Возвращение Узбекского Чая

ВОЗВРАЩЕНИЕ УЗБЕКСКОГО ЗЕЛЕНОГО ЧАЯ

Давным давно, тридцать лет назад, проходя службу в Туркменском военном округе, Туркво, познакомился с местной кухней и оценил узбекский чай.
  Мне известно лишь два сорта узбекского чая, который тогда подавали в чайхане или в кафе с узбекской кухней.Зеленый мудрый и черный крепкий.

  Чтобы понять мир узбекского чая надо представить себе крымскую погоду Узбекистана и Туркмении, размеренный образ жизни небогатых но добрых декхан, крестьян этой доброй земли, где сладкий урюк растет просто на деревьях, в горах зреют дикие фисташки и много других сладких плодов.

  Мы стояли на границе с пылающим Афганистаном. Я оказался в госпитале после учений и был комисован из армии домой. Перед отъездом зашел в привокзальное кафе, которое лучше назвать чайханой, потому что несмотря на русские столики и стулья, все там было припитано запахом узбекских специй и блюд, домашняя атмосфера просто недавала уйти.

  Я заказал классический лагман - мясной суп симфонию восточных овощей и домашней лапши. Для человека из армии это было сказочно роскошно. После зеленых кислых помидоров из подземных складов стратегического запаса и костей с сухожилиями учебной роты, узбекский стол был праздником.


  Чай я сам запросто взял у огромного электро самовара с узорным краником, которым распоряжался молодой скромный узбек. Он спросил, черный или зеленый вам чай? Насыпал зеленого почти треть маленького фарфорового заварника и залив кипяток отдал мне, немало удивишемуся. К чайничку прилагалась небольшая под гжель сине белая пиала, значение которой мне тогда открылось на всю жизнь.

  Пока чай настаивался в заварничке, я пил его наливая в пиалу, где он быстро умеренно охлаждался и можно было оценить его ...мудрый вкус.

В этом вкусе ощущалась народная жизнь с ее скромностью и обыденностью, но бесконечной добротой и здоровьем. Это не яркий чай, но вкус его невозможно запомнить и он идеален для ежедневного чаепития. Никакой китайской терпкости и резкости, нежный и уверенный вкус мудрости простых декхан и аксакалов.

 Бывая в Москве, даже в узбекском кафе я часто спрашивал у самих жителей Узбекистана, можно ли купить у вас ваш чай, но что всегда слышал грустный ответ - узбекский чай никто не знает и потому никто не покупает, да его и не привозят.

 Много лет я мечтал снова оказаться в этой домашней среде узбеского чаепития и вот судьба улыбнулась мне. Наступал день моего рождения и за три дня я, просто посещая городскую чайную лавочку увидел простодушную надпись фломастером на пакетике - "Узбекский зеленый чай".   
 Было так трогательно признание продавщицы - на этот чай нет наклеек, его нам привезли просто так...совсем в духе таких скромных и добрых узбеков.

 Значит жизнь победила человеческое невежество и к нам вернется два вида истинного узбекского чая, который можно пить веками и так и не привыкнуть к нему. И даже набирая эти строки я уже не помню вкус этого чая, хотя только что начинал день вместе с ним.


Хотелось бы рассказать о нескольких простых чаях, но запомнившихся и ярких по атмосфере их вкушения и своеобразию.


Рецензии