Ботаник на Алтае. Часть третья

      Что в имени твоем, Алтай?  Сможет ли Ботаник понять тебя, общаясь не с камнем, людьми или водой, а с растениями?  Пока, оглядываясь на Чуйский тракт, путь, пройденный вместе с Бунге и гидами, я сомневался. Оставался один день и уже с утра я понял, что будет он решающим. На заре над горизонтом появились высокие горы. Это были не холмы, покрытые лесом, это был Северо-Чуйский хребет. В глубокой долине, где мы ночевали, было темно, а вдали, над вершинами елей, сверкала под лазурным небом ломаная линия короны вечных снегов. Через сотню километров вечные снега окружили нас и целый день не отпускали. Но было не холодно, а жарко. Мир, в который мы попали, напоминал фантастическую «Дюну», только  без песка, и название его было словно из книги – Чаган-Узун. У туристов названия этих мест  появились совсем недавно и звучали не менее фантастически -  Марсианская Долина, Лунная Долина.

   Марс, как и положено, был красным и совершенно на первый взгляд безжиненным.  Огромное ртутное месторождение протянулось под землей от Акташа до Чаган-Узуна. Но в Акташе шахты давно закрыли, а здесь ртуть  вышла на поверхность и окрасила окрестные горы в краснокирпичный цвет.  И странно на таком фоне смотрелись два алтайских  аила.  Были они не деревянные и крытые железом, как в селах, а переносные, ослепительно белые, словно космические станции. У подножия горы для услады взора туристов в круге из камней лежали, огромные, как  кости вымерших динозавров, белые, круторогие  черепа архаров. Бунге на своем пути редко, но находил такие черепа и всегда не решался поднять такой тяжкий груз на  спины вьючных лошадей.  И  иллюстрацией к эпиграфу из   романа Стругацких, медленно,  словно крошечные улитки, поднимались в гору, как  по склону Фудзи, фигурки пилигримов. Что искали они на вершинах? Просветления?  Тропы на Марсе были девственно чистыми: ни деревянных лестниц, ни смотровых площадок. Неужели и растений нет? Растения были . В глубоких трещинах голых оврагов скрывались малиновые горчаки. Это не  изнеженные фиолетовые горечавки, листья их были жесткими и колючими. И о чудо, стоит заглянуть на северные склоны, как увидишь безмятежно цветущие на глине белые алтайские вьюнки. Как они выживают?

     А  дальше Марсианская Долина была еще более фантастической. Когда гиды привели нас на обрывистый высокий склон, вниз смотреть было страшно:  алтайские тополя вдоль Чагана казались травинками, а на далеком противоположном склоне, словно в картинной галерее переливалась всеми красками радуги картина.  Ни одного растения, только километры марсианской  глины! Кандинский здесь был бы посрамлен. Долго мы смотрели на склон, а потом оглянулись вокруг. Вокруг были только камни. А под ногами  …     под ногами был Алтай! Десятки совершенно незнакомых Ботанику растений цвели среди камней. Впрочем, может быть, это был не Алтай,  а остров Тенерифе, Альпы или Анды. Двести лет назад во всех этих местах побывал тезка Бунге великий Александр Гумбольдт, сравнил растения высоких гор и сделал открытие. Все эти растения совершенно разного происхождения, совсем не родственники, но внешний вид их одинаков, похож на подушки, они одинаково хорошо  приспособлены к   ветрам, жаре и холоду. Бунге перед Алтаем побывал в Альпах, наверняка любуясь чуйской флорой,  он вспоминал Гумбольдта, а через несколько лет, уже спустившись с гор,  он встретит великого путешественника в Барнауле и отправится по его рекомендации с миссией в Китай. Но это уже другая история.

     Напрасно гиды показали нам  марсианские растения?  Увы, уже сейчас используя подручные средства, плоские камни, туристы выкапывают их на память об Алтае. Судьба их погибнуть под струями воды на дачах. Даже такой патриот Алтая, как Чорос-Гуркин считал, что картин с  пейзажами и растениями недостаточно. Он тоже выкапывал самые яркие цветы и сажал возле своего дома. 

      А что же Луна? Луна была настоящей, серой и безжизненной и даже без камней. Редкие растения не прятались здесь в трещинах и оврагах, они возвышались словно кактусы в пустыни, покрытые цветами и странными плодами.  Позднее с удивлением я узнал, что это были хохлатки!  И, конечно,  совсем не те неженки, что расцветают весной на севере. Встретив их однажды, Бунге долго немого успокоиться. Еще бы, крестным отцом этих хохлаток был его учитель Карл Ледебур. Такие подарки особенно драгоценны после тяжелого пути.
       Мы проехали полторы тысячи километров, нашли множество незнакомых растений, но что же такое Алтай?

                Эпилог

Много лет назад, еще студентом, я спросил лектора, что вернулся из командировки во Флоренцию: «Что для вас этот город после поездки, что изменилось?» «Почти ничего, - ответил он, - ведь я прочитал столько книг до этого!»  Понять Алтай, не побывав в нем,  невозможно. Он гораздо шире изнутри, чем снаружи.  Почему Бунге, Гумбольдт, изучив Альпы, стремились в неведомые страны? Они жаждали девственной природы. Природа Алтая пока девственна. Нельзя понять Алтай по фотографиям и картинам, даже если на них изображены розовые маральники на фоне голубых озер,  надо самому искать эту страну среди камней под ногами, в трещинах скал. Поезжайте на Алтай, даже если вы не Ботаник, не пожалеете.

На фото автора  алтайский остролодочник

 


Рецензии
Внимательно, с интересом прочитала, Юрий, про Ваше путешествие.
Вы верны себе: блестящие знания от предшественников, сравнение и вопросы.
И красной нитью просвечивает мечта - увидеть настоящие алтайские растения.
Хорошо, что они открылись Вам.
Ни мед, ни чай из бадана, ни водопад и многое другое, не принесло столько радостного удивления, сколько находки незнакомых видов.
Радости Вам и сохранности Алтаю.

Иринья Чебоксарова   18.08.2019 08:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Иринья. С детства не любил слово "турист". Смысл его не меняется, а слово "ботаник" становится все более емким, особенно в школе. Все-таки растения, живущие и тысячи лет назад и сегодня на Алтае, могли бы рассказать много желающим услышать. Было бы желание, а тема неисчерпаемая.

Юрий Панов 2   18.08.2019 09:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.