Островок чуда - это театр!

           "ОСТРОВОК ЧУДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

               Предисловие автора к сборнику пьес для детского театра
                "...И немного чудес"

      2019 год объявлен Годом театра в России. В этом году вышел из печати мой сборник пьес для детского театра. Когда родилась моя любовь к театру?

      В дошкольном детстве я любила делать куколки из растений! В южном  бабушкином  саду, как у волшебницы, к которой когда-то попала Герда, было много самых разных цветов.
     Колокольчик гибискуса, похожий на сиреневое платье, превращался в туловище. Головой служила зелёненькая шишечка туи или кипариса. Шапочка – из флокса. Руки – прутики. Плащ – из огромного лепестка магнолии, крылышки – из листьев лавра. Какая прекрасная получалась фея!

   Осенью не менее красивые персонажи получались из осенних ярких скрученных листьев с шапками-бархатцами и  калиновыми бусами… Воспоминания об этих минутах чудесных превращений - в стихах:

Маленький  осенний человечек
Приземлился за моим столом.
Он, как осень, так недолговечен
Под холодным ветром и дождём.
Завтра унесёт его стихия –
Может, в небо, может, в дальний лес…
А сегодня напишу стихи я,
Полные восторгов и чудес.
И меня поймут, конечно, дети –
Те, кто любит под дождём гулять...
Хорошо на этом дивном свете
Удивляться или удивлять!

   Помню, бабушка дала мне белую лилию. Бутон розовой камелии стал головой. Для шапочки я нанизала на тонкую былинку синенькие звёздочки цикория и украсила  миниатюрным алым цветком граната. Вместо плаща -  шершавый лист инжира.
 
  Фантазия  не осталась незамеченной. «Здравствуйте, королева!» - склонили головы другие цветочные куколки. И меня охватили волнение и гордость, словно это сказали мне, а не хрупкому цветочному человечку.

   Именно тогда – ещё неосознанно – пришёл ко мне театр! Я знаю: есть особая магия в этом слове – ТЕАТР!

      Вот, застыв в ожидании, ты сидишь в мягком кресле перед сценой…
Детский восторг взрывается в груди фейерверком в тот миг, когда оживает тяжёлый занавес и исчезает граница между  любопытными глазами, любознательными сердцами и - вратами в иллюзорный мир, где к обычному человеческому  бытию примешивается иное –  чудесное, волшебное!  Где в игру вплетаются Нежность и Любовь, Страдания и … даже Смерть. Такая  близкая  жизнь героев, за которых переживаешь, как за себя… Где на два часа игра становится реальностью, фанера – камнем, крашеная мешковина – парчой… И вечность смотрит бездонными глазами  актёров… Жизнь открывает свои объятия…    
    Но спектакль заканчивается, и  медленно-медленно феерическая театральная люстра вновь загорается  планетарной туманностью в этом Космосе театра…
 
  Театр в детском понимании - продолжение игры.  Ещё Платон писал об Игровом Космосе! А голландский культуролог  Йохан Хейзинг вообще утверждает, что Игра старше Культуры. И он прав!  Культура – это продукт играющего человека.  Но подлинная культура требует благородной игры. 

          Греческое слово ТЕАТРОН (театр) произошло от глагола «смотреть, созерцать» - причём не только глазами, но и умом. Слово это несло, да и сейчас несёт в себе сакральный смысл. Младенец, лежащий в детской коляске, видит над собой целый спектакль неба и облаков, деревьев и птиц или  склоняющихся к нему людей, смеющихся, что-то говорящих.  Разве этот реальный мир для него уже не театр?

  В пять лет мама  привела меня в Детскую библиотеку, где книги наперебой заговорили голосами сотен персонажей, засмеялись, позвали в самые разные миры и  страны… Потом была  театральная студия в Доме пионеров.  Помню до сих пор запах грима и пыльных кулис. Я – хвастливый Зайка-зазнайка, Труффальдино из «Любви к трём апельсинам»… Помню смешные случаи.

     Как-то  местное телевидение пригласило нас в гости. Снимали спектакль-сказку…  И Лешего, то есть меня в роли Лешего, в страшном гриме, верёвочном парике и лохмотьях, забыли в сундуке!.. Прямой эфир. Чувствую себя в сундуке, как в горячей духовке. И Баба Яга, как на зло, не подала реплику, после которой появляется мой герой…. Крошечный эпизод спокойно пропустили… Всю сцену я провела, скорчившись  под крышкой. Грим почти  полностью стёк за воротник, когда под хохот съёмочной группы  Леший появился на свет… но, увы, - после эфира! 

    Звёздным часом моей детской театральной карьеры  с улыбкой  назову роль Бабушки-сказочницы в любимой Детской библиотеке. Раз  в неделю в игровой комнате я сидела в картонном расписном домике. Мне 13 лет, лицо разрисовано морщинами. Поверх посыпанных мукой волос  повязан нарядный платок.  Старушечьим напевным голосом  читаю малышам сказки – читаю «с выражением»! - и вижу, что они безусловно верят в мой «почтенный»  возраст. Называют меня Бабушкой. И мы вместе плачем над злоключениями героев, с облегчением вздыхая, когда  Добро побеждает Зло!

    Потом был студенческий театр. Абрамцевское художественное училище дружило со знаменитым Щукинским - благотворный творческий союз! На небольшой сцене актового зала мы были счастливы лицезреть молодых,  ещё никому  пока неизвестных, но понимали, что страшно талантливых актёров. Хорошо помню  Леонида Ярмольника. А Вероника Долина нам  исполняла свои задушевные композиции…
 
       И куда бы я ни поехала, где бы ни жила, ни  работала, мой театр был со мною – и внутри меня, и на подмостках сцены.

      В  Вильнюсе мы ставили спектакли в Воскресной школе Свято-Ефросиньевского храма. Ах, какими  необыкновенно талантливыми были юные актёры: девчата из церковного хора, юноши-прихожане.  И очень благодарными были  зрители – приходские старушки, дети, гости из других воскресных школ и храмов. Батюшки нас поддерживали: всегда позитивный Отец Владимир, Отец Григорий с чудесным голосом и здоровым чувством юмора, талантливый Отец Анатолий…

     Вначале ставили сцены из Священного Писания, Рождественские мистерии… Затем пришёл черёд классики: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Маленький принц»… С каким французским шармом играли свои маленькие роли девочки – сёстры Боровские!  Харизматичная Александра в роли Розы блистала так неотразимо, модулируя низким, чарующим голосом, что «удостоилась» осуждения старушек, которые приписали ей самой черты ветреной героини.

    Хрупкая нежная Вика в роли немой девочки в спектакле «Цветы, снег и немного чудес» неизменно вызывала  слёзы зрителей.  В 90-е годы прошлого века родилась моя драматургия для детей. Количество актёров было ограничено, и я стала писать сценарии под определённые типажи, а песни – для тех, кто их пел. Конечно, учитывала внешность и  характеры юных артистов.  Поэтому всем было интересно.  Каждый спектакль рождался  как праздник!
      Мария, самая красивая и добрая Матушка, нас вдохновляла и всегда сидела в первых рядах зрителей, а потом всех угощала чаем.

     Талантливая и как композитор, и как актриса, Маргарита Машина написала музыку к песням, с ними всё зазвучало ярче!  Декорации и костюмы  мастерили все вместе. Дьякон нашей церкви, будущий священник Отец Игорь, делал памятные фотографии – это теперь история… Его жена Надюша, регент хора,  придумывала реплики посмешнее.

     Мой муж работал в Вильнюсском Русском драматическом театре бутафором. Когда я поднималась к нему в мастерскую,  под самую крышу театра, всегда находила повод для удивления. Или возмущения…  Например, кусаю плитку шоколада, а она оказывается  ненастоящей. Приглядевшись, обнаруживаю на ней следы не только моих зубов…

     В мастерской - хаос. Лежат остатки пенопласта, поролона, бумаги. Валяются верёвки, всякий хлам. Я рвусь навести порядок, но безрезультатно.  А как-то раз пришла и ахнула – чистота! Ни единого лоскутка!.. Куда же всё делось? Оказывается, поступил заказ на огромную тыкву для «Золушки». И весь мусор оказался внутри.  Когда я смотрела спектакль, восхищаясь красивой огромной тыквой, вдруг мелькнула мысль: а что будет, если тыква вдруг треснет или лопнет?!!

    После развала СССР мы вернулись на мою Родину. Я работала в  Сочи педагогом, сценаристом, декоратором Детского театра-студии «Игра». Мы поставили сказки «о летающих мальчиках» - Карлсоне, Питере Пене. Выступали на сцене Зимнего театра в Сочи, ездили на фестивали детских театров в Москву.

     Как забыть талантливых ребятишек?!  Были у нас маленькие комики –  та ещё парочка, словно сошедшая с экрана «Ералаша»: головастый, вихрастый, хитроглазый Уколов и лохматый, подвижный толстячок Марочкин,  лучший сценический Карлсон… Не знаю, где они сейчас, но уверена, что театр им в жизни пригодился.

    Ещё пример. Представьте: идёт спектакль «Царевна-лягушка».  Зрители в зале, ученики начальных классов, активно помогают актёрам-героям. У меня на руке большая плюшевая перчаточная кукла – страшненькая, болотно-зелёная жаба. Я озвучивала её скрипучим противным голосом, держа над декорацией:

- Ну, кто же меня поцелует? Иначе я не смогу превратиться в Царевну?!  Кто в зале самый смелый, чтобы поцеловать меня?! 

           Сидят, переглядываются…стесняются…
  Моя лягушка издала жалобное кваканье… И тут с места встаёт самый смелый третьеклассник… Он поднимается на сцену и в полнейшей  драматической тишине, плотно сжав на всякий случай губы, целует мою лягушку. Не поверите: в зале никто не засмеялся и даже не шевельнулся. На мальчишку смотрят как на героя. «Верю!» - словно зазвучало  и пронеслось в  воздухе.

         А царевной  была очень милая девчушка с косой, в красивом сарафане – настоящая сказочная героиня! Лучезарно улыбаясь, она выходит на середину сцены  и мелодично-нежно обращается к третьекласснику:

- Спасибо, тебе, добрый молодец! Спас ты меня. Дай я тебя обниму и поцелую за храбрость! – И протягивает к нему руки…
   По лицу героя пробежала целая гамма чувств: испуг, ужас, отвращение… С неожиданной прытью он спрыгнул со сцены, убежав на самый последний ряд – под улюлюканье  и смех зрителей…

    А как же без домашнего театра? Когда на улице дождь, а дети маленькие, что делать дома весь день?  - Правильно! Устраивать игру-театр!
Соорудили как-то мы с мужем, сыном и малышкой дочкой из столов и стульев палубу, из швабры - мачту. Одели детей в тельняшки. Сами переоделись в пиратов. Наша территория – океан на полу.  То, что выше: столы, диваны, кресло – корабль. Включили музыку и…
- Поднять паруса! Полный вперёд!
  Пираты строили морякам разные козни: то спасательный круг украдут, то кресло раскачивают: дескать, шторм в разгаре… И тут, потеряв равновесие, наш сынишка Егор свалился за борт. Пираты тут же берут его в плен, связывают канатом и обещают «скормить акулам»…

  И сердце пятилетней Маши не выдержало. Поверив в игру безоговорочно, она, рыдая в голос, бесстрашно бросается с корабля в «океанские волны»,  чтобы  спасти брата. Кричит:
- Отдайте братика! Я вас сама акулам скормлю!
       Царапается, колотит злых пиратов слабенькими кулачками, роняя на них слёзы и сопли. Отважно сражается - пришлось отпустить жертву! Вот такое чудо перевоплощения! 

     Образ – великая сила! Позже, играя купчиху-мать на сцене сочинского народного театра в «Женитьбе Бальзаминова», пришлось мне приспосабливать свою долговязую натуру к образу дородной бабы. Вышла такая худая и взбалмошная дура…  Но всё равно люблю эту роль за декоративность. Спасибо руководителю театра, прекрасному режиссёру Людмиле Андреевне. Она из тех людей, которые бескорыстно и самоотверженно берут на себя миссию просветителей и вдохновителей…

       К сожалению, ускорение жизни коснулось и нашей Культуры – сейчас проще сделать громкое и яркое шоу, чем кропотливо выстраивать сценические отношения в спектакле. Сложно найти детскую театральную студию, возглавляемую профессионалом. Мало пьес для детей. 
       Приезжая в Вильнюс, всегда хожу на спектакли режиссёра Русского драмтеатра Юрия Щуцкого. Его тексты, сюжеты, возвращение к нашим сказкам показывают верность традициям добра и высокой эстетике старого театра. Как тут не вспомнить, что в театре – служат, а не работают!
 
  Великий Андерсен в душе так и остался ребёнком -  необычным, непохожим на других, белой вороной. Его сказки служили ему защитой и оправданием в мире, где совсем другие правила!

      Вот почему я очень люблю постановки по сказкам этого фантазёра и великого мечтателя. И сама в чём-то подражаю ему в своих пьесах.   Потому что уверена:  театр  всегда останется островком чуда в современном, прагматичном мире!


Рецензии
Добрый день, Светлана! Я большам интересом прочитала рассказ. Я сама с детства люблю театр, но не довелось быть даже в самодеятельном театре. Меня больше тогда, в юности, тянуло к пению. А театром я занялась на пенсии, когда пришлось развлекать внуков. Я даже несколько инсценировок сочинила.
Одну из них предлагаю Вам прочитать.http://proza.ru/2020/07/15/1117.
С уважением,

Людмила Каштанова   10.08.2023 09:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила!
Я обязательно прочитаю!

Светлана Петровская   16.08.2023 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.