Предположения относительно первичных понятий Бак

«Путь» апрель 1887 года

«Мир для нас» – это наша идея мира, ни больше, ни меньше. «Бог для нас» –  наша идея о Боге. Точно так же каждый человек является воплощением его идеи о себе.
Существует также целый мир идей, совокупность которых образует идеальный мир.
Никто не думает, что настоящее существование это идеальный мир, но все признают, что он, в лучшем случае, стремится к нему.
Если принять предварительно эти положения, то будет понятно при их достоверности, что наши идеалы являются образцами, по которым формируются наши жизни.
Если есть мир идей, частью которого является идеальный или совершенный человек, то принимаемые нами идеи могут многое сделать для достижения реализации наших высших возможностей. Другими словами, если наши идеи соответствуют космическим или божественным идеалам, мы становимся «соработниками Богу» в достижении этого идеала. Если это – правда, то «существует сила, которая формирует наши цели,  а мы их, как можем, грубо обтесываем». Вместо того, чтобы «идти против рожна» мы должны идти по линии наименьшего сопротивления, и, вместо сынов противления, постоянно ранимых и побиваемых острыми камнями повседневного опыта, мы станем старательными и послушными, и, таким образом, сами продвигаясь наверх, мы сможем помогать другим добиться той же цели бесчисленными способами.
Поэтому важно то, как мы смотрим на вещи. Наше представление или идеи о чем-либо не меняет саму вещь, хотя так может показаться. Можно представить себе луну как большую головку сыра, или солнце огненным шаром, потребляющим миллионы тонн угля в секунду, или Бога огромным  человеком-монстром, но как такое представление может изменить эти вещи, никто, кроме слабоумных или безумных, не может себе представить.
С момента появления теософии в последние время многие слова и понятия были взяты с Востока, и в результате часто наше прежнее недоумение стало возрастать вместо того, чтобы обязанности и возможности человека становились понятнее. Даже когда эти слова и понятия перевели на английский язык, они лишь  частично устранили наше непонимание.
Именно по этой причине теософское движение часто объявляют попыткой вытеснить христианство буддизмом; и хотя это каждый раз отрицается, при отсутствии четких понятий не только относительно теософии, но и относительно существования всего сущего, (эти понятия уже давно утеряны в западном мире), такое отрицание не меняет ни мнения, ни просвещает людей. Так появились дополнительные причины, чтобы сделать наши первичные понятия  четкими, разумными и, следовательно, истинными, насколько мы продвинулись на этом пути.
Следовательно, несмотря на то, что многие из наших понятий пришли из восточных источников, они, несомненно, могут быть одеты в западное одеяние, и, таким образом, стать понятными для западных умов. Можно с большим трудом научиться читать на санскрите, хинди или немецком языке, и всего несколько иностранцев могут думать на другом языке, кроме своего родного языка. Наши формы мышления, т.е. наши мысли, будут, по-прежнему, одеты в младенческое одеяние, в котором они были в колыбели.
Главной целью каждого истинного искателя должен быть поиск себя. Этого он не может сделать сразу. Большинство из нас хотели бы быть объектами сострадания, если бы могли это сделать, и, возможно, отвратились бы с омерзением и отчаянием от реальности, освобождаясь от всех обычных и мнимых принадлежностей. Если бы мы вошли в землю обетованную, мы должны были изгнать исполинов, но не всех сразу, а «мало-помалу»; и когда изгнали бы исполинов и завоевали бы пустыню, мы должны были бы возделать почву и таким образом войти в эту землю и владеть ею. Человек живет сразу в двух мирах, внешнем физическом или естественном мире, и внутреннем или духовном. Если мы возьмем человека, как он есть, и природу, как мы ее понимаем, мы найдем двойственное деление, проходящее через них обоих, и в конечном итоге мы увидим, что двойственность является повсеместным основным условием при проявлении всех вещей.
Если исследовать мир вокруг нас, его настоящий характер, и описать его на языке науки, мы будем иметь материю, силу и движение. Материя – это то, что занимает пространство и сопротивляется движению. Сила – это то, что производит движение в материи. Материя не поддается разрушению, она меняет форму и комбинации. Сила не поддается разрушению; и, наконец, материя и сила – неразделимы и неразрывны. Это приводит к понятию сохранения движения. Если представить атомы или молекулы, мы ни на мгновение не должны представлять их в состоянии покоя. Поэтому немыслим атом неподвижный; как только он перестает двигаться, он перестает существовать. Итак, такое движение физической панорамы мы называем проявленным миром, его суть в движении, а движение влечет за собой изменение.
Материя, как масса, так и молекулы, постоянно появляется и исчезает; и когда бы, где бы и как бы она не проявлялась, ее сопровождает сила.
Итак, предположим, что мы называем линию ее появления и окончательного исчезновения границей проявленного или границей эфира, и считаем эфир океаном, в котором и материя, и сила растворяются, а движение прекращается, или, что эфир является потенциально как материей, так и силой, но латентной или непроявленной. Поэтому когда происходит явление или проявление, даже одного атома, материя, сила, и движение представляют его, и субстрат, в котором он появляется, обычно называемый пространством, и есть окружение, всепронизывающий океан эфира.
Наука называет этот эфир «светоносным». Это – астральный свет, и все же это свечение не является светом в нашем понимании. Разница между свечением и светом подобна разнице между магнетизмом и электричеством. Свет есть свечение плюс полярность, а полярность предполагает двойственность и, следовательно, движение, проявление, переход, изменение.
Центром человека является сознание; путями, через которые этот центр сознания вступает в контакт с внешним проявленным миром, служат органы чувств. Если сущность явлений в изменениях, то изменения являются сутью чувств. Сенсорные и двигательные впечатления являются просто изменениями, воспринятыми и оцененными нервами, результаты  передаются в сознание. Следовательно, нервный канал, не способный на  изменения, не может воспринимать сенсорные или моторные впечатления, и, следовательно, не имеет связи с центром, с сознанием. Другими словами, эта часть тела «парализована». Область сознания, которая прежде была связана с этой областью, латентна, но не парализована. Мозг является местом или центром сознания, но функцией мозга не является проявление сознания; это – функция тела, и в особенности мышечной системы через телесные движения и выражение лица. Есть телесные условия, в которых сознание остается, пока индивидуум не может проявить его. Мозг поэтому является домом, в котором обитает сознание, в котором он, как правило, но не обязательно, ограничен. Чувствительная поверхность серого вещества головного мозга является канвой, на которой для сознания проявляется панорама событий, происходящих во внешнем проявленном мире. В этом заключается происхождение, основание и состояние мышления всех интеллектуальных процессов вообще. В медицине эти движущиеся образы имеют геометрическую форму, а также математическое выражение, как например, число, ритм или движение. Биение сердца соответствует ритму или определяет его. Психические эмоции влияют на деятельность сердца; нарушение сердечной деятельности рождает эмоции, т. е., существует тесная связь между сердцем и мозгом, и, следовательно, между функциями каждого из них. Ошибка современной физиологии заключается в том, что она считает, что сознание порождается мозгом, в то время как он имеет отношение лишь к его проявлению. Было бы гораздо правильнее сказать, что сознание порождает мозг. Вполне вероятно, что все ощущения и функции, кроме чисто органических, происходят из одного органа чувств, а сознание в отношении к проявленному миру является развитием ощущений, а именно, опыта.
Так, можно увидеть, какова природа проявленной вселенной и относящегося к ней человеческого бытия, а именно, изменение, переход, прошлое мертво, будущего нет, настоящее есть момент перехода, и наше сознание является осознанием перехода, и только; каково оно само по себе, мы не знаем. Это то, что наши восточные братья называют Майей, движущейся панорамой иллюзий, которые обычно приводят к заблуждению.
Все это связано с физическим миром, лишь с одной стороной природы человека, лишь с одной половиной самого мира. Окэн говорит о солнце, что «оно светит в силу своего положения в центре». Солнцем микрокосма является сознание. Если называть свечение светом сознания, то тогда сенсорные и моторные импульсы, проходящие взад и вперед по нервам поляризованного света, качественное различие, анализ и колебания которых бьются о берег сознания, чтобы объединиться в его таинственных глубинах.  Переживаются осажденные ощущения, лишенные движения, и записанный результат является сознанием. Как уже отмечалось выше, сознание связано с одной из сторон существования. Другой половиной проблемы является ноуменальное. Все существование является уравнением; двойственность и проявление являются синонимами. Сознание есть светильник, стоящий между двумя мирами, феноменальным и ноуменальным, на месте знака равенства.
(Продолжение следует.)


Рецензии