Бамбук

      Армейская  служба трудна – это давно известно. Ответственна и почётна. Военным Родина доверяет очень многое. Сложнейшая техника, вооружение, но самое главное в Армии – это люди, личный состав частей и подразделений, которые несут службу. Давно известно, что Армия может находиться только в двух состояниях - «Или она воюет, или она готовится к войне». Другого быть не может. Велики и затраты. Как говорил небезызвестный Ульянов (Ленин) – «Армия – это чирей на теле народа». И это действительно так. Огромные расходы государства на вооружение, обмундирование, питание и пр. и пр. Но современные классики напоминают нам; «…если вы не хотите содержать свою Армию, то будете содержать чужую».

      В Армии и на Флоте для поддержания боевого духа, слаженности личного состава и работоспособности оборудования, проводятся не только военные учения, но и проверки, которые включают в себя все сферы деятельности подразделения. Командная группа, группа  штаба по вопросам режима и боевой подготовки, тыловое обеспечение и, конечно же, как проводится работа с личным составом по вопросам морально-нравственного воспитания военнослужащих и преданности своей родине. Так было. Каждая группа занималась своим направлением, и по окончании проверки составлялся соответствующий документ, в котором указывались положительные стороны и, конечно же, недостатки. В моей практике я не помню случая, что бы отрицательных сторон не было. Считалось, что если «всё хорошо», то это уже «нехорошо». Значит, проверочная группа работала плохо, поверхностно, не смогла выявить недостатки. Поэтому в акт проверки вписывались все нарушения, касающиеся быта и подготовки личного состава к несению боевого дежурства. Вспоминается армейская присказка. Приехала проверка. Подошёл проверяющий к пожарному щиту. Вроде всё на месте, полностью укомплектован. Но нужен недостаток. Взяв в руки орудие труда – лопату, хозяин положения  описывает инструмент. «Угол заточки лопаты не соответствует нормам и правилам, определённым директивой №  от …». Во вторых. «Цвет окраски не соответствует положению, определяемому документом …». В третьих. «Диаметр черенка лопаты не соответствует …». В четвёртых... В пятых… Обращаясь к командиру подразделения, проверяющий безапелляционно говорит: «У вас семь недостатков по пожарному щиту!» Командир вежливо взял  из рук проверяющего лопату,  размашисто забрасывает её далеко за забор и говорит: «Пишите. Один недостаток -  нет лопаты». Как правило, все относились к этому с пониманием. Над проверяющими есть другие проверяющие. А над другими - проверяющие повыше и т.д.  Но не было ехидства, злости, желания досадить и отомстить. Но такова служба. Таков порядок.

     В составе одной из таких групп я был командирован с целью проверки несения боевого дежурства и быта личного  состава на одну из пусковых установок воинской части Н. Группу, состоящую из нескольких человек, возглавлял капитан Пахнов – помощник начальника штаба по режиму. Человек незлобный. Можно сказать, добродушный. Только очень много говорил, постоянно шутил, кого-то задевал своими остротами. Как в народе говорят, «Рот не закрывался». Но обиды на него, вроде бы, не было. Везде он был «свой». Я всегда удивлялся, как такой офицер, не «рубака» и не  «солдафон», может нести службу в штабе. По своему характеру и натуре ему быть политработником. Но судьба распорядилась иначе.
 
      Приехав на одну из пусковых установок, группа приступила к работе. Каждый по своему направлению. Проверяемое подразделение заступило на дежурство на 4 дня. Сегодня был второй.  Пахнов сидел за столом кабинета, и ему принесли какие-то бумаги. Он удивлённо поднял глаза на своего собеседника, майора Сидорова и спросил: «Михалыч, так ты на дежурстве что-ли?».
- Как видишь, -  отвечает майор, - вторые сутки сегодня
- Да! – будто удивляясь, продолжал капитан, - а я думал, ты дома.
- С чего  ты взял? - спрашивает Сидоров.
- Да сегодня ночью вышел на балкон, смотрю, ты в трусах на своём балконе куришь. Я думал, это ты. А ты, оказывается, на дежурстве, - снимая со своего лица удивление, ответил проверяющий, - значит, это не ты.

      Нужно было видеть изменившееся лицо майора. Если он здесь, то кто был ночью на балконе? Известно, что после услышанного, кипя гневом и обидой, майор пешком, в ракетке (форма ракетчика при несении боевого дежурства), отправился через пустыню домой, к своей «неверной» половине.

      Спохватились быстро. Вспомнили разговор майора с капитаном. Всё стало ясно. Отправили машину. Догнали. Привезли. Этот случай «замяли», но за незадачливую шутку капитану долго пришлось извиняться перед семьёй «пострадавшего». Разбирали и на партийном собрании. Начальник управления долго  «песочил» своего подчинённого в своём кабинете. И невзначай, в сердцах, в адрес подчинённого выпалил – «голова пустая, как бамбук». Этот разговор стал гласностью, и к капитану, за его шутку, прилепилось прозвище «бамбук». В лицо ему не говорили – обижался. Но не только командный состав, но и сослуживцы, в разговорах между собой, называли его по прозвищу.
      
      Ну разве можно забыть то «наказание», которое получил помощник по режиму после этого случая?!

      Как-то в нашу часть, для дальнейшего прохождения службы, по распределению, прибыл молодой офицер. «Место новое, пустынное, но люди хорошие, - думал он, - это видно сразу». Когда новенький проходил через  КПП, дежурный сержант, проверяя командировочное удостоверение прибывшего,  напомнил ему, что офицеру нужно как можно скорее оформить пропуск для прохода в часть. А для этого нужно явиться в штаб управления для оформления документа к самому Бамбуку.
- К кому? -  переспросил лейтенант.
- К помощнику начальника штаба по режиму, - невозмутимо ответил сержант.

      Заходя в фойе штаба, прибывший пояснил дежурному офицеру, что ему нужно оформить пропуск. «Так вам нужен Бамбук, - спокойно проинформировал дежурный, - второй этаж, третья дверь слева по коридору».

      Капитан Пахнов сидел за своим рабочим столом и внимательно читал какие-то документы, разложенные на столе. Услышав стук в дверь, он поднял голову и сказал: «Войдите». В кабинет вошёл высокий молодой незнакомый офицер и громко, по-военному отчеканил: «Лейтенант Смирнов. Мне нужен капитан Бамбук!» В глазах лейтенанта читались восторг и довольство, ведь он сделал всё правильно, как учили в училище.
         
      Немая сцена. Молчание. Лицо помощника по режиму покраснело. Он вспомнил свою злую шутку с майором на боевом дежурстве и подумал: «за всё нужно платить». «Моя фамилия Пахнов, - стараясь говорить как можно спокойнее, произнёс капитан, - режимная часть. Вам ко мне».

      После такого представления молодого лейтенанта, случай стал известен всему Управлению и прозвище «Бамбук» употреблялось в лексиконе более широко, и при помощнике начальника штаба по режиму тоже.
               

                Владимир Серов
                Июнь 2014 год


Рецензии
Великолепные наблюдения - живая жизнь, всё так и встаёт перед глазами. Из таких вот точных, беспристрастных, но очень жизненных наблюдений появляются интереснейшие книги.

Владимир Свечников   15.08.2019 20:44     Заявить о нарушении