически был выбит весь кадровый состав (1,4 млн. чел.) и военнообязанные первой и второй очереди (5,6 млн. чел.); санитарные потери составили 27 процентов и 3,5 млн. пленными. Народное благосостояние России потерпело урон в 50,5 млрд. руб. Долг государства возрос к концу войны до 65 млрд. руб., т. е. составил свыше половины национального богатства: рубль упал до 30 копеек. В оборонной промышленности России была занята двухмиллионная армия пролетариата, работавшая при чрезвычайно тяжёлых условиях, впроголодь, по 10-12 часов в сутки. Тяжелейшее положение рабочих и в особенности крестьян, громадная убыль населения и ухудшение его физического состояния, отрыв от хозяйственной деятельности, уменьшение национального богатства - таковы далеко не все итоги войны, и не для одной только России. По сравнению с другими странами Антанты у России было крайне невыгодное геополитическое положение. Впервые в мировой практике русской армии пришлось в течение 3,5 лет удерживать фронт от Балтики до Чёрного моря протяженностью 1934 км (не считая 1100 - км Кавказского фронта), сражаясь против объединенных сил Германии, Австро-Венгрии и Турции. Фронт имел вид широкой полосы, почти сплошь изрытой окопами.

На всей этой полосе шла непрерывная борьба стоявших друг против друга войск: пехоты на коротких, артиллерии на более удалённых дистанциях. Вёлся всё время ружейный огонь; перебрасывались ручные, ружейные и мортирные гранаты; практиковались взаимные вылазки, подрывание друг у друга окопов и пр. Такой была позиционная война, поскольку места для широких оперативных обходов и охватов - не было. Главным видом боевых действий войск являлись удары в лоб; при удаче они приводили к более или менее глубокому прорыву неприятельского фронта. Бои и сражения выигрывались почти исключительно пехотой при поддержке артиллерии. В пехоту обратилась и кавалерия, части которой также скрывались в окопах. Русские часто вырывали у противника инициативу действий, наносили сильные удары, показывая несравненное упорство в бою и высокую доблесть. Даже слабая огневая поддержка, вызванная недостатком снарядов, уже с августа 1914 г., не останавливала боевого порыва пехоты. Безусловно, потери были велики и это при том, что пополнение стало запаздывать. Нередко в корпусах солдат и офицеров оставалось по 5-7 тыс. В то же время на Западном фронте – 630 км - от Ла-Манша до Швейцарии, против войск германской армии были сосредоточены объединённые ВС Франции, Британской империи и Бельгии, которые в 1917 г. окончательно укрепились за счёт американской армии. Расширение масштабов войны, её продолжительность и огромные потери (достаточно вспомнить такие крупные операции, как наступление немцев под Верденом или наступление франко-британских сил на Сомме) постоянно заставляли державы Антанты, в первую очередь англичан и французов, искать новые людские резервы для пополнения своих армий.

И не случайно взоры правительств союзных стран уже к концу 1914 г. были обращены к России. Они стали настойчиво просить её, воевавшую с Германией и Австро-Венгрией на Восточном фронте, об отправке русских воинских соединений и на Западный фронт. После активных переговоров и непрерывного давления со стороны стран Антанты Россия была вынуждена уступить их просьбе. В результате компромисса, достигнутого Россией и Францией, на Западный фронт направлялись 4-е русские бригады, в каждой из которых было по два полка. 1-я и 3-я бригады были переброшены во Францию, а 2-я и 4-я – на Балканы. Первая бригада, отправленная за границу раньше остальных, сразу же приняла активное участие в обороне Реймса. Разумеется, Россия внесла огромный вклад в победу стран Антанты. Достаточно вспомнить, что уже в самом начале войны ценой гибели 2-й армии ген. А. Самсонова в Восточной Пруссии была спасена Франция. Тогда у Гумбинена (ныне г. Гусев Калининградская обл.) русские армии: 1-я Неманская ген. Ренненкампфа и 2-я Наревская ген. А.В. Самсонова 20 августа 1914 г. во встречном сражении с корпусами 8-й германской армии ген. Притвица, оборонявшими Восточную Пруссию, нанесли немцам тяжёлое поражение и вынудили их остатки в беспорядке отойти на юг. Новым командующим 8-й армии 22 августа 1914 г. был назначен отставной ген. Пауль Гинденбург, который немедленно отменил приказ об отходе и предпринял успешный контрманевр. Дело в том, что немцы полностью располагали данными радиоперехвата. По преступной небрежности наших штабов, важнейшие оперативные распоряжения в войска, передавались по радио открыто.

Затем депеши стали шифровать, но немцы легко с этим справлялись. Обуздать наш телеграф удалось только к лету 1915 г. Гинденбург с получением подкрепления своей армии с французского фронта - 2 корпуса и 1-я кавдивизия, а также свежих в/частей из Германии, - разгромил русские армии, пытавшиеся захватить Восточную Пруссию. Сделать русским это не удалось, но они выполнили свои обязательства перед союзниками. Пришлось пойти на огромные жертвы, дабы сковать силы и средства противника и отвлечь его внимание от англо-французского фронта в решающие дни сражения на Марне. Позже Главком армиями Антанты маршал Франции Фердинанд Фош имел благородство заявить: «Если Франция не была стёрта с лица Европы, то этим, прежде всего мы обязаны России». Французы хорошо помнят это. Кстати, та большая победа русских (20 августа) вызвала шок в Берлине, так как сорвала знаменитый план высокого военного авторитета графа, ген. Альфреда фон Шлиффена по молниеносному разгрому французской армии и победному броску на Париж. Новый начальник Генштаба фон Мольтке, не блиставший талантами, изменил «план Шлиффена» и война пошла на два фронта – против Франции и России. Кто теперь знает и помнит об этом трагическом триумфе русских воинов? Как и о том, например, что в эти огненные годы в составе французских эскадрилий воевали более 50 русских пилотов. В России, начиная с советских времен, в общественном сознании твёрдо закрепилось убеждение, что на «триумфальном» параде победителей ПМВ русских солдат не было. Это не совсем так и примером обратного, служит малоизвестный факт.

Продолжение следует в части  7                http://proza.ru/2019/08/14/1245


Рецензии