Об ошибках в политике РФ на украинском направлении
Потомки Алексея Михайловича ни разу не усомнились в правильности присоединения Украины к России. Как бы не было им трудно (в 1709 или 1812 гг.) они не допускали мысли о том, чтобы решить проблему этих земель путём отказа от них. Наоборот, в рамках единой Руси укреплялись хозяйственные, культурные связи, объединялись элиты. Казалось, что угроза развала союза Украины и России носит гипотетический характер.
Но мировая глобализация внесла в историю свои коррективы. Крушение империалистических держав после мировой войны вызвало в них системный кризис и рост центробежных сил. Для России самой больной темой стал сепаратизм на Украине. Поначалу наши демократы из правительства князя Львова приветствовали своих братьев – малороссов и на робкие претензии о культурной автономии отвечали, что демократия поможет всем, только надо питать надежду… Ящик Пандоры приоткрылся и попёрло. Говоря устами героев Булгакова, Малороссию накрыла мрачная туча «мразей с хвостами на головах».
В условиях гражданской войны в России, политика на Украине со стороны контрреволюции была непримиримой и наивной в том смысле, что она не принимала в расчёт реалии регионального сепаратизма. Лидеры Белого движения думали о том, как возьмут «Златоглавую» и всё станет по прежнему.
Ленин, напротив, придавал украинскому вопросу архиважное значение. Да он заключил с немцами БРЕСТСКИЙ МИР, но уже 5—12 июля 1918 г. в Москве проходит I съезд Коммунистической партии (большевиков) Украины. Резолюцией съезда становится:
«1) Украина экономически неразрывно связана с Россией;
2) экономическое единство Украины и России в последнее 10-летие создало прочный базис для единства борьбы пролетариата Украины и России;
3) отделение Украины от России как в силу этого, так и в силу всей международной обстановки носит характер временной оккупации;
4) идея „самостийности" Украины, под ширмой которой германские империалисты захватывали и порабощали Украину под иго капиталистов и помещиков, окончательно дискредитирована в самых широких трудовых массах Украины;
5) восстание на Украине развивается под лозунгом восстановления революционного воссоединения Украины с Россией...».
Создав плацдарм для борьбы за Украину, Ленин подобно бультерьеру не выпускал жертву из своих челюстей. Его отношение к Украине сочетало стратегию и тактику.
В «Письме к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным» Ленин объяснил возникшие противоречия между русскими и украинцами, тем, что мировому капиталу «удалось посеять рознь между ними и нами на почве недоверия одной нации к другой. Опыт показал, что это недоверие изживается и проходит только очень медленно и, чем больше осторожности и терпения проявляют великороссы, долго бывшие угнетательской нацией, тем вернее проходит это недоверие». Дальше статья фокусируется на общих интересах России и Украины, которые позволят им образовать союзное государство и успешно строить новое общество. Класс!
За три года разбушевавшуюся шароварщину приторочили к седлу матушки России. Это при полной экономической блокаде со стороны Запада и попытках интервенции. Важно, что лозунги Ленина были воплощены в реальную политику малых и больших дел: украинцев уравняли в правах с русскими, признали их культурную автономию, амнистировали за грешки гражданской войны и даже ограничили права русских в пограничных территориях. Как результат, союз советских республик стал основой для рождения мировой державы - СССР.
История развала отношений России и Украины повторилась в конце 20 века. Не будем вскрывать причины этого кризиса, а обратим внимание на то, что случилось в 2014 году. Майдан побеждает. Президент Янукович бежит в Россию, но её руководство практически не реагирует на ситуацию в Киеве. Кремль чуть ли не сразу соглашается со странной формулировкой «западных переговорщиков» о праве народа на восстание против недемократической власти. СМИ РФ называют Януковича бывшим и спорят, поднимется ли Юго-Восток на борьбу с бандеровской реакцией. При этом нет позиции в отношении Украины как целостного государства. Это поле боя отдали на растерзание США и Европе, те ошалели от счастья и прошляпили Крым. Победа в Крыму закрыла возможность оспорить у Запада прорусскую Украину. Неуклюжим шагом стало заседание Совета федерации, которое разрешило Президенту ввод войск на иностранные территории. На фоне крымских событий это решение выглядело для украинцев как угроза агрессии. В этот субботний день нам - борцам с фашистской угрозой стало по-настоящему плохо. У новой власти появилась возможность сплотить украинцев перед угрозой потери суверенитета – русофобия стала официальной идеологией. Хрупкий шанс на двоевластие стал таять. Наших ребят стали избивать, выслеживая поодиночке после митингов. Возле домов активистов установили слежку и при случае запугивали странными пожарами заборов во дворах и дверей в подъездах. Все ждали, что вот-вот образуется центр сопротивления, но пауза затягивалась. Политическая судьба русофильской Украины металась между обанкротившимися регионалами и коммунистами, слабыми общественными организациями, странными блогерами, наделёнными какими-то только им известными полномочиями. В момент, когда до людей на местах стало доходить, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, прошёл невнятный слух о том, что первыми в очереди на очищение Луганск и Донецк. Это практически ослабило протестное движение в Харькове, Днепре и Запорожье, поскольку здешние нетерпеливые пассионарии рванули на Донбасс. Волны русской весны на 9 мая не получилось, зато практически сразу начался террор.
Судьба Донецка в событиях 2014 года очень интересна. Проект ДНР существовал в качестве пугала с памятных событий оранжевой революции, но, похоже, его никто не собирался реализовывать. Я, часто бывая в Донецке, удивлялся, тому насколько этот город был плотно взят под контроль украинизации. Практически все ВУЗы были украиноязычными. Настроения значительной части интеллигенции было укрофильским. Днепропетровск, Харьков и Запорожье на этом фоне были оазисами русской жизни. И тут в течение нескольких недель всё перевернулось. Не претендуя на роль эксперта последней инстанции, постараюсь высказать мнение о данной метаморфозе. Самой уязвимой точкой Украины был Харьков, где достаточно было сформировать внятный центр и осуществить переворот. Это хорошо понимали спонсоры и участники киевской «революции достоинства», поэтому в их информационной войне акцент был сделан на проблеме «донецких». Харьков искусно вывели из-под удара. Плохо информированный Кремль согласился с тем, что донецкий плацдарм – это направление главного удара. Результатом стало, то, что антибандеровское движение Украины оказалось, заперто в глухом куту между Азовским морем и степями российского Донбасса. Если бы события разворачивались в Харькове, то наверняка бы сработал эффект домино. Влияние Харькова трудно переоценить. Для Восточной Украины – это: крупнейший промышленный центр, который на данный момент обеспечивает большую часть заказов для АТО; важнейший транспортный узел, без которого невозможно движение по всей Восточной Украине; культурно-политический центр, распространяющий влияние на Сумскую, Днепропетровскую, Полтавскую области. Турчинов и компания это очень хорошо понимали и сделали всё невозможное для предотвращения харьковской «русской весны». Когда им в вину, со стороны разгорячённых патриотов, сыплются упрёки по поводу бездействия по защите Крыма, то не учитывается, что бросок на Симферополь стоил бы победы прорусских сил в Харькове и катастрофы по всей Украине.
Возвращаясь в лето 2014 г. хочу отметить, что сопротивление Хунте было ослаблено признанием со стороны РФ выборов Президента Украины и фактической легитимации «шоколадного короля». С этого времени любое высказывание о незаконности власти «майданутых» стало преступлением. Аресты и акции запугивания стали массовыми.
И главное, признание Порошенко президентом, после выборов организованных Турчиновым, практически сделало законным АТО, развязанную самыми реакционными силами майдана. Нужно было добиться осуждения АТО на международном уровне и поставить условием выбора президента отказ от любых карательных мер в отношении политических соперников. Этот просчёт фактически развязал гражданскую войну на Украине.
Свидетельство о публикации №219081400452